0
4861
Газета Интернет-версия

14.04.2015 00:01:00

Нестабильный рынок ядерного горючего (продолжение)

Алексей Носков

Об авторе: Алексей Юрьевич Носков – независимый эксперт.

Тэги: атом, аэс, росатом, марокко, cnesten


атом, аэс, росатом, марокко, cnesten Добыча ураносодержащих фосфатов на марокканских месторождениях. Фото Reuters

Туманные перспективы ядерного сектора страны

С большой долей вероятности можно утверждать, что позиция руководства страны в этом вопросе твердая и в дальнейшем оно будет стараться привлечь инвестиции в сектор с целью создания мощностей по производству ядерной энергии.

Что же касается перспектив превращения страны в крупного экспортера ядерного топлива из фосфатного сырья, то они в настоящее время весьма туманны, хотя случаи экспорта подобного рода имели место. Более того, при текущих ценах на уран с экономической точки зрения Марокко при эксплуатации собственной станции будет значительно выгоднее импортировать привезенный уран, чем использовать свой, «фосфорный», даже при наличии соответствующих производственных мощностей.

По оценкам, которыми оперируют в Марокко, всего в мире фосфатные компании могли бы выдавать в год до 3700 т урана. Марокко считает, что на его долю могло бы приходиться до 2840 т из общего количества. Согласно данным ONEE, запасы урана в фосфоритах достигают 5,5 млн т, притом что имеются также неразведанные запасы в количестве 10 млн т. 

Однако, несмотря на все эти внушающие оптимизм данные, королевство не имеет никаких планов по созданию мощностей по производству урана. 

Главной причиной этого является достаточно высокая стоимость производства урана из фосфатов (50–70 долл. за фунт), которая применяется при технологиях производства ядерного топлива из фосфатов. Это почти в два раза превышает сегодняшний показатель рыночной цены на уран. Однако даже эти 50 долл. (в случае с Марокко значение показателя, по данным ONEE, приближено к 70 долл.) являются себестоимостью, без учета коэффициентов рентабельности, налоговых и таможенных платежей и транспортных расходов. Хотя доля последних при транспортировке радиоактивного топлива меньше в разы по сравнению с углем или газом по причине их малого объема при большой энергетической отдаче, они все равно имеются. 

При этом инвестирование в создание мощностей по извлечению урана из фосфорной руды обойдется недешево. Данных о стоимости сооружения перечисленных выше мощностей нет. Известно, что в 2007-м на фоне высоких цен на ядерное топливо американская компания CFIndustries (является владельцем двух из шести заводов во Флориде) рассматривала объем строительства новых мощностей, производящих 346 т урана в год. Согласно ее предварительным подсчетам, стоимость этого проекта составила бы 200 млн долл. Понятно, что в случае реализации подобного проекта в североафриканской стране стоимость возросла бы с учетом отсутствия собственных подрядчиков и необходимости привлечения иностранных. Однако для удовлетворения внутреннего спроса, который, возможно, появится к 2020 году и составит около 20 т обогащенного урана в год, что эквивалентно объему, немного превышающему 150 т природного урана (имеется в виду планируемое сооружение АЭС «Сиди Бульба» мощностью до 1 ГВт и потребляющая не более 2 т в год), эти мощности являются очень большими. При этом затраты на производство топлива при его себестоимости 70 долл. за фунт составят более 20 млн долл. в год. В связи с этим возможность экспорта произведенного радиоактивного сырья крайне низкая по причине его более высокой стоимости. Сумма затрат на приобретение традиционного ядерного топлива для такой АЭС составят примерно 9–10 млн долл. в год, исходя из текущих цен. Даже при таком поверхностном анализе мы видим, насколько невыгодно экономически производство уранового топлива из фосфора. 

Рабат планирует строительство первой АЭС на берегу океана.	Инфографика Михаила Митина и Павла Романенко
Рабат планирует строительство первой АЭС на берегу океана. Инфографика Михаила Митина и Павла Романенко

На современном этапе производство таким путем может быть оправдано только соображениями энергетической безопасности. Однако позволить себе такие расходы ради этой цели Марокко вряд ли сможет. 

Что касается интереса к марокканским фосфатам как к ядерному сырью, то он имел место именно в период повышения цен в середине нулевых годов. Тогда компания ONEE заявляла о возможности построения собственных мощностей (по ее заявлению, на строительство требовалось два года), бельгийская компания Prayom на основании соглашения приобретала у Марокко фосфаты, из которых в качестве побочного продукта было извлечено 690 т урана. Кроме того, в октябре 2007 года французской AREVA и Office Cherifiendes Phosphates было подписано соглашение о сотрудничестве в области производства урана. Информация о дальнейших мероприятиях в рамках этого соглашения, а также о переговорах по производству «фосфорного» урана отсутствует. По всей видимости, интерес к отрасли угас в связи с понижением цен на традиционное радиоактивное топливо.

Как представляется, в случае повышения цен до уровня 2007 года, причем это должно быть не кратковременное явление, а стабильный тренд, интерес к марокканским фосфатам у мировых производителей урана, а также у правительства королевства появится вновь. Однако долгосрочное повышение цен в краткосрочной и среднесрочной перспективе маловероятно, прогноз на долгосрочную перспективу сделать весьма сложно.

В заключение хотелось бы обратить внимание на недавнее исследование, проведенное компаниями Uranium Equities и Cameco, которое заключалось в сооружении демонстрационной установки, использующей новую технологию извлечения урана из фосфатов. Оно было проведено в мае 2012 года. В период проведения исследования утверждалось, что в случае достижения положительного результата будет получена возможность производства урана из фосфорной руды по себестоимости 20–25 долл. за фунт. Новая технология получила название Phos Energy Process. Интересно, что стоимость этого экспериментального проекта составила 16 млн долл. Согласно некоторой информации, применение данной технологии на территории США (эта фаза являлась частью общего эксперимента) позволила получить примерно 880 фунтов урана по цене 18 долл. за фунт. Правда, при этом оговорено, что для возможности такого производства в том же объеме требуются дополнительные инвестиции в объеме 9 млн долл. на создание оборудования. Руководством Cameco принято решение о дальнейшем инвестировании в исследовательский проект (объем инвестиций – 4 млн долл.). По данным Cameco, в случае признания технологии рентабельной ее применение возможно в ближайшие три-четыре года. 

Конечно, пока это является всего лишь исследовательским проектом, однако высокое внимание к нему (прежде всего выражающееся в большом объеме инвестиций) и утверждения о высокой вероятности успеха, в том числе со стороны российских специалистов, говорят о возможности принятия и распространения технологии Phos Energy Process. В случае если это произойдет, спрос на фосфаты может быть повышен в разы, а для Марокко откроются широкие перспективы по превращению крупного поставщика ядерного топлива на мировой рынок. В этом случае инвестиции в сектор производства урана в Марокко могут стать более привлекательными, а ядерная энергетика королевства получит серьезный стимул для развития.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
1085
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1294
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1757
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1447

Другие новости