1
15872
Газета Печатная версия

16.01.2018 00:01:00

Глобальное потепление опасно для Арктики

До 2050 года международное сообщество не сможет остановить изменения в регионе

Тэги: климат, арктика, глобальное потепление, арктический шельф


климат, арктика, глобальное потепление, арктический шельф Климатические изменения чреваты серьезными последствиями для фауны Арктики. Фото Андреаса Вайта

Исследования по адаптации к глобальному потеплению требуют скорейшего практического воплощения. 

К такому выводу пришли участники секции по изменению климата в Арктике, организованной Росгидрометом в рамках Международной выставки-форума «ЭКОТЕХ'17», состоявшейся в конце прошлого года.

«Арктика – самый чувствительный регион к изменению климата. Изменение климата, потепление – это уже факт не только для специалистов, но и для обывателей. Мы это наблюдаем каждый день. Выражается это в разных явлениях: сокращение площади льда, повышение среднегодовой температуры», – напомнил руководитель Росгидромета Максим Яковенко, открывший дискуссию.

Он обратил внимание на то, что эти процессы влекут за собой значительные последствия, о которых человечество, может быть, еще и не догадывается. Однако потом обнаруживаются неожиданные проявления: например, в прошлом году медики столкнулись с возвращением заболеваний 1940-х годов. «Считали, что сибирскую язву мы победили, скажем так, похоронили ее, однако она всплыла. Есть негативные прогнозы, что такие явления будут все чаще и чаще», – предостерег руководитель Росгидромета.

Яковенко выразил надежду на то, что проблеме изменения климата в Арктике будет уделяться первоочередное внимание, потому что «Арктика – это кухня погоды».

Советник президента РФ – спецпредставитель президента РФ по вопросам климата Александр Бедрицкий отметил в своем выступлении, что в мире за последнее время проведено множество исследований по вопросам адаптации различных отраслей жизнедеятельности и безопасности здоровья к происходящим изменениям. «Необходимость адаптации признается всеми, в том числе и руководителями, лицами, принимающими решения. Но я должен сказать, что, на мой взгляд, все-таки практический результат проведения широкого круга научных исследований, связанных с адаптацией, еще не получен в той части, которая касается интеграции вот этих научных результатов… в документы, которыми определяется социально-экономическое развитие нашей страны», – заявил он.

«Я хотел бы обратить внимание на то (это очень важно прежде всего для экономического планирования и разработки социально-экономических стратегий), что, по имеющемуся прогнозу климатологов до 2050 года, какие бы меры ни предпринимались, такая ситуация точно в Арктике останется», – продолжил мысль заместитель директора Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Борис Порфирьев.

Он напомнил о существовании двух разных стратегий – снижения выбросов и снижения рисков климатических изменений и адаптации. Сейчас между ними, по словам ученого, устанавливается некоторый паритет, хотя основные капиталовложения по-прежнему на практике осуществляются в меры по снижению выбросов.

«Адаптационная политика должна включать комплекс мер превентивного характера, то есть направленного на снижение рисков и ущербов ожидаемых, и, с другой стороны, мер кризисного и посткризисного характера, которые апеллируют к ущербу и потерям текущим», – предложил Порфирьев.

Среди таких проблем он выделил протаивание грунтов и снижение несущих конструкций зданий, а также абразию берегов с соответствующими проблемами береговой линии и портовых сооружений.

Модератор секции директор Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова Владимир Катцов отметил, что «нет худа без добра, и потепление в Арктике обеспечит ее более интенсивное экономическое освоение». Однако это освоение, со своей стороны, несет в себе очередные опасности.

«Все это, естественно, приведет к увеличению судоходства. То есть увеличится транспортировка грузов – нефти, газа, контейнеров. Будет увеличиваться добыча нефти и газа, что сопровождается строительством нефтедобывающих платформ, терминалов, подводных нефтепроводов. Будет увеличиваться промышленное рыболовство, поскольку открывается огромная акватория ото льда… Увеличиваться будут и военно-морские операции, поскольку и нам необходимо защищать свои рубежи, и другие государства также имеют большой интерес к этому региону. Будет увеличиваться туристический флот, которому также интересны новые регионы, тем более без ледокольного сопровождения можно будет ходить по огромным акваториям», – перечислил последствия главный научный сотрудник Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН Андрей Костяной.

Все это, по его словам, может привести к нефтяному загрязнению морских акваторий Арктики. Специалист обосновал свою уверенность исследованиями, которые показывают концентрацию загрязнений указанного рода вдоль судоходных трасс. Необходимо уже сегодня продумывать комплекс действий для минимизации негативного воздействия на природу в связи с освоением Арктики, подчеркнул эксперт.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Андрей 19:11 16.01.2018

Прочитал и не понял, а в чем же опасность? Несущие конструкции зданий пострадают?. Новые построим. Мишкам белым меньше места будет? Не довод. Северный ледовитый океан загрязним? Суда строить надо более экологичные и соблюдать правила судоходства. А в остальном сплошная выгода для России и её обитателей, кроме, наверное, тех ученых которым не нравятся процессы происходящие за рамками их пониманий. А Арктика скорее не "кухня погоды", а "спальня" в которой обосновались некоторые участники дебатов



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Международное сотрудничество поможет защитить Арктику

Международное сотрудничество поможет защитить Арктику

Василий Матвеев

К исследованию региона готовы присоединиться даже не северные страны

0
2446
На планету надвигается похолодание

На планету надвигается похолодание

Олег Никифоров

Система течений в Атлантическом океане может нарушиться в ближайшие десятилетия

0
13521
Неуловимый Джо немоторизованной мобильности

Неуловимый Джо немоторизованной мобильности

Сергей Шелмаков

Для качественного содержания велопешеходной инфраструктуры зимой нужно перейти к тотальной механизации

0
6111
Потепление: большой блеф или просчеты ученых

Потепление: большой блеф или просчеты ученых

Альтернативный прогноз нидерландских ученых предсказывает планете похолодание

0
8263

Другие новости