Начавшийся диалог России и ОПЕК, скорее всего, будет продолжен до нормализации нефтяных цен на приемлемом для экспортеров уровне. Фото Ивана Секретарева/ТАСС
Рынок мировых цен на нефть уже год переживает один из сильнейших спадов. С начала лета 2014 года к началу текущего года цены на нефть обвалились более чем вдвое – со 100 до 45 долл. за баррель марки Brent. В конце января – начале февраля цены на нефть стали было подрастать – до уровня в 60 долл. за баррель Brent. Но в последнее время на рынке наметился новый спад. Так, текущие котировки сентябрьских фьючерсов на Brent составляют примерно 53 долл. за баррель. Некоторые аналитики уже поговаривают о 10 долл. за баррель. «Мы являемся свидетелями потрясающего успеха нефтяной промышленности в США, которая наращивает добычу гораздо быстрее, чем рынок может усвоить», – сказал в интервью Bloomberg президент консалтинговой компании Lipow Oil Associates Энди Липоу.
«На самом деле мировой спрос на нефть также растет и вырастет к 2016 году на 1 млн барр. в сутки. Но на то, чтобы абсорбировать объемы нефти, поставляемые на рынок, понадобится время», – считает он.
Как отмечает британское агентство Би-би-си, власти России, федеральный бюджет которой наполовину формируется из нефтегазовых доходов, заняли по вопросу о цене на нефть «консервативную» позицию: в 2015 году, по прогнозу правительства, средняя цена на нефть составит 50 долл. за баррель. Однако пока, несмотря на волатильность мировых цен на ресурс, Министерство экономического развития не намерено пересматривать прогноз, заявил на днях глава ведомства Алексей Улюкаев.
С точки зрения экспертов агентства Bloomberg, если цена на нефть упадет до 40 долл. за баррель, то в России будет наблюдаться усиление спада экономики. Ее сокращение составит 5% в этом году и 1% в 2016 году. Роста можно ожидать только в 2017 году в пределах 0,8%.
Нефть по 40 долл. создаст большие проблемы для российских регуляторов. К этому очевидному выводу пришло агентство в ходе своего последнего опроса. Что же будет делать российское правительство? – поинтересовались в Bloomberg. Респонденты не скупились на мрачные сценарии: тут и экстренное повышение ставки, и дефолты, и национализация, и обязательная продажа валютной выручки, и доллар по 85 руб., и многое другое.
Причины падения цены барреля
Что же лежит в основе нынешнего падения цен на черное золото? Понятно, что нефти на рынке сейчас слишком много, а спрос довольно низкий. Крупнейшим потребителем нефти в мире являются США, но там сланцевая революция покрывает потребность промышленности в нефти. Рост потребления в других развитых странах не способен абсорбировать рост мировой нефтедобычи. Поэтому в последние годы все надежды связываются с развивающимися странами, в первую очередь с Китаем. К фундаментальным факторам, влияющим на цены, надо добавить переговоры по ядерной программе Ирана и вероятное снятие эмбарго с иранской нефти, нестабильность на Ближнем Востоке, кризис в Греции и другие пока не очень заметные факторы. Это прежде всего ситуация на американском финансовом рынке. Американская валюта достигает 12-летних максимумов против других валют благодаря мягкой монетарной политике в Японии, долговому кризису в Европе и экономическому спаду в России и Китае, не говоря уже о намерениях ФРС повысить ставки в ближайшем будущем. Сильный доллар ограничивает рост цен на сырьевые товары. Но оборотной стороной сильного доллара является рост спекуляций на американском рынке. Речь идет, в частности, о зарождении финансового пузыря на американском рынке, который бывший член палаты представителей США Рон Пол в интервью каналу CNBC назвал финансовой пирамидой. Речь идет об ажиотажном спросе на американские ценные бумаги, которые продаются по завышенным ценам.
Джереми Грентхем, основатель и глава Investment-Stratege, считает, что финансовые рынки в течение 2016 года могут рухнуть. Результатом станет крах целого ряда государств.
Может, по его мнению, даже повториться серия банкротств целых стран, как это было в
30-е годы. Об этом он на днях заявил британской Financial Times. Он полагает, что тенденция накачивания банковского сектора деньгами центробанков, чтобы удержать их на плаву, может закончиться и рынкам будет не хватать ликвидности. Вот тогда крах неизбежен.
