0
19609
Газета Печатная версия

19.06.2018 00:01:00

Рост зеленых инвестиций

Эксперты отмечают повышенный интерес бизнеса к производству недорогой и чистой энергии в крупных объемах

Тэги: виэ, возобновляемая энергетика, инвестиции, биотопливо


виэ, возобновляемая энергетика, инвестиции, биотопливо Около 130 ведущих корпораций мира планируют полностью перейти на ВИЭ. Фото Pixabay

На IV международном конгрессе REENCON-XXI был представлен Мировой отчет по возобновляемым источникам энергии (ВИЭ) по данным, которые удалось аккумулировать к 2018 году. Его подготовили аналитики международного агентства REN21, которое в своей работе объединяет правительства, негосударственные организации, исследовательские и образовательные учреждения, а также представителей бизнеса.

Первый документ такого рода они опубликовали еще в 2005 году. С тех пор количество вовлеченных в процесс анализа авторов неуклонно росло и к 2018 году превысило 900 человек. Все они внимательно следят за тенденциями на рынке ВИЭ, отмечая, что ускоряет, а что тормозит энергетический переход. Их выводы призваны облегчить задачу регуляторов по формированию своего подхода к развитию зеленой энергетики.

Тенденции

В этом году эксперты с удовлетворением отмечают, что прогресс в этой отрасли набирает обороты: расходы снижаются, инвестиции растут, появляются инновационные бизнес-модели, а темпы введения новых мощностей показывают новые рекорды. Все это ведет к быстрым изменениям. Годы серьезной политической поддержки и совершенствования технологий привели к резкому удешевлению солнечных и ветряных установок. По оценке REN21, во многих регионах получать электричество за счет ВИЭ стало дешевле, чем устанавливать новые станции, работающие на базе мирного атома или углеводородов, а кое-где даже менее затратно, чем использовать уже существующие электростанции на традиционном топливе.

Однако столь радужная картина относится преимущественно к выработке именно электроэнергии. Этого недостаточно, чтобы обеспечить сокращение выбросов парниковых газов в том объеме, на который рассчитывают участники Парижского соглашения по климату, или гарантировать всеобщий доступ к недорогой и чистой энергии в рамках «Целей устойчивого развития» ООН. Основную часть энергетического спроса – 80% – составляют теплоснабжение, охлаждение и транспорт. Именно эти сферы сильно отстали в плане внедрения возобновляемых ресурсов и нуждаются в стимулировании.

В 2017 году 75% глобальных инвестиций в возобновляемую энергетику принадлежали Китаю, Евросоюзу и Соединенным Штатам. При этом КНР увеличила свой вклад сразу на 30,7% по сравнению с 2016 годом. Цифры внушительные, но в соотношении с валовым внутренним продуктом оказывается, что такие небольшие развивающиеся страны, как Маршалловы Острова, Руанда, Соломоновы Острова, Гвинея-Бисау и многие другие вложили не менее, а то и более значительные суммы.

Более 20 стран организовали альянс с целью отказа от угольной энергетики к 2030 году.  	Фото Reuters
Более 20 стран организовали альянс с целью отказа от угольной энергетики к 2030 году. Фото Reuters

Пример, который они подают мировому сообществу, особенно важен на фоне стремительного роста глобальной экономики в сочетании с минимальными улучшениями в сфере энергоэффективности и контроля за потреблением. Ведь в прошлом году необходимость в энергии увеличилась приблизительно на 2,1%, более чем вдвое превысив средний показатель последних 5 лет. В то же время выбросы диоксида углерода тоже прибавили (около 1,4%) впервые за 4 года, несмотря на то что климатологи вовсю призывают снижать такое воздействие на окружающую среду.

Рывок новых ВИЭ

Так или иначе доля возобновляемых источников энергии в мировом энергобалансе продолжает расти. Темп здесь задают так называемые современные ВИЭ, то есть все основные виды (солнце, ветер, вода, тепло земли и даже мусор), за исключением традиционной биомассы. За последние 10 лет они увеличили свое присутствие на 5,4%, традиционная биомасса – на 0,2%. Вместе получается лишь 2,3%, и это при росте общего энергопотребления на 1,7%. И все же углеводороды и мирный атом шагнули вверх по лестнице еще менее уверенно – на 1,6%.

