Дана нам жизнь -
лучше ничего не может быть.
Лев Толстой.21 марта 1910 г.
ШЕЛ МАРТ месяц. Последней весны Толстого. Он знал это, жене Софье Андреевне скажет: "Будущего года не будет совсем. Я не помню такой ранней весны, как нынешняя. И чтобы была так устойчива, безостановочна". Остановок он не любил. "Я признаю движение только".
Десятая весна нового века была неспокойной. Земные и космические проблемы волновали воображение. Комета Галлея готова была смести Землю. Парадоксалист Толстой это только приветствовал, убежденный в том, что "духовная жизнь так же мало может быть нарушена уничтожением земли, как жизнь мира - смертью мухи". Газеты писали о Гучкове, Столыпине, о скандале, устроенном Пуришкевичем, и с удовлетворением констатировали: "Пишут астрономы, что весной этой будет столкновенье у людей с кометой, что хвостом всю думу разметет комета. Русское спасибо скажем ей за это".
Помимо кометы, для газет главная фигура для хроникального обозрения - Лев Толстой. "Толстой на экране и в синематографических театрах", "Реферат о Толстом запрещен в Триесте", "Толстой обещал приехать на международный конгресс мира", "Лев Николаевич не перенес болезнь - воспаление вены внутренней стороны левого колена", "Лев Николаевич посещает тульскую тюрьму".
В марте Толстой работает над комедией "От ней все качества", вернее, это трагикомедия. "Сколько времени прошло, а качества от ней (то есть - от водки) - все те же". И тем не менее это смешная народная комедия.
Среди посетителей Ясной Поляны в марте - знаменитый Лев Шестов. Но, как запишет Толстой в дневнике: "Встретились и расстались без особого удовольствия". Для него гораздо интереснее, например, мужик из Тамбовской губернии или бывший офицер-революционер, который уделяет из заработка нуждающимся и приехал за "совершенствованием, пока жив Лев Николаевич". Успел и Льву Николаевичу очень понравился.
Переписывается Толстой чуть ли не со всем миром: Бернард Шоу, финский писатель Арвид Ернефельд, Шведская академия┘
Самым близким человеком марта стала умершая родственница, бывшая фрейлина двора, замечательная по силе ума, духовной высоте - Александра Андреевна Толстая. Переписку с ней Толстой назвал "своей лучшей биографией". Перечитывая ее, он наталкивается на свое же духовное кредо: "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость". В 1910 году Лев Николаевич, прочитав эти строки, добавляет: "И теперь ничего бы не сказал иного".
Бывший иконописец художник Василий Никитич Мешков в марте же месяце рисует последний прижизненный портрет Льва Николаевича. Углем на белой бумаге: из мрака вырывается просветленная фигура Вестника с трагическим лицом. На портрете отражена вечная тема Льва Толстого - борьба света и тьмы, добра и зла, хаоса и космоса, войны и мира┘
Подарил ли ему март хотя бы немного душевной гармонии? Безусловно. Александр Борисович Гольденвейзер играл для него Шопена - "Молитву во время грозы". Его душа молилась жизни.
Ирина ЩЕРБАКОВА,
заведующая отделом Музея Л.Н. Толстого, заслуженный работник культуры России