0
10101
Газета Интернет-версия

22.03.2016 00:01:00

Между Сциллой и Харибдой

Александр Фролов

Об авторе: Александр Cергеевич Фролов – заместитель генерального директора Института национальной энергетики.

Тэги: газ, виэ, солнечная энергия, уголь, аэс


газ, виэ, солнечная энергия, уголь, аэс Угольные станции активно загрязняют небо Европы. Фото Reuters

Евростатистика свидетельствует об успехе возобновляемой энергетики (ВИЭ) в ЕС, которого она достигла в 2015 году. Объемы ввода генерирующих мощностей ВИЭ после прошлогоднего падения стабилизировались, а инвестиции – снизились до минимального показателя за последние 10 лет. Стагнация европейской электрогенерации, длящаяся более пяти лет, привела к тому, что развитие ВИЭ пришлось вести за счет газовых электростанций. К настоящему моменту это привело к кризису газовой генерации и убыткам профильных компаний. Дальнейшее развитие ВИЭ в регионе возможно только в случае вывода из эксплуатации угольных элетростанций.

Стабилизация

Бурный рост возобновляемой энергетики в ЕС начался в 2011-м году, после аварии на японской АЭС «Фукусима-1». Если в 2010 году, по данным Европейской ветроэнергетической ассоциации (European Wind Energy Association, EWEA), солнечные электростанции (СЭС) приросли на 12 ГВт, то уже в 2011-м этот показатель достиг феноменальных 21 ГВт, а в 2012-м – 16,75 ГВт. Но в 2013 году уровень прироста опустился ниже показателей 2010 года – 11 ГВт. В 2014 году, и вовсе было введено в эксплуатацию 8 ГВт. Подсчеты Solar Power Europe дают еще более скромный показатель за 2014 год – 6,95 ГВт. Разница может объясняться тем, что Solar Power Europe оперирует только мощностями, подключенными к сети. Ветроэнергетика за тот же период демонстрировала куда большую стабильность: 2010 год – 9,9 ГВт, 2011-й – 9,8 ГВт, 2012-й – 12,1 ГВт, 2013-й – 11,4 ГВт, 2014-й – 12,1 ГВт. 

Прошлый год, по сути, не принес особых изменений: солнечная энергетика приросла на 8,5 ГВт, по данным EWEA (по данным Solar Power Europe – на 8 ГВт), а ветроэнергетика – на 12,8 ГВт. Вполне вероятно, что расхождение данных по солнечной генерации объясняется тем, что часть мощностей хоть и была построена в 2014 году, но к сети подключилась лишь в 2015-м. Косвенно на это указывает тот факт, что разница в статистике за 2014 год у обеих профильных ассоциаций составляла 1 ГВт, а по 2015-му – 0,5 ГВт. Суммарная установленная мощность по ветроэлектростанциям за  2000–2015 годы приросла на 137,53 ГВт, а по СЭС – 95,35. Для сравнения, газовая генерация за тот же период увеличилась на 120,5 ГВт.

Разумеется, эти гигаватты имеют разный «вес», так как у различных типов генерации различный теоретически достижимый коэффициент использования установленной мощности.  А он (при нормальных условиях) составляет около 25%. В годовом выражении КИУМ ветроэлектростанций все равно будет до 25%, а СЭС – около 12%.

Табель о рангах

Если составить своеобразную табель о рангах электрогенерации в ЕС, то на первом месте окажутся возобновляемые источники, на втором атом, на третьем уголь, а газ займет почетное четвертое место. Но, если рассмотреть как пример Германию, одного из лидеров ВИЭ в ЕС, то табель о рангах будет выглядеть несколько иначе. По данным Института солнечных энергосистем им. Фраунгофера, атомная энергетика внесла в 2015 году в копилку немецкой электрогенерации 87 ТВт-ч, ветровая – 86 ТВт-ч, солнечная – 37 ТВт-ч, биомасса – 45 ТВт-ч, вода – 20 ТВт-ч, бурый уголь – 139 ТВт-ч, каменный уголь – 104 ТВт-ч. 

