Основные объекты инфраструктуры Крыма. Схема с сайта www.chernomorneftegaz.com
Сейчас важно определиться, как новая геополитическая ситуация отразится на экономических и в первую очередь энергетических аспектах существования полуострова. Главное в исходных экономических условиях то, что экономика Крыма изначально строилась в увязке и зависимости от Новороссии – крупного региона Российской империи, а в последние 60 лет – от украинской экономики.
Наиболее наглядно – это потребность в поставках на полуостров воды и электроэнергии, ориентация населения этого полуострова на доходы от контингента отдыхающих на курортах Крыма. С этим сопряжено и построение транспортной инфраструктуры как практически полностью ассоциированной части единой украинской транспортной системы. К этому следует добавить, что структуры связи и Интернета Крыма являются сегментом достаточно развитой украинской системы.
Энергетические и водные проблемы
Более 80% потребной ему пресной воды полуостров получает с Большой земли из Каховского водохранилища по Северо-Крымскому каналу. Всякий, кто отдыхал на полуострове, знает, что вода там включается по часам. А вода – это не только туризм, это еще и сельское хозяйство Крыма, в том числе его «стратегическое» виноделие, а также потребляющая много технической воды и довольно развитая там промышленность.
При общем потреблении 1,2 ГВт Крым с помощью четырех своих ТЭЦ обеспечивает себя только на одну десятую потребности. Обеспечением Крыма электроэнергией занимается государственная система «Укрэнерго», которая поставляет с материковой части Украины в Крым порядка 85% электроэнергии, в основном по четырем ЛЭП общей пропускной способностью 1,25 ГВт. Генерирующие мощности – преимущественно такие крупные энергетические объекты Украины, как Запорожские ТЭС и АЭС, Херсонская ТЭЦ, Каховская ГЭС, а также Криворожская ТЭЦ. Потребителям ее доставляет ОАО «Крымэнерго», 57,49% акций которого – частная собственность, 25% – «Укрэнерго». Энергетический дефицит вынуждает Крымскую автономию использовать не вполне надежные источники электричества, такие как ветряная энергия и солнечные батареи. Регион располагает солнечными станциями мощностью около 200 МВт, но их выработка нестабильна.
Итак, основной объем электроэнергии Крым получает от материковой Украины. Скорее всего независимому Крыму Киев будет продавать электричество по более высокой цене, и для местной промышленности с ее условной конкурентоспособностью это обстоятельство окажется крайне болезненным. Украина вряд ли будет надолго отключать Крым, поскольку от этого технологически и экономически пострадает энергосистема Украины. Для достижения реальной энергетической независимости от Украины необходима прокладка электрического кабеля через Керченский пролив. Кроме этого, придется также расширить пропускную способность ЛЭП и подстанций как на российской стороне, так и от Керченского пролива до Ялты.
Россия планирует помочь Крыму с энергоснабжением, переместив на полуостров мобильные газотурбинные электростанции. Уже в ближайшее время в Крым самолетами «Руслан» могут быть доставлены ГТЭС общей мощностью более 200 МВт, установленные в Сочи на время Олимпиады. Однако мобильными станциями нельзя закрыть всего потенциального дефицита электроэнергии на полуострове в случае отключения Украиной; кроме того, они предназначены лишь для снятия пиковой нагрузки.
Основной газ всей Украины добывается на шельфах Черного моря и принадлежит Крымской автономии. Газотранспортная система Крыма связана с общеукраинской и включает 1546,3 км магистральных газопроводов, из которых государственное АО «Черноморнефтегаз» эксплуатирует 1196 км. «Черноморнефтегаз» за счет собственной добычи газа (1,65 млрд куб. м в 2013 году, планируется увеличение до 2,5 млрд куб. м) обещает в 2014 году полностью обеспечить Крым природным газом.
Газоснабжение полуострова может оказаться под угрозой, поскольку ранее были попытки со стороны неизвестных лиц, представлявшихся украинскими пограничниками, уничтожить газораспределительную станцию, находящуюся на границе Крыма и Херсонской области, но они были отбиты силами самообороны Крыма. Это побудило даже крымского премьера обратиться к командованию Черноморского флота Российской Федерации с просьбой о защите такого важного объекта газовой инфраструктуры. Поэтому можно предполагать, что в новой реальности возможен пересмотр ранее согласованных решений, касающихся морского трубопровода «Южный поток». Напомним, что общая проектная мощность МГП «Южный поток» – 63 млрд куб. м. Он будет состоять из четырех ниток мощностью 15,75 млрд куб. м газа каждая. Минимальная проектная стоимость МГП составляет 16 млрд евро, 10 млрд из которых приходится на морской участок, а 6 млрд евро на сухопутный. Отчуждение полуострова позволило бы проложить маршрут через Крым, тогда самый дорогой морской участок можно сократить практически в два раза с экономией до 5–7 млрд евро. Все эти проблемы явно интересуют руководство «Газпрома», который и прислал сюда 15 марта представительную делегацию.
Транспортный объезд
Для проезда россиян на курорты Крыма автомобилем мимо Украины требуется мост через Керченский пролив. (Мост такого класса стоит порядка 1,5– 2 млрд долл. Кстати, в Ямало-Ненецком округе через реку Обь уже построен мост подобных параметров. Мостостроительный комплекс работает вахтовым методом и может быть передислоцирован на юг России.)
Мост приведет в Керчь, откуда идут узкие дороги. Со времен СССР на Южный берег Крыма ведет одно шоссе, его пропускная способность мала. Придется проложить более 400 км современных дорог, причем в районах с жесточайшими экологическими ограничениями. Увеличение пропускной способности всей трассы – задача на десятилетия и на миллиарды долларов. Придется строить сотни километров путей и на Тамани, и в Крыму, менять поездной состав. Для массового туриста из России это дорого и неудобно. Требуется срочно реконструировать аэропорт Симферополя. К тому же где гарантия того, что Украина не закроет свое воздушное пространство?
Население Крыма, составляющее вместе с Севастополем почти 5% от населения Украины, вносит в общенациональный ВВП непропорционально скромный вклад в 3% – это порядка 4,3 млрд долл. Основа его экономики – не туризм, как иногда думают: на долю этой отрасли в разное время приходилось 4–5% ВВП. Состав туристов на 2013 год: Украина – 66% (было 70%), 34% – иностранцы, в том числе 26% – россияне и приднестровцы. По социологическим данным, оборот наличных денег в туризме многократно больше; в прошлом году в Крыму отдохнули 4 млн человек, нынешнее руководство Крыма планирует принять до 5 млн туристов уже в текущий сезон. Следует подчеркнуть, что именно доходы от сдачи квартир и мелкая торговля позволяют сводить концы с концами пенсионерам Крыма.
Крым опирается на сельское хозяйство, а также промышленность, в основном химическую и перерабатывающую. Это около 500 предприятий, как правило, с устаревшей техникой времен СССР. Самые прибыльные и полезные для бюджета компании – это «Крымский Титан» и «Крымский содовый завод» (выручка в 2012 году – порядка 440 и 185 млн долл. соответственно – принадлежит Д. Фирташу).
Крупнейшие винзаводы Крыма – мировые бренды Массандра, Коктебель, Магарач, DIONIS. Их всего примерно 10. Размещены преимущественно на южном берегу, есть винзаводы на северных склонах крымских гор и на плато. Вся винная промышленность эквивалентна примерно 2% ВВП автономии, но имеет большее маркетинговое значение как «лицо Крыма».
Независимые наблюдатели утверждают: вхождение Крыма в состав России обойдется бюджету Федерации в 3–5 млрд долл. ежегодно. «Только на поддержание промышленности потребуется около 40 млрд руб., 12–15 млрд руб. в год потребуется на социальные выплаты пенсионерам, прежде всего военным (600 тыс. человек), студентам (50–100 тыс. человек) и инвалидам. Такую же сумму придется потратить на поддержание работы органов власти и местного самоуправления, еще 20 млрд – на здравоохранение. Дефицит бюджета Крымской автономии сейчас составляет более 1 млрд долл., требуется еще 3 млрд долл. на инвестиции в экономику полуострова.
Выводы. Без дотаций со стороны материковой Украины, России или любых других потенциальных союзников Крым так и останется одним из беднейших уголков Европы с ярко выраженной сезонной экономикой. Индустрия туризма полуострова неконкурентоспособна по сравнению с близко расположенными курортами Южной Европы. Это явно дотационный регион, который может существовать лишь в автаркичной экономике советского типа при административном ограничении иностранных курортов-конкурентов. Дефицит бюджета Крымской автономии сейчас составляет более 1 млрд долл., требуются еще миллиарды долларов на инвестиции в экономику полуострова. Можно полагать, что с экономических позиций присоединение Крыма к России малоэффективно.