Среди других рисков, способствующих всемирному краху, он видит электронную торговлю, которая ускоряет обороты рынка американских государственных бумаг. А это может привести к обрушению рынка в течение нескольких минут. И на это указывают эксперты американской федеральной резервной системы.
Пока же главное беспокойство связано с Китаем. «Основная часть роста мирового спроса на нефть последние пять-семь лет исходила из Китая. Теперь рост этого спроса замедлился, а на рынок поступает по-прежнему много нефти. Плюс рынок ожидает поступления иранской нефти, в случае если санкции против Ирана будут сняты. И тогда мы имеем избыток нефти», – отметил в интервью агентству Bloomberg Джон Хофмайстер, бывший президент компании Shell. Несомненно, что мировая конъюнктура сейчас находится не на подъеме и потребность в нефти падает. Однако вряд ли стоит ожидать, что Иран может существенно повлиять на увеличение предложения нефти на рынке. Вопрос иранской нефти поднимался на недавнем круглом столе экспертов на площадке международного мультимедийного пресс-центра международного информационного агентства «Россия сегодня» по теме «Цены на нефть – долгим будет снижение», который собрал многих видных российских экспертов. Среди них начальник центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Лагин, директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, главный советник руководителя Аналитического центра при правительстве РФ Леонид Григорьев, директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов. По мнению Пикина, фактор Ирана сильно переоценен. Ведь снятие санкций не произойдет одномоментно. Тегерану придется доказать практическими действиями свою готовность к выполнению договоренностей. А это означает, что в случае положительного решения для Ирана санкционного вопроса поставки он начнет только в начале следующего года, а наращивание поставок будет возможным только во второй половине следующего года. В недавней беседе с Русской службой Би-би-си аналитик по нефти и газу компании Sberbank CIB Валерий Нестеров отметил: «Пока не видны триггеры в ближайшие месяцы, которые могли бы опустить цену ниже 50 долл. за баррель. Иран в основном рынками уже учтен. На короткое время цена может опуститься ниже 50. Но опять-таки если смотреть на среднегодовую, то она будет даже где-то ближе к 60 долл.».
Самоограничение как рецепт здорового рынка
Встает вопрос о возможности самоограничения добычи нефти. В пользу такого решения выступают некоторые латиноамериканские участники ОПЕК. Да и для крупнейших производителей нефти в странах ОПЕК нынешняя цена уже не позволяет сводить бюджет с концами. Тем более что ряд агентств (в частности, Reuters) сообщили о том, что Саудовская Аравия, мол, готова к сокращению своей квоты добычи.
Многие участники рынка возлагали надежды на ОПЕК в вопросе поддержания цен на нефть при принятии решений о квотах на добычу внутри самого картеля. Однако страны ОПЕК продолжают сохранять квоту на добычу нефти на уровне 30 млн барр. По мнению многих экспертов, картель уже утратил свое влияние на ценообразование, а США, напротив, занимают в этом вопросе лидирующую позицию. В определенной степени это мнение подтвердили итоги четвертого заседания энергодиалога «Россия–ОПЕК», в котором будут участвовать министр энергетики РФ Александр Новак и генсекретарь ОПЕК Абдалла Салем аль-Бадри. Генеральный секретарь ОПЕК не ожидает дальнейшего падения цен на нефть. Он связывает это с падением уровня добычи и ростом спроса, который продолжится и в 2016 году. С точки зрения участников уже упоминавшегося выше круглого стола, самоограничение в нынешних условиях равнозначно уходу с рынка, потому что освободившееся место немедленно займут другие участники рынка. Поэтому, по их мнению, сегодня ОПЕК будет проводить политику сохранения своей квоты на рынке. Будет ждать восстановления спроса, когда с рынка уйдут те проекты и конкуренты, которые формируют превышение спроса. А сейчас уровень превышения достаточно серьезный, он колеблется в целом от 2 до 3 млн барр. в сутки по месячной статистике.
Однако не все так однозначно на нефтяном рынке и в мировой экономике.
Оценки аналитиков
Данные двух крупных международных аналитических центров по нефти, опубликованные практически одновременно, предрекают ценам на нефть совершенно разное будущее. В отчете Международного энергетического агентства говорится, что «дно еще впереди», а в обзоре того же ОПЕК утверждается, что в следующем году рынок стабилизируется. Но на какой цене?
Возможно, что стоимость ключевого экспортного товара России может опуститься ниже 50 долл. за баррель, то есть ниже действующего прогноза Министерства экономического развития. В этом случае вырастет и бюджетный дефицит, запланированный в текущем году на уровне 3,7% ВВП (2,68 трлн руб.).
Свежие прогнозы от Международного энергетического агентства и ОПЕК, опубликованные 10 и 13 июля соответственно, не вносят ясности в эту картину, а, напротив, еще больше запутывают ее.
МЭА указывает на перепроизводство нефти: по мнению экспертов организации, оно продолжится в 2016 году и будет оказывать на нефтяные цены давление в сторону понижения.
По расчетам агентства, во втором квартале этого года мировое производство нефти находилось на уровне 96,39 млн барр. в день, в то время как реальный спрос составлял 93,13 млн.
«Очевидно также и то, что способность рынка абсорбировать этот переизбыток вряд ли продлится. Объем хранилищ на суше ограничен. То же самое и с танкерным флотом. Новые заводы по переработке нефти не строятся каждый день», – говорится в докладе.
«Дно рынка, возможно, еще впереди», – заключают в Международном энергетическом агентстве. Эти выводы прямо противоречат оценкам, которые приводятся в ежемесячном обзоре Организации стран – экспортеров нефти по рынку, опубликованном не так давно. «Ситуация в мировой экономике, особенно на развивающихся рынках, будет способствовать росту спроса в грядущем году», – считают аналитики ОПЕК. Мировой нефтяной рынок будет в следующем году более сбалансированным благодаря росту спроса на нефть в Китае и замедлению производства сланцевой нефти в Северной Америке, полагают аналитики организации.
Разработка и спрос
Эти противоречивые прогнозы свидетельствуют об общей неясности ситуации на мировом нефтяном рынке, складывающейся из множества факторов, причем удельный их вес постоянно меняется. Именно поэтому никому из аналитиков пока не удавалось в точности обрисовать будущую траекторию движения цен, считают эксперты МЭА.
Кроме спроса и предложения к главным факторам, оказывающим влияние на цены в долгосрочной перспективе, относится себестоимость разведки и бурения. Гиганты мировой нефтяной промышленности уже пересмотрели свои инвестиционные планы в сторону сокращения: проекты по добыче нефти в канадских нефтеносных песках, глубоководное бурение и Арктический шельф при нынешней цене выглядят слишком затратными. На уже упоминавшемся круглом столе приводились такие показатели, как стоимость отложенных проектов, достигшие уже триллиона долларов. Отложенные проекты – это арктические и другие шельфы, нефтеносные пески. В таких проектах важны начальные капитальные вложения, и если они велики, то от них отказываются...
Несмотря на это, отмечает британское издание Economist, разведка и разработка новых месторождений в целом в мире становятся дешевле благодаря американским компаниям, активно использующим новые методы освоения посредством горизонтального бурения и гидроразрыва нефтеносного пласта.
По подсчетам банка Macquarie, стоимость освоения и разработки нового месторождения сланцевой нефти сейчас равна примерно 24 долл. в барреле добытой нефти. Не говоря уже о себестоимости добычи в Саудовской Аравии, Ираке и Ливии, где, по образному выражению экспертов, достаточно пробурить скважину – и нефть польется сама собой.
Пока в краткосрочной перспективе падение мировой себестоимости нефтедобычи неизбежно будет толкать цены вниз, в то время как второй долгосрочный фактор ценообразования – спрос недостаточен и также дает пробуксовку.
При этом в сложившейся ситуации никто не собирается уступать: страны ОПЕК не снижают нефтедобычу, а пытаются удержать значительную долю рынка. Однако, согласно последним сообщениям, ряд нефтедобывающих стран (Венесуэла, Эквадор, Алжир) намерены созвать внеочередную сессию ОПЕК (до запланированной на декабрь), поскольку они уже продают свою нефть на рынке ниже себестоимости. Уменьшение поставок нефти может произойти разве что за счет разорения множества мелких американских и канадских производителей, добывающих сланцевую нефть, по мере снижения цены ниже коммерчески целесообразной.
Однако многие из этих компаний уже добыли определенные объемы нефти, которые в любом случае надо продать вне зависимости от рыночной цены (если нет возможности законсервировать ее в хранилищах до момента восстановления высоких цен). Но это все касается краткосрочной перспективы. В случае подъема экономической конъюнктуры в долгосрочной перспективе нефти может и не хватить для покрытия спроса, ведь новые проекты нефтедобычи заморожены и для их активизации потребуется ряд лет.
