0
8864
Газета Интернет-версия

08.09.2015 00:01:00

Сжиженный газ как альтернатива трубопроводному

Тэги: спг, газ, сша, азиатский рынок, природный газ


спг, газ, сша, азиатский рынок, природный газ Малотоннажный комплекс по сжижению газа в Калининградской области. Фото с сайта www.gazprom.ru

На мировом газовом рынке в последние несколько лет наблюдается стремительный рост внимания к сжиженному природному газу (СПГ). Совершенствуются технологии, в результате чего удешевляется производство, а главное – транспортировка СПГ. Сжиженный природный газ становится реальным конкурентом газу трубопроводному. Востребованность СПГ растет по мере развития шельфовой добычи и увеличения расстояния от мест производства до рынков сбыта. Многие говорят о принципиально новой странице в развитии газовой отрасли.

Считается, что закон о либерализации экспорта сжиженного природного газа, который разрешает другим поставщикам, помимо «Газпрома», продавать его, открыл новую страницу в развитии рынка голубого топлива в России и позволил российским фирмам выходить на мировой рынок. Как известно, этот важный для страны закон был подписан президентом России Владимиром  Путиным еще несколько лет тому назад. 

Согласно закону, право экспорта сжиженного газа получили компании с долей участия государства более 50%, разрабатывающие участки недр в границах внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа, включая Черное и Азовское моря.

Кроме того, такое право получили компании, чья лицензия по состоянию на 1 января 2013 года предусматривала строительство завода по производству СПГ.

Среди предприятий, которые смогут стать самостоятельными экспортерами СПГ, – проект НОВАТЭКа «Ямал СПГ», а также СПГ-заводы подконтрольных государству «Роснефти» и «Газпрома».

Напомним, что ранее газовый концерн «Газпром» обладал монополией на экспорт газа.

В работах Федерального национального агентства энергетической безопасности (ФНАЭБ) глубоко освещалась тема развития СПГ в России. В частности, эксперты ФНАЭБ считали, что Россия пока находится несколько в стороне от общемирового тренда. Мы, говорится в докладе агентства, посвященного этой теме, традиционно делали ставку на экспорт по газопроводам, и поэтому СПГ долгое время был для России диковинкой. Сказывается и серьезное технологическое отставание. Россия является крупнейшим экспортером природного газа, но до сих пор не имеет собственных мощностей в сфере сжижения. Это значительно ограничивает ее роль на мировом рынке газа, который на сегодняшний день исчерпывается Европой и странами бывшего Советского Союза.

Но теперь мы видим, подчеркивается в докладе, стремление наверстать упущенное. Заявлено сразу о нескольких крупных проектах по сжижению газа. Но насколько планы соответствуют реальным возможностям? Одно из направлений – это диверсификация экспорта газа. Дело в том, что в  условиях политических трудностей в отношениях с ЕС Россия вынуждена задумываться о диверсификации своих газовых поставок.

Важный шаг в восточном направлении уже сделан – в 2014 году подписан контракт на поставки в Китай. В этом не только политические резоны: фокус роста мировой экономики уже давно сместился в Азию. При этом потребление газа в регионе заметно отстает от показателей развитых стран Запада. До последнего времени СПГ был фактически единственным инструментом доставки газа на рынки АТР, а основной для остального мира трубопроводный транспорт почти не развивался. Развитие рынка газа в Китае на протяжении последних лет все больше ориентируется на импортные ресурсы, строительство инфраструктуры доставки и формирование платежеспособного спроса идет высокими темпами, не только создавая возможности для России, но и укрепляя потребность в поставщике трубопроводного газа мирового уровня.

Япония и Корея, формирующие половину мирового спроса на СПГ, тоже заинтересованы в диверсификации источников поставок за счет богатого газом соседа. Тем более что рынок СПГ трансформируется, дрейфуя от жестких обязательств к более гибкой системе поставок, создавая при этом риски с точки зрения их безопасности.

Индия и Пакистан находятся в жестком поиске источников борьбы с энергетической бедностью и одновременно повышения качества жизни и экономического роста.

Однако в США прекрасно понимают возможности российского сжиженного газа, который способен составить серьезную конкуренцию для других поставщиков, и прежде всего на азиатский рынок. Именно этим обстоятельством можно объяснить, что недавно США распространили действие отраслевых санкций против российской экономики на Южно-Киринское нефтегазовое месторождение «Газпрома» в Охотском море.

Согласно уведомлению, опубликованному в журнале Министерства торговли США Federal Register, экспорт, реэкспорт и передача внутри страны любых изделий, подлежащих экспортному регулированию, в адрес этого месторождения без предварительного согласия бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США будет считаться нарушением секторальных санкций против России.

Также, как отмечается в журнале, даже если соответствующие заявки в бюро промышленности и безопасности будут поданы, заявители в подавляющем большинстве случаев получат отказ.

Ранее в «Газпроме» заявляли, что Южно-Киринское месторождение находится  «на стыке санкций» из-за сравнительно небольшой глубины залегания углеводородов. Глубина Южно-Киринского месторождения, по данным «Газпрома», составляет 150–300 м, а санкции касаются глубоководных проектов, которые, по определению Минторга США, находятся глубже 152,4 м.

Южно-Киринское месторождение, расположенное в Охотском море на северо-восточном шельфе острова Сахалин, открыто «Газпромом» в 2010 году: его запасы составляют почти 640 млрд куб. м газа и 97 млн т  конденсата. Оно считается основной ресурсной базой для «Владивосток СПГ» – первого самостоятельного СПГ. И по этому проекту санкции наносят чувствительный удар и фактически выводят его из схватки за азиатские рынки. 

Специфика России во многом связана с явным пока недоиспользованием   прежде всего сжиженного природного  газа в качестве моторного топлива. Он отличается в этом плане высокой конкурентоспособностью благодаря низкой стоимости и экологичности по сравнению с другими видами топлива.

С другой стороны, развитие так называемых малотоннажных комплексов по производству СПГ может реализовать идею повсеместной газификации прежде всего отдаленных регионов, куда трубороводный газ вряд ли может получить доступ.

Целесообразность создания крупнотоннажного производства можно рассмотреть на примере решения проблемы газификации Калининградской области.

  Довольно часто в прошлом говорилось о  серьезных трудностях с обеспечением Калининграда и Калининградской области природным газом. Как известно, основная часть газа поступает в область по магистральному газопроводу из Российской Федерации через территорию Белоруссии и Литвы – около 600 млн куб. м в год, незначительная часть – 12 млн куб. м в год добывается на территории области. Общий дефицит природного газа составляет около 1 млрд куб. м в год (700 тыс. т СПГ), причем с ярко выраженным увеличением потребности в зимний период при возникновении пиковых нагрузок. В свое время для снабжения Калинградской области природным газом даже изучался вопрос строительства ответвления от газопровода «Северный поток». 

Однако решение было найдено благодаря сооружению  в регионе  комплекса по сжижению газа стоимостью около 3 млрд руб. В 2015 году должна быть введена первая очередь объекта. По словам директора ЗАО «Криогаз» Рышарда Рудницки, более 40% проектных и строительных работ планируется осуществлять с помощью калининградских компаний.

Напомним, что ЗАО «Криогаз» занимает лидирующее положение на рынке малотоннажного производства СПГ в Российской Федерации и расширяет позиции на рынке альтернативного газоснабжения с использованием СПГ. В декабре 2011 года ЗАО «Криогаз» вошло в Группу Газпромбанк.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
836
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
520
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1025
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1011

Другие новости