Результаты современных ВИЭ объясняются впечатляющим скачком в использовании фотогальванических панелей и ветроустановок. Кстати, солнечная генерация выдает отличные показатели второй год подряд. Рекордные значения 2016 года она увеличила почти на 33% (минимум на 98 ГВт). К концу 2017 года установленная мощность составляла 402 ГВт. Ветряная генерация за тот же год вышла в плюс на 11% (52 ГВт новых мощностей) – до 539 ГВт. Основной прирост ей обеспечили станции в море, их стало больше на 30%. И если в 2016 году все ВИЭ выросли на 63%, то в 2017 году приблизительно на 70%

Несмотря на это, возобновляемые источники энергии еле поспевают за быстрым повышением спроса. Кроме того, некоторые регионы сократили использование биомассы. Эксперты считают эту тенденцию в целом позитивной, но общий рост ВИЭ из-за этого замедляется, вплоть до того что в некоторых странах отмечается уменьшение доли ВИЭ.

Эффективное внедрение

Вопреки некоторому скептицизму немалые части систем электроснабжения по всему миру удалось перевести на возобновляемые ресурсы без нарушения стабильности сетей. К 2017 году самого большого уровня внедрения солнечных панелей и ветроустановок удалось добиться Дании – 52,9%. Следом на приличном расстоянии идут Уругвай (28,1%), Германия (26%) и Ирландия (25,2%). На короткие периоды в прошлом году некоторым регионам удавалось добиться поистине грандиозных результатов. Так, ЮАР в определенный момент смогла покрыть более 100% внутреннего спроса на электричество только за счет силы ветра, а в другой момент – 44% за счет солнечного излучения. Ирландия и американский штат Техас в таком режиме получали от ветряных станций 60% и 54% соответственно, а Германия – 66% от комбинации ветра и солнца.

Чтобы максимально интегрировать различные ВИЭ в энергосистему, приходится принципиально менять привычный подход к построению единой сети. Регуляторы и те, кто реализует проекты, должны учитывать и то, что находится за пределами отдельно взятого сектора, даже за пределами конкретной страны, чтобы решить проблему спроса и предложения по обе стороны границ.

Например, Китай специально стимулирует электрификацию теплоснабжения, производства и транспорта в тех уголках страны, где находятся большие мощности ВИЭ. Это помогает снижать потери при передаче энергии и поддерживать спрос и предложение в равновесии. Европейский союз использует другой подход – предоставляет дополнительное финансирование на сооружение четырех главных линий передачи, которые позволят перебрасывать излишки из одного конца Европы в другой для использования или хранения.

Подобная гибкость в снабжении ведет к сокращению расходов и дает возможность максимально увеличить долю самых разных возобновляемых источников в энергобалансе.

Цена вопроса

Благодаря совершенствованию технологий, изменениям на рынке, эффективному регулированию и новым бизнес-моделям стоимость фотогальванических панелей и ветроустановок продолжает падать. Тендеры на солнечные панели выигрываются с рекордно низкими ценами. В Германии этот показатель в среднем за 2017 год был почти в полтора раза ниже, чем за два предшествующих года. Вплоть до 50 евро (около 60 долл.) за 1 МВт-ч. В США самым выгодным стал проект солнечной станции в Техасе на 150 МВт, где потенциальная стоимость мегаватт-часа – 21 долл.

На таких разных рынках, как Мексика, Канада, Индия и Марокко, цена за 1 МВт-ч от наземных ветроэнергетических установок опустилась до 30 долл. При этом в Мексике один из тендеров выдал цену даже ниже 20 долл. (на 40–50% меньше, чем по тендерам в 2016 году), что стало мировым рекордом. А в Германии зафиксировали национальный минимум – 38 евро (около 45 долл.).

Тендеры на морские ветроустановки в Германии и Нидерландах обошлись даже без субсидий в отношении цен (но с поддержкой государства при подключении к сети и в некоторых других аспектах), они будут абсолютно рыночными. Проекты собираются завершить к 2024 и 2022 годам соответственно. А всего несколько лет назад о таком и подумать было нельзя.

Вместе со снижением цен на рынок пришли новые игроки, а традиционные поставщики начали менять свои бизнес-модели. К началу этого года более 130 ведущих корпораций мира присоединились к инициативе RE100. Одна объединяет собой компании, которые планируют полностью перейти на ВИЭ. В 2016 году желающих было только 87. Это движение распространилось из США и ЕС по всему миру. Некоторые снабжающие компании объявили, что откажутся от генерации на основе углеводородов и перейдут к масштабному производству на базе возобновляемых источников. Такие примеры можно найти в африканских странах, Австралии, Китае, ЕС, Индии и США. Французская Engie продала свои угольные и газовые активы стоимостью 15 млрд евро (18 млрд долл.) в 2016–2017 годах, а к концу 2018-го инвестирует 22 млрд евро (26 млрд долл.) в энергоэффективность и ВИЭ.

Малая распределенная энергетика тоже постепенно находит своих сторонников. Во многом за счет цифровизации удается легче переводить потребителей в новое качество – потребителей-производителей. Виртуальные торговые площадки для микротранзакций между потребителями и производителями солнечной энергии начинают появляться в Австралии, Дании, Франции, Японии, Республике Корея и США.

Доступность

Расширение доступности энергии хоть и медленно, но продолжается, особенно в странах Африки, расположенных к югу от Сахары. В 2016 году приблизительно 1,06 млрд человек (около 14% населения земного шара) жили без электричества, лишь на 125 млн меньше, чем двумя годами ранее. Если в азиатских странах с переходной экономикой 18 лет назад более 1 млрд человек не имели доступа к электричеству, к 2016 году эта цифра уменьшилась до 0,44 млрд. Наибольшего прогресса добились Бангладеш, Китай, Индия и Индонезия.

Благодаря ВИЭ 90% населения, которые сейчас не имеют доступа к электричеству, получат его. Системы распределенных ВИЭ для доступа к энергии играют крайне важную роль в этом процессе. Они постоянно предлагают эффективные по затратам альтернативы для расширения и улучшения сети. К концу 2016 года такие системы обслуживали около 300 млн человек. Внесетевые солнечные устройства, например осветительные приборы или целые системы для дома, с 2010 по 2017 год, бывало, увеличивали свое присутствие на 60% в год. Финансовая модель «плати в случае пользования», чье появление было спровоцировано появлением мобильных технологий, стала основным инструментом для развертывания системы распределенных ВИЭ по всему миру. В Восточной и Западной Африке компании, работающие по принципу «плати в случае пользования», обслужили более 700 тыс. клиентов и увеличили свой капитал на 263 млн долл. (19% к 2016 году).

Рынок зеленых решений для готовки продолжил развиваться в 2016 году. Он вырос более чем втрое. Безопасных для окружающей среды духовок было продано 30,8 млн штук, а это почти 83% от количества проданных духовок всех типов. Однако нужно уточнить, что большинство реализованных духовок нового типа были на основе сжиженного углеводородного газа, и лишь 5,6% использовали современное возобновляемое топливо. Так или иначе, общее число людей, не имевших доступа к экологически безопасному кухонному оборудованию, значительно выросло в связи с приростом населения. У 2,8 млрд человек (38% населения планеты, среди которых 50% населения развивающихся стран) до сих пор нет такой возможности.

Слишком медленный темп

Аналитики отмечают, что в мире укрепляется тенденция отказа от угля. В прошлом году более 20 стран организовали альянс постугольной энергетики. Великобритания, Канада, Франция, Италия, Мексика и другие члены организации рассчитывают вытеснить этот ресурс из энергобаланса к 2030 году. Все больше компаний, что владеют, разрабатывают или управляют угольными электростанциями, уходят из этого бизнеса, к тому же снабжающие организации 26 из 28 стран Евросоюза подписали соглашение не строить новых станций такого типа начиная с 2020 года.

И все же, несмотря на позитивные тренды, переход в сторону возобновляемой энергетики идет слишком медленно. Текущий темп не позволит ограничить глобальное потепление 2 градусами по Цельсию в сравнении с доиндустриальной эпохой. Не удастся соблюсти даже меньшее ограничение в 1,5 градуса по Цельсию. Да, инвестиции в ВИЭ растут, но не в тех масштабах, которые нужны в данной ситуации. Согласно обзору мировой энергетики за 2017 год от Международного энергетического агентства (МЭА), чтобы выйти на плюс 2 градуса по Цельсию, понадобится 12 трлн долл. на период до 2040 года, то есть на уровне 500 млрд долл. в год.

Еще мы отстаем от плана, рассчитанного до 2030 года, по обеспечению всеобщего доступа к недорогой и чистой энергии в рамках «Целей устойчивого развития» ООН. Для достижения этой цели придется вложить 45–56 млрд долл., включая частные и государственные инвестиции.

Что мы имеем в реальности? В 2017 году новые вложения в ВИЭ (станции и топливо), за исключением гидроэнергетических проектов более 50 МВт, были на уровне 279,8 млрд долл. Это на 2% больше, чем в 2016 году. Но надо учитывать, что в 2016-м, наоборот, было падение – на 23% (с 323 млрд долл. в 2015 году до 274 млрд долл.).

Узкие места

Эксперты выделили сразу несколько узких мест в распространении ВИЭ. По их мнению, необходимо активнее сокращать энергопотребление и ускорять энергопереход в сфере теплоснабжения, охлаждения и транспорта.

Улучшения в энергопотреблении незначительные. Слишком долго кривая этого показателя шла не в том направлении, и только в последние 10 лет начала перестраиваться в нужное русло. С 2011 по 2016 год эффективность в этом сегменте прибавляла в среднем по 2,1%, а в 2017 году рост замедлился до 1,7%. Поэтому, согласно «Целям устойчивого развития» ООН до 2030 года, соотношение первичного потребления энергии и ВВП должно улучшиться как минимум вдвое. А для этого, очевидно, нужно прилагать больше усилий, делают вывод авторы отчета.

С теплоснабжением и охлаждением ситуация не лучше. В 2017 году современные ВИЭ обеспечили только 10,3% всей энергии, необходимой для теплоснабжения. Еще 16,4% – это традиционная биомасса, которая используется преимущественно для готовки в развивающихся странах. Там ее зачастую сжигают простыми и крайне неэффективными методами, что лишь способствует загрязнению окружающей среды. Чтобы внедрить технологии ВИЭ в теплоснабжение и охлаждение, нужны значительно большие инвестиции, чем могли бы понадобиться для распространения углеводородных аналогов. Эксперты сожалеют, что хоть изменения в этом секторе нужны прямо сейчас, регуляторы пока не обращают на него должного внимания, концентрируя свои усилия на модернизации производства электроэнергии.

Новые вызовы в транспортной сфере замедляют прогресс. Несмотря на определенные позитивные изменения, большая часть нужд транспорта (92%) по всему миру покрывается за счет нефтепродуктов. Доля биотоплива небольшая – 2,8%, электричества еще меньше – 1,3%. И вот из этих 1,3% только одну четвертую занимают возобновляемые источники энергии. Принимая во внимание такую статистику, государства, которые установили цели как по электромобилям, так и по ВИЭ, как могут поощряют распространение возобновляемой энергетики в сфере транспорта.

Даже с учетом повышения эффективности использования топлива в пассажирских автомобилях за последние 15 лет сокращение количества пассажиров на одну машину и ряд других факторов привели к увеличению расхода энергии на одного пассажира на 4%. Об этом говорят данные по странам – участникам МЭА с 2000 по 2016 год. Во многих государствах с переходной экономикой количество пассажирского транспорта за этот период выросло втрое. Грузовой автотранспорт тоже прибавил: 9% в странах – членах МЭА и 250% в странах с переходной экономикой.

Рост участия биотоплива в работе транспорта сдерживается непрекращающимися спорами об уровне устойчивости биотоплива первого поколения. Более или менее широкое применение этот ресурс получил в малом количестве регионов: США, Бразилия, ЕС и Китай. Есть определенные успехи в разработке более совершенного биотоплива, но его внедрение проходит еще медленнее. Огромный потенциал лежит и у авиационного биотоплива, но произведенные в 2017 году объемы относительно малы и в основном используются для демонстрационных полетов. В сфере морского транспорта аналогичным продуктам тоже пока далеко до массового использования.

Статья подготовлена по материалам Мирового отчета по ВИЭ – 2018» REN21.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Китай и Соединенные Штаты конкурируют из-за влияния на Новую Гвинею

Китай и Соединенные Штаты конкурируют из-за влияния на Новую Гвинею

Владимир Скосырев

На этом фоне Байден сделал весьма неудачную оговорку, которая может сказаться на отношениях Америки с островным государством

0
1007
Тбилиси встраивает свои черноморские порты в Транскаспийский маршрут

Тбилиси встраивает свои черноморские порты в Транскаспийский маршрут

Виктория Панфилова

Грузия сближается со странами Центральной Азии

0
4470
Константин Ремчуков. В Китае число пользователей сотовых сетей 5G превысило 850 млн абонентов

Константин Ремчуков. В Китае число пользователей сотовых сетей 5G превысило 850 млн абонентов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 08.04.24

0
5202
Казахстан и Узбекистан согласовали позицию к саммиту "ЕС – Центральная Азия"

Казахстан и Узбекистан согласовали позицию к саммиту "ЕС – Центральная Азия"

Виктория Панфилова

Европейцы обещают вложить 10 миллиардов евро в развитие Транскаспийского транспортного маршрута

0
3575

Другие новости