0
17734
Газета Печатная версия

16.01.2018 00:01:00

Стоимость барреля в 2018 году должна устроить Москву

По расчетам экспертов, средняя цена на нефть будет около 60 долларов, а пиковая может достигать 80 долларов

Тэги: нефть, опек, баррель, виэ, brent


нефть, опек, баррель, виэ, brent «Быки» на нефтяных биржах пока одерживают победу над «медведями». Рисунок Ирины Никифоровой

В конце прошлого года агентство Bloomberg опубликовало подборку мнений известных инвестиционных финансовых институтов относительно развития цены на нефть в текущем году. В опубликованном на сайте сообщении говорится, что нефть может завершить ростом второй год подряд после того, как в прошлом месяце ОПЕК и страны-союзницы приняли решение продлить сделку по сокращению добычи с целью снизить избыток предложения на рынке. Но если одни банки повысили прогнозы цен на нефть на 2018 год, то у других это решение оптимизма не прибавило.

Банковские оценки

Наиболее оптимистично настроен Goldman Sachs Group Inc.: банк повысил прогноз цены сорта Brent почти на 7% – до 62 долл. за баррель, ссылаясь на более высокий, чем ожидалось, уровень выполнения сделки «ОПЕК плюс». «Бычьих» прогнозов придерживается и JPMorgan Chase & Co., объясняя их «сильными фундаментальными факторами» и снижением предложения, а также решимостью ОПЕК восстановить равновесие на рынках.

С другой стороны, Citigroup Inc. указывает на возможность изменения текущей динамики предложения и спроса, которые способствуют удорожанию нефти, и резкого роста добычи сланцевой нефти в США. В Barclays Plc считают, что ралли нефти вдохновит США и другие страны, не входящие в ОПЕК, нарастить добычу в 2018 году, из-за чего запасы нефти снова вырастут.

Нефть Brent, которая является бенчмарком для половины мировых рынков, с начала года подорожала примерно на 12%, а в прошлом году – на 52%. Brent в конце прошлого года торговалась по 63,87 долл. за баррель.

UBS повысил прогноз цен на Brent на 2018 год до 60 долл. с 55 долл. за баррель. Запасы стран – членов ОЭСР могут упасть до средних значений пяти лет в третьем квартале 2018 года, когда участники сделки «ОПЕК плюс» начнут неофициально сворачивать соглашение. Что касается Credit Suisse, то банк повысил прогноз цен на Brent до 60 долл. с 53 долл. за баррель. В банке отмечают, что «твердая приверженность» ОПЕК и других производителей обязательствам по сокращению приведет к нормализации уровня запасов ОЭСР где-то к третьему кварталу следующего года.

JPMorgan повысил прогноз цены Brent до 60 долл. с 58 долл. за баррель. Цены на нефть остаются в целом стабильными, что свидетельствует о сильных фундаментальных показателях и снижении предложения. Банк также объясняет прогноз готовностью ОПЕК и Саудовской Аравии добиваться балансировки рынка. Citigroup прогнозирует Brent по 54 долл. за баррель в следующем году. Банк сохранил прогноз цены на 2018 год без изменений после понижения с 60 долл. в июле: данные на сайте Bloomberg. Ограничения по добыче нефти будут сохраняться до середины 2018 года или конца третьего квартала, но не до конца года.

Barclays сохранил прогноз по Brent на уровне 55 долл. за баррель. Оптимизм в отношении цен приведет к росту добычи в не входящих в ОПЕК странах, не считая США, не менее чем на 500 тыс. барр. в сутки ежегодно в 2018 и 2019 годах, подчеркивается в анализе Bloomberg.

По данным департамента энергетики США, в их краткосрочном прогнозе рассматривается диапазон значений цены на нефть вплоть до 80 долл.

Оптимистический прогноз норвежских ученых

На состоявшемся в конце прошлого года в рамках Нефтегазового диалога ИМЭМО семинаре «Цены на нефть: факторы и тенденции» основной докладчик Яранд Ристад, управляющий партнер норвежской консалтинговой компании Rystad Energy, утверждает, что обвал нефтяных котировок в 2014 году и сохранение низких цен в течение последних трех лет привели к падению активности в сфере геологоразведки. Санкционирование ряда новых проектов было отложено. К чему это может привести? Согласно базовому сценарию Rystad Energy, текущий низкий уровень инвестиций в геологоразведку через 5–10 лет приведет к дефициту предложения углеводородного сырья, что спровоцирует рост цен на нефть. По оценкам компании, это позволит вновь повысить привлекательность геологоразведки. В конечном счете решающими факторами, влияющими на развитие цены на нефть, будет спрос и инвестиционные циклы, которые составляют до семи лет. Действительно, как отмечает издание Deutsche Wirtschafts Nachrichten со ссылкой на Rystad Energy, число новых открытых нефтяных залежей в 2017 году снизилось на самый низкий за последние 80 лет уровень. В этой связи Яранд Ристад не исключает, что цена барреля в текущем году достигнет 80 долл. 

На стороне спроса, как отмечал на семинаре Владимир Рогов, московский директор The Boston Consulting Group, доминирующими сферами потребления нефти являются транспорт и электроэнергетика (а также теплоэнергетика). Нефтехимия, по мнению Рогова, не занимает значительного места в сфере нефтепотребления. В 1990 году на долю транспорта приходилось 46% потребления нефти, в 2013 году – уже 54%. Ожидается, что к 2030 году эта доля увеличится (если исходить из нынешнего уровня нефтепотребления в транспорте) до 58%. Соответствующие показатели для нефтехимии составят 11%, 11% и 14%. А для электроэнергетики и теплоснабжения составят соответственно 11%, 6% и 3%. Однако неизвестными величинами являются развитие транспорта на альтернативных источниках энергии, и прежде всего электротранспорта. Транспорт будущего будет, по мнению Рогова, электрический, коллективный, автономный и интегрированный с энергосистемой. Но как быстро будут реализованы эти параметры, нам пока неизвестно. Точно так же в энергетике уровень развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) не позволяет сегодня предвидеть степень реального замещения ими традиционных источников. Особенно важно принять это во внимание, по моему мнению, в связи с развитием замкнутого цикла в ядерной энергетике, связанной с развитием технологии АЭС на быстрых нейтронах и перспектив ядерного синтеза.

Сценарный подход

По мнению Станислава Жукова, руководителя Центра энергетических исследований ИМЭМО РАН глубокое снижение цены нефти во второй половине 2014 – начале 2015 года зафиксировало переход мирового рынка нефти в новое состояние.

Потенциальный прирост предложения существенно превышает ожидаемый прирост спроса, который с середины прошлого десятилетия обеспечивается исключительно развивающимися странами. Развитые же страны прошли исторический пик спроса на нефть в 2005–2006 годах. Сценарные прогнозы позволяют утверждать, что к середине 2030-х годов высока вероятность того, что и мировой спрос достигнет своего пика.

В развитых странах продолжается процесс смены поколений. И нынешнее по своим потребительским приоритетам радикально отличается от предшественников, утверждает Станислав Жуков, ссылаясь на исследования маркетологов. Культура, связанная с автомобилем, играет для них существенно меньшую роль. Городское пространство в крупных городах организуется в виде сот: дом, офис, магазины и рестораны, развлечения, круг общения – все в шаговой доступности.

Новое поколение в американской социологической литературе называют поколением пешеходов. И хотя автомобиль остается важной частью их жизни, спрос на транспортную мобильность уже заметно ниже. Они активнее используют общественный транспорт, велосипед, их предпочтения во многом определяет идеология экологизма.

В ближайшие 5–10 лет на смену нынешнему поколению в большинстве западных стран придет новая генерация Z, потребительские предпочтения которой скорее всего продолжат и разовьют обозначенный тренд.

Большинство прогнозов основано на том, что рост спроса на нефть продолжится в Китае. Однако по мере того, как углубляются наши знания о специфике экономического роста этой страны и потребительского поведения ее населения, становится очевидным: риск замедления спроса на нефть в КНР тоже достаточно высок, считает Жуков.

