0
7776
Газета Интернет-версия

13.10.2015 00:01:00

Проблемы украинской энергетики

Тэги: украина, уголь, газ, виэ, укрэнерго


украина, уголь, газ, виэ, укрэнерго Шахты Донбасса, несмотря на режим антитеррористической операции, добывают уголь. Фото Reuters

Ожидается, что наступающая зима будет достаточно суровой. Однако, по сообщению  украинских  массмедиа, в отопительный сезон 2015/16 года Украина может войти с полупустыми угольными складами. Конечно, оценивая заявления украинских министров, следует делать поправку на их принадлежность к той или иной политической группировке. Наверное, поэтому министр энергетики и угольной промышленности страны Владимир Демчишин достаточно сдержанно реагирует  на все обвинения в свой адрес со стороны главы правительства, считая, что время для заполнения складов у него еще имеется.

В конце августа Всеволод Ковальчук, первый заместитель директора ГП «НЭК «Укрэнерго», сообщил, что для стабильного прохождения осенне-зимнего периода на складах ТЭС и ТЭЦ необходимо накопить 2,7 млн т угля. Чтобы к середине октября иметь эти объемы, необходимо ежедневно завозить на склады дополнительно по 34 тыс. т топлива – помимо того, что ежедневно сжигается на блоках. В августе эти поставки были очень неравномерными, и средний показатель составлял 8–9 тыс. т.

Можно, однако, предположить, что министр рассчитывает на существенное сокращение потребности в топливе ввиду значительного спада производства.

Конечно, политические соображения довольно сильно влияют на подход украинских чиновников к проблеме топливоснабжения. Так, по данным НЭК «Укрэнерго», сегодня на складах шахт в зоне антитеррористической операции (АТО) находится около 2 млн т угля антрацитовых марок. При полном обеспечении логистики Украина могла бы вывезти его оттуда за два месяца и полностью обеспечила бы себя на отопительный период. Но министр уже год не может наладить диалог с участниками рынка тепловой генерации и выстроить работу с угольными предприятиями зоны АТО. Последствиями такой деятельности может стать срыв отопительного сезона, а также невозврат средств, которые сегодня выделяются компаниям на закупку угля на возвратной основе. Поэтому  пока что украинские энергокомпании активно закупают уголь за рубежом.

Так, ПАО «Центрэнерго» наладило поставки угля из России: в начале сентября компания получила 30 тыс. т российского топлива благодаря кредиту в 330 млн грн, сейчас ожидает еще 20 тыс. т, а к концу ноября придут первые 160 тыс. т антрацита из ЮАР. ПАО «Донбассэнерго» тоже ведет переговоры о поставках на Славянскую ТЭС антрацита из РФ. В беседе с польскими экспертами (см. «НГ» от 09.09.15) они спросили меня, а не может ли Россия запретить своим угольным компаниям продавать уголь в Украину (чтобы обеспечить заказами шахты на юго-востоке Украины). Честно говоря, ответить на такие вопросы было сложно: ведь российские угольные компании являются частными и работают в условиях рынка. Создается впечатление, что задающие подобные вопросы не вполне адекватно представляют себе обстановку в России. Я думаю, что в данном случае решающее значение для Киева наряду с политическими амбициями имеет цена тонны угля и условия поставок. Ведь российские компании еще дают Киеву и кредиты на закупку российского угля. Нелишне в связи с этим  напомнить, что НЭК «Укрэнерго» отмечает, что топливная составляющая прямым образом влияет на конечную стоимость электроэнергии и тепла. Импортный уголь стоит дороже, а потому и вырабатываемая из него электроэнергия стоит дороже, это объективный процесс. Поэтому вопрос тарифообразования остается наиболее острым для тепловой генерации.

Если исходить из того, что основные запасы высококачественного антрацита сосредоточены как раз в шахтах юго-востока Украины, в перспективе именно этот регион (после реализации Минских соглашений) должен стать главным источником снабжения топливом украинских электростанций. Видимо, поэтому Германия решила принять участие в финансировании обследования состояния шахт с целью повышения их рентабельности. Об этом в начале сентября, как сообщает агентство УНИАН, заявил спецпредставитель ОБСЕ в контактной группе Мартин Сайдик после очередного заседания трехсторонней контактной группы в Минске. По его словам, на заседании рабочей группы по экономическим вопросам «было достигнуто принципиальное согласие о проведении исследования состояния шахт в конфликтных регионах». 