Что  происходит с их показателями солнечной и ветровой генерации в режиме максимального благоприятствования? Так, солнечная энергетика увеличила в 2015 году производство на 4,8% (на 2 ТВт-ч). Прирост оказался меньше ожидаемого, так как германское правительство предполагало, что по итогам 2015 года к сети будут подключены 2,5 ГВт новых солнечных панелей, а в реальности этот показатель достиг только 1,4 ГВт. К началу текущего года установленная мощность солнечной генерации в Германии составила 39,6 ГВт.  В данном случае работающая на максимуме немецкая солнечная энергетика обладает коэффициентом использования установленной мощности около 11% (учитывая постепенный ввод новых мощностей в течение года). Разумеется, для некоторых газовых электростанций в той же Германии этот показатель может оказаться в два раза меньше. Но при этом задвинутая на задворки немецкой энергетики газовая генерация, выполняющая роль регулятора потребления, все равно обеспечила лучший показатель по КИУМ. Что опять же заставляет задуматься об эффективности использования материальных ресурсов.

Показатели ветра оказались ожидаемо лучше. Так, КИУМ для ветрогенерации в 2015 году составил 23% (если опираться на данные установленной мощности Института солнечных энергосистем им. Фраунгофера). При этом Германия в очередной раз оказалась лидером по вводу новых мощностей в ЕС – 47% (6 ГВт). В целом по Евросоюзу было установлено 12,8 ГВт, из них 3 ГВт пришлись на офшорные ветроэлектростанции. Опять же лидером по офшорным электростанциям стала Германия, по данным EWEA, 2,3 ГВт (по данным Института солнечных энергосистем им. Фраунгофера, 1,8 ГВт). Постепенно, если снижение господдержки не добьет европейские ВИЭ, офшорные ветроэлектростанции будут получать все большую и большую долю от общего объема ввода ВЭС. 

Игра на выбывание

Но самый важный момент заключается в том, что за последние пять лет объем производства электроэнергии в ЕС не только не растет, но и год от года немного снижается. По данным Евростата, в 2010 году было произведено из всех источников 3364 ТВт-ч, а уже в 2011-м – 3296 ТВт-ч. К сожалению, пока нет данных за 2015 год, но в 2014-м объем производства снизился до 3210 ТВт-ч. Происходящее является отражением экономического спада, с которым на протяжении нескольких лет борется Евросоюз. Если бы промышленное производство росло, то места в электрогенерации хватило бы всем. Но в сложившейся ситуации европейцам приходится играть в игру на выбывание. И проигравшим был назначен газ.

Производство электроэнергии из газа, по имеющимся данным Евростата, с 2010 по 2013 год уменьшилось на 257 ТВт-ч (до 507,5 ТВт-ч). Ветер вырос на 85,7 ТВт-ч, а фотовольтаика – на 58,4 ТВт-ч. Бурый уголь за тот же период вырос на 10 ТВт-ч. Европа, высокие стандарты, забота об экологии - вы понимаете. Даже атомные электростанции просели всего на 43 ТВт-ч за тот же период (до 876,8 ТВт-ч), несмотря на активный вывод мощностей в той же Германии. Возможно ли продолжать «возобновляемый» банкет за счет газа и дальше? Нет, нельзя. Это ведь не просто сокращение потребления газа на рынке Европы, это убытки европейских компаний, которые в прошлом десятилетии вложили миллиарды евро в новые генерирующие мощности. Напомним, что из 192 ГВт установленной мощности по газу с 2000 года было введено в эксплуатацию 120,5 ГВт. Вложения надо отбивать. Но в нынешних условиях компаниям приходится нести убытки. Так, крупнейшая генерирующая компания Германии RWE в 2015 году понесла чистый убыток в 200 млн евро. 

В нынешних условиях, когда газ дешев, все сложнее объяснять как бизнесу, так и потребителям, почему надо отказаться от газа в пользу ВИЭ. Государственная поддержка ВИЭ в ЕС продолжает сокращаться, да и инвесторы охладевают к этому направлению. По данным Bloomberg New Energy Finance, инвестиции в возобновляемую энергетику в Евросоюзе в прошлом году составили 58,5 млрд долл., что на 18% меньше, чем в 2014 году. Этот показатель оказался самым низким за последние 10 лет.

Надежда европейской возобновляемой энергетики на дальнейший рост связана с устранением конкурента в лице угля. Если такие страны, как Германия, Польша и Великобритания, решатся на сокращение угольной генерации, то откроется новое окно роста. Но главный вопрос – решатся ли они.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
923
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1018
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1290
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
910

Другие новости