Рассуждения некоторых экспертов, что возобновляемые источники энергии (ВИЭ) смогут закрыть образовавшуюся брешь между спросом и предложением, не имеют под собой солидной основы. Так, нефть конкурирует с ВИЭ в транспортном секторе. Конечно, электромобили могут потеснить нефть, но это перспектива не сегодняшнего десятилетия. Как считает Алексей Громов, для начала производителям электромобилей надо решить проблему создания дешевых и емких аккумуляторов.
Альтернативная аналитика
Не так давно норвежский министр по нефти Торд Лиен отметил в беседе с корреспондентом агенства Би-би-си, что стоимость черного золота в районе 40 долл. за баррель маловероятна как окончательный вариант. По его словам, цена должна продолжить рост на фоне снижения объемов предложений. Торд Лиен также указал, что на рынке сформирован дисбаланс с обеих сторон, как предложения, так и спроса.
Именно это обстоятельство ведет к тому, что в условиях существующих цен на нефть снизится объем предложений, предполагает министр Норвегии. В своем интервью он уверенно заявил о том, что цена в 40 долл. за баррель является шаткой как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Однако в августе было зафиксировано снижение цен на сырье до «свежих» шестилетних минимумов. Подобное развитие ситуации обусловлено растущими опасениями относительно замедления спроса в КНР, а также увеличения объемов нефтяных резервов в Америке, отмечают аналитики компании Fort Financial Services. Зависимость стоимости барреля от ситуации на Шанхайской бирже отслеживалась многими аналитиками. Падение индекса Shanghai Composite на 8,5% привело к тому, что цена на нефть марки Brent завершила торги ниже уровня 43,5 долл. за баррель. Сильная поддержка в районе 42,2 удерживает нефть от падения ниже. Стоит напомнить, что вторым крупнейшим потребителем нефти после Америки является именно Китайская Народная Республика.
Несмотря на серьезное снижение цен на нефть, добыча сырья все еще находится на высоком уровне. Американские компании по добыче нефти продолжают снижать расходы, между тем государства ОПЕК фиксируют новые рекордные уровни по ее добыче.
Аналитики компании FortFS отмечают, что снижение спроса на нефть и расширение предложения сырья могут привести к усилению дисбаланса на рынке. Между тем стало известно, что Ирак увеличивает экспортные поставки. В результате подведенного итога за июль 2015 года стало видно, что объем экспорта вырос на 0,73% в месячном сопоставлении, составив 96,3 млн барр. На данный момент мировому рынку сырья не угрожает иракский экспорт, однако Ирак в ускоренном темпе оправляется от беспорядков и разрушений, полученных во время военных действий.
Нефть по 30 долл. за баррель начнет подрывать популярность Владимира Путина. А российская финансовая система рухнет, если цена на нефть снизится до 22,5 долл. за баррель.
Но не все разделяют столь пессимистические прогнозы.В последнее время ряд российских аналитических изданий активно обсуждает высказывания известного инвестиционного эксперта Марка Мобиуса, считающего, что низкие цены на нефть связаны не с ее избытком на рынке, а... с настроениями трейдеров. Мобиус руководит группой инвестфондов Templeton Emerging Markets Group, которая управляет активами свыше 880 млрд долл. Он проанализировал ситуацию на нефтяных рынках за последние 20 лет. По его оценке, спрос и предложение росли примерно на 1% в год, а ценовой диапазон колебался в пределах 5%. Для трейдеров, работающих с фьючерсами, лакмусовой бумажкой, по мнению Алексея Громова, являются США. Трейдерам важна не только фактура фундаментальная, но ее динамика вверх или вниз. Поэтому, по оценке Мобиуса, прогнозировать цену на нефть в долгосрочной перспективе нет смысла. Как эти обстоятельства могут воздействовать на ситуацию в России проанализировали эксперты агентства Bloomberg. Русское население, отмечают они, очень толерантны к ситуации в экономике страны, даже больше, чем в любой другой даже полуразвитой экономике. Они приводят в этой связи мнение гамбургского экономиста Baerenberg Bank Вольфа Фабиана Хунгерланда, который сказал: «Одно можно утверждать наверняка, что популярность Путина не связана с экономическим прогрессом. Когда экономика проседает, русские предпочитают ее корректировать, а не паниковать или выступать против Кремля».