Но надо понимать, что Украина и без районов, в которых проводится АТО, располагает запасами угля, в том числе и в Донецкой области. Однако, судя по всему, работе шахт мешает не только сложная экономическая обстановка в стране, но и продолжающийся передел собственности.  Так, по сообщениям украинской печати, в Донецкой области началась работа по формированию государственного холдинга угольных предприятий. Об этом заявил глава Донецкой областной государственной администрации, руководитель областной военно-гражданской администрации Павел Жебривский.

«Сейчас мы начали формирование государственного холдинга угольных предприятий. Мы отправили проект постановления кабмина о возвращении угольных полей в распоряжение государственных шахт – они были в основном отданы группе «МАКО», – заявил Жебривский.

Кроме того, глава Донецкой облгосадминистрации (ОГА) сообщил, что сейчас запускается работа предприятий холдинга «Азовмаш», которые в данный момент не функционируют.

Напомним, Жебривский и ранее заявлял о вероятном возвращении в государственную собственность незаконно приватизированных центральных обогатительных фабрик (ЦОФ) и богатых залежей угля, в том числе оформленных на корпорацию «МАКО» Александра Януковича – сына экс-президента Виктора Януковича.

«Во времена Януковича наиболее привлекательные из них перекочевали в собственность сына президента – были оформлены на корпорацию «МАКО» и сопутствующие фирмы. Перед правоохранительными органами поставлена задача вернуть незаконно отобранные у государства объекты», – говорил он на совещании с руководителями государственных угледобывающих предприятий области.

Эту задачу он называл одной из самых приоритетных в угольном секторе.

Альтернативный выход

Рост тарифов на электроэнергию и веерные отключения заставляет бизнесменов присматриваться к альтернативным источникам энергии, отмечает сетевой ресурс www.uaenergy.com.ua. В ближайшие полтора года одни только аграрии планируют закупить солнечных энергоустановок на 5,2 млрд евро.

Веерные отключения электроэнергии и постоянное удорожание киловатт-часов вынуждают бизнес инвестировать в собственную энергонезависимость. Компании пытаются обеспечить себя электричеством и теплом за счет альтернативных источников энергии: солнца, ветра и твердого топлива из отходов собственного производства. К тому же тарифы на зеленую энергетику позволят им зарабатывать на ее производстве.

В первую очередь это актуально для тех, чей бизнес расположен под открытым небом,  – аграриев. Популярностью у них пользуются солнечные энергоустановки, которые требуют вдвое меньше инвестиций, чем ветровые, и втрое меньше, чем твердотопливные котлы.

Благоприятные условия для развития альтернативной энергетики создает сам энергорынок. В июле заместитель министра энергетики и угольной промышленности Александр Светелик сообщил, что осенне-зимние отключения электроэнергии неизбежны. Уже разработан график почасового обесточивания для всех регионов страны. Причина – нехватка угля на тепловых электростанциях, которые производят около 40% всего электричества. При норме в 2,7 млн т запасы угля на украинских ТЭС 21 августа составляли менее 1,3 млн т. 

Год назад в «сезон веерных отключений» Украина входила со вдвое большими запасами топлива для ТЭС – около 2,8 млн т. На грани остановки пять станций: Криворожская, Приднепровская, Славянская, Змиевская и Кураховская. Еще две – Углегорская и Луганская ТЭС находятся на востоке страны и уже несколько раз прекращали работу из-за обстрелов. В этом году даже летом, когда нагрузка на энергосистему минимальная, сеть работала нестабильно. По данным Минэнергоугля, текущий ежемесячный дефицит электроэнергии оценивается в 250–300 млн кВт/ч. Он, кстати, покрывается за счет импорта из РФ. 

Аграриям, чьи мощности расположены в сельской местности, где энергосеть и так не особо надежна, прошлогодние веерные отключения доставили много хлопот. Многие предприятия не смогли должным образом обработать и просушить собранную пшеницу. Логично, что в этом году украинские сельхозпроизводители, как пишет агентство Deutsche Welle (DW), задумались о производстве собственной электроэнергии. В первую очередь за счет установки солнечных электростанций. Их стоимость сегодня составляет около 1300 евро на 1 кВт мощности. До недавнего времени покупались в основном бытовые накрышные установки мощностью до 10 кВт. Сегодня же спросом пользуются более мощные станции. Если в 2012 году в Украине была лишь одна относительно производительная «фермерская» солнечная станция мощностью 1,3 МВт (в селе Ивановка Кировоградской области), то за последние полтора года появилось около 15 объектов мощностью 0,5–1,5 МВт.

Согласно опросу, проведенному Ассоциацией фермеров и частных землевладельцев Украины, 20% фермерских хозяйств планируют в ближайшие год-полтора приобрести солнечную установку мощностью от 0,5 МВт. Всего по состоянию на 1 июля 2015 года в стране насчитывалось 39 563 фермерских хозяйства. Иными словами, в 2015–2016 годах суммарный спрос на солнечные электростанции только с их стороны может составить 8 тыс. установок общей стоимостью 5,2 млрд евро. И это в случае, если устанавливаться будут станции лишь в 0,5 МВт.

Решение вопроса энергоснабжения Украины и Европы зависит от результатов встреч трехсторонней группы: Москва, Брюссель и Киев. 	 Фото с сайта www.ec.europa.eu
Решение вопроса энергоснабжения Украины и Европы зависит от результатов встреч трехсторонней группы: Москва, Брюссель и Киев. Фото с сайта www.ec.europa.eu

По словам Анны Зинуховой, маркетолога компании «Рентехно», которая продает и устанавливает солнечное и ветровое энергооборудование, для обеспечения электричеством среднего украинского фермерского хозяйства достаточно солнечной установки мощностью 0,5–1,5 МВт. Но аграриев интересуют и более мощные станции. «На будущий год у нас уже есть заказы на строительство «фермерских» СЭС (солнечных электростанций) мощностью 2,3 МВт», – говорит Зинухова.

Подобная генерация способна полностью обеспечить энергией само хозяйство, а излишки электричества могут быть проданы по зеленому тарифу (0,17 евро за 1 кВт/ч) государству, которое его обязано выкупать независимо от объемов. СЭС мощностью 1 МВт сейчас обойдется фермеру в 1,3 млн евро. Срок эксплуатации такой станции – до 30 лет. Если излишки электроэнергии продавать по зеленому тарифу, станция окупится в течение семи лет.

В ближайшие годы такой тренд сохранится, считают продавцы солнечных панелей. Благоприятствуют этому ситуация в отечественной энергосистеме и рост тарифов, который в последние годы составляет в среднем около 11%. При этом цены на фотоэлектрические модули для солнечных батарей, наоборот, снижаются. Согласно исследованию Института гелиоэнергетических систем Общества им. Фраунгофера (ISE), с начала 2012 года цены на фотоэлектрические модули европейского производства упали на 32%, до 0,73 евро за 1 Вт. Китайские модули за тот же период подешевели на 27%, до 0,58 евро за 1 Вт. Текущие цены на солнечные установки фермеров вполне устраивают.

«Очередного всплеска спроса на солнечные электростанции со стороны сельхозпредприятий мы ждем следующей весной, когда хозяйства закончат реализацию урожая этого года», – прогнозирует Александр Сокиржинский, технический директор компании – продавца энергетического оборудования «Аванте».

При всех преимуществах у солнечной генерации есть одно слабое место – зависимость от погодных условий и времени суток. Поэтому энергетики рекомендуют комбинировать их с другими источниками возобновляемой энергии, в частности с малыми ветроустановками. Как утверждает Николай Савчук, основатель компании «Греса-Групп», поставляющей энергетическое оборудование, интерес к малым ветростанциям со стороны фермеров наблюдается на рынке как минимум пять лет. Но реализовали проекты фермерских ветростанций (мачты до 30 м, мощность генераторов – 250–500 кВт) лишь единицы.

Во первых, многих останавливает высокий порог вхождения в проект: установка с мачтой и дополнительным оборудованием обходится в 3000–4500 евро за 1 кВт. Во-вторых, до недавнего времени для малых ветростанций не был установлен зеленый тариф, что затягивало окупаемость подобных станций вплоть до конца срока их эксплуатации – 15–20 лет. В июле был подписан закон, который де-юре приравнял малые ветряки к возобновляемым источникам энергии. По мнению Савчука, после этого спрос на малую ветроэнергетику в аграрном секторе вырастет.

Есть спрос со стороны бизнеса и на установки по производству тепла из биомассы. В октябре 2014 года украинский кабмин принял решение возмещать пятую часть стоимости твердотопливных котлов тем, кто оборудует ими свои хозяйства. На начало августа в рамках этой программы было установлено около 4 тыс. единиц такой техники. Бонус от государства получили и коммунальщики, перешедшие на биомассу. В прошлом году правительство перестало дотировать производство тепла, произведенного на газовых установках, и теперь тарифы на тепловую энергию из биомассы всего на 10% выше газовых.

По расчетам экспертов, в Украине отходы сельского хозяйства позволяют нарастить мощность отечественных биоэнергетических станций на 9–15 ГВт (сейчас она составляет около 24 МВт). Правда, котлы на твердой биомассе используют в основном для производства тепла. Для рентабельного производства электроэнергии требуется строительство крупных объектов мощностью 5–10 МВт, которые занимают большую площадь и нуждаются в отдельной логистике по доставке топливных брикетов. Инвестиций такие объекты тоже требуют немалых: около 3 тыс. евро на 1 кВт мощности. Впрочем, в таких объемах электроэнергии нуждаются считаные фермерские хозяйства.

На помощь приходит Европа. Так, в Днепропетровской области, по сообщениям британской Би-би-си, шведская компания «Экоэнерджи» построит экологически безопасный завод по переработке бытовых отходов в биотопливо мощностью 100 МВт.

Как сообщили УНИАН в пресс-службе Днепропетровской облгосадминистрации, меморандум о сооружении предприятия сегодня подписали заместитель председателя ОГА Владимир Пруцаков и вице-президент компании «Экоэнерджи» Петер Линдтх.

Стоимость разработки проекта и начального этапа строительства завода составит 120 млн долл.

«Мы подтверждаем полную готовность к инвестированию и реализации этого проекта», – подчеркнул во время подписания меморандума глава представительства компании «Экоэнерджи» в Украине Валентин Макогон.

Новое предприятие позволит ликвидировать все свалки в Днепропетровске и обеспечить теплом и горячей водой один из крупнейших жилых массивов. За год Днепропетровск сможет сэкономить 100 млн куб. м газа.

В ближайшее время шведская компания, имеющая более чем 50-летний опыт по реализации подобных проектов, будет работать над технико-экономическим обоснованием проекта.

Инвестиционный центр при Днепропетровской ОГА уже предложил для строительства завода три площадки. Планируется, что предприятие появится в области через три года. Там будет работать около 200 человек.

Поддержка Евросоюза

Конечно, прежде всего Германия намерена оказывать помощь так называемому энергоповороту в Украине. Еще в апреле немецкая газета Deutsche Wirtschafts Nachrichten опубликовала сообщения о намерении Германии увеличить финансовые средства на развитие зеленой энергетики в Украине. Это явилось результатом встречи в Берлине главы германского кабинета Ангелы Меркель и украинского премьера Арсения Яценюка.

Газета цитирует на этот счет агентство «Укринформ». В Киеве в четверг, 17 сентября, прошло заседание совместной немецко-украинской рабочей группы по отбору проектов, которые будут финансироваться в рамках кредита германского государственного банка KfW в 300 млн евро. Главной целью этих проектов будет модернизация энергетической инфраструктуры и систем жизнеобеспечения Донецкой, Луганской, Запорожской, Днепропетровской и Харьковской областей, рассказал глава украинской части рабочей группы, вице-премьер Украины, министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Зубко.

«Самое главное – увеличение пропускной способности электросетей от Запорожской атомной электростанции в направлении пяти восточных областей. Это нужно, чтобы сбалансировать энергорынок и усилить мощность электрической локомотивной тяги, чтобы предприятия в Донбассе вовремя получали сырье и комплектующие, а также своевременно отгружали свою продукцию», – сказал Зубко.

По словам министра, поступление средств KfW ожидается к концу года. «Кредит предоставляется под 4,5% годовых сроком на 15 лет при условии каникул на выплату «тела» кредита в первые пять лет», – добавил Зубко.

В свою очередь, директор департамента Министерства экономики и энергетики ФРГ Ханс-Йоахим Хенкель подчеркнул, что кредит на 100% гарантирован германской стороной. «Банк развития KfW сможет мобилизовать средства на условиях, которые еще более выгодны, чем стандартные кредиты развитых стран странам третьего мира», – сказал, отвечая на вопрос DW, Хенкель.

Таким образом, вопрос развития украинской зеленой энергетики уже поставлен на солидную финансовую основу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
861
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
623
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
310
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
418

Другие новости