В потреблении нефти важную роль играют промышленность и сельские домохозяйства, активно использующие мазут, керосин и сжиженные углеводородные газы. Во многом похожа ситуация и в Индии. Если КНР начнет серьезно перестраивать свою экономическую модель, спрос на дизельное топливо может начать снижаться. В марте этого года такой прогноз сделал президент китайской нефтяной и химической корпорации Sinopec.

Кроме того, важно учитывать специфику автомобилизации Китая. Прогнозы, как правило, исходят из того, что, обладая огромной территорией и построив развитую дорожную сеть, страна воспроизведет американскую модель автомобилизации с преобладанием четырехколесного транспорта и высокой транспортной мобильностью населения. Но потребитель в КНР часто предпочитает двух- или трехколесный транспорт и передвигается значительно меньше, чем средний американец. В Индии эти транспортные средства также будут преобладать над четырехколесными – просто в силу бедности основной части.

Предложение на рынке будет определяться следующими факторами. Бум трудноизвлекаемой (прежде всего сланцевой) нефти в США продлится как минимум до 2020 года. Даже при цене ниже 60 долл. за баррель ее добыча продолжится.

Ирак в 2014 году фактически сравнялся по добыче с историческим пиком второй половины 1970-х годов. В случае снятий санкций с Ирана и открытия его нефтяного сектора для западных компаний эта страна также способна достаточно быстро нарастить нефтедобычу. И Ирак, и Иран располагают огромными доказанными запасами конвенциональной нефти на суше и остро нуждаются в ресурсах для финансирования восстановления экономики и стимулирования экономического роста. Таким образом, дисбаланс в пользу предложения (если не произойдет геополитических катаклизмов на Ближнем Востоке) может поддерживаться в течение длительного времени.

Главным фактором поддержки цены нефти снизу выступает, во-первых, уровень безубыточности добычи трудноизвлекаемой нефти в США (около 60–70 долл. за баррель). При снижении цены ниже 60 долл. происходят замедление роста добычи и ее снижение. Во-вторых, для поддержания устойчивого экономического роста в Саудовской Аравии в долговременном периоде необходима цена нефти не ниже 80–90 долл. за баррель. Важным фактором поддержки цены нефти является ее включенность (через деривативы) в экономику активов. Сверху цена ограничена конкуренцией со стороны товаров-субститутов и необходимостью поддержания мирового экономического роста.

Конкуренция нефтеэкспортеров за ограниченное число растущих рынков усиливается. При этом страны-импортеры поощряют эту конкуренцию. Они стремятся добиться более выгодных условий поставок, навязывая экспортерам собственные правила игры, включая требования льготного доступа своих компаний к запасам углеводородов на территории других стран и введение расчетов за нефть в национальных валютах. Китай готовится усилить влияние на механизм ценообразования на сырую нефть через запуск собственных нефтяных деривативов.

В Центре энергетических исследований ИМЭМО исходят из непредсказуемости развития мирового рынка. Все большее влияние имеют факторы, которые лежат вне нефтяного рынка. Главное, что происходит в экономике в целом, – предложение нефти будет подстраиваться под спрос. Разница между минимальным прогнозом и максимальным прогнозом составляет десятки долларов. Именно поэтому лучшие шансы имеют сценарные прогнозы. К этому следует добавить, что факторы, которые лежат вне нефтяного рынка, оказывают все большее влияние на цену на нефть.

Заслуживает внимания, на мой взгляд, выступление Виталия Ермакова, руководителя Центра по изучению энергетической политики НИУ ВШЭ. Он в своем выступлении привел эффект заднего зеркала. По его мнению, если мы будем пытаться предсказать будущую траекторию цен на нефть, исходя из того, что видели до сих пор, то это будет верным, пока не начнутся крутые повороты. В таком случае мы уже не сможем ориентироваться на прошлое, которое хорошо работает только в стабильной ситуации.

Когда сталкиваемся с глобальными изменениями, мы не можем опираться на такое прогнозирование.

В данной ситуации интересен подход Ермакова к будущей цене нефти. Как он считает, для мирового рынка нефти в 2018 году будут иметь значение три цифры: 100, 10 и 70.

Первая цифра – 100 млн барр. в сутки – это объем мирового потребления нефти, который, вероятно, впервые в истории будет достигнут в 2018 году.

Вторая цифра – 10 млн барр. в сутки – рекорд по добыче нефти в США, который американские нефтедобытчики превзойдут в 2018 году.

«В случае существенного прироста добычи сверх этого уровня можно ожидать понижательного давления на цены на нефть. Однако, на мой взгляд, более реалистичен сценарий, при котором американские производители не будут тратить все дополнительные доходы на капитальные затраты и форсирование добычи, а воспользуются положительной ценовой динамикой для погашения части огромных накопленных долгов, которые достигают 300 млрд долл., а также выплат дивидендов акционерам», – говорит эксперт.

В этом плане рост нынешней цены барреля не приведет к увеличению инвестиций в расширение добычи нефти в США, поскольку перед акционерами на сегодня стоят другие задачи.

И третья цифра – 70 долл. за баррель – уровень цены нефти марки Brent в 2018 году. «Это произойдет на фоне сокращения складских запасов нефти и ребалансировки мирового рынка в рамках продолжения действия соглашения ОПЕК. Цены останутся волатильными с возможными резкими движениями выше и ниже границ диапазона 65–75 долл. за баррель для нефти марки Brent», – считает Ермаков.

Следующим сюрпризом для многих аналитиков, полагает Ермаков, было предположение, что страны – члены ОПЕК не смогут договориться о снижении уровня добычи. И действительно, в прошлом ситуация была таковой. Но эта логика не сработала – будущее не такое, как прошлое. Для стран – членов ОПЕК цена безубыточности не определяется экономическими соображениями (ниже 10 долл. за баррель). Ключевым соображением является, какая цена нефти нужна, чтобы сбалансировать бюджет. Для многих этих стран цена нефти определяет бюджет. Валюта этих стран привязана к доллару, и они не могут девальвировать свою валюту, как это сделала в свое время Россия.

То же самое произошло с Саудовской Аравией. В стране случилось резкое снижение стратегических запасов валюты. Снижение этой подушки безопасности и привело к соглашению саудовцев с Россией.

Отвечая на мой вопрос о выходе саудовской Aramco на биржу и его влиянии на цену на нефть, Ермаков полагает, что 5%, которые компания предполагает разместить, представляют собой небольшой пакет. Кроме того, в этом решении присутствуют комплексные соображения, связанные с попытками молодого принца, который станет королем, добиться в рамках возможных инициатив внесения изменения в экономическую ситуацию в стране. Разумеется, одной из целей является попытка закрыть бюджетную дыру и оценить компанию. Но такие действия лучше всего производить при высокой цене на нефть, поскольку саудовцы предполагают размещаться по цене наиболее высокой.

Таким образом, 2018 год, с точки зрения цены на нефть, будет благоприятным для России.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Программы энергосбережения принесли "Роснефти" экономический эффект

Программы энергосбережения принесли "Роснефти" экономический эффект

Татьяна Астафьева

Оптимизация технологических процессов и модернизация оборудования вписаны в стратегию развития компании

0
807
Нефтяная скидка поднялась до четверти цены

Нефтяная скидка поднялась до четверти цены

Михаил Сергеев

Минфин не видит угрозы для бюджетных доходов, получаемых от черного золота

0
3504
Самоограничениями ОПЕК+ воспользовались нефтедобытчики США

Самоограничениями ОПЕК+ воспользовались нефтедобытчики США

Анастасия Башкатова

Мир на пороге либо очередного сырьевого суперцикла, либо финансового коллапса

0
2893
Россия согласна потерять долю мирового рынка ради поддержания нефтяных котировок

Россия согласна потерять долю мирового рынка ради поддержания нефтяных котировок

Михаил Сергеев

США повысили прогноз по ценам барреля черного золота на ближайшие два года

0
4018

Другие новости