Летние (синий пунктир), всесезонные (красный пунктир) маршруты поставок на ключевые рынки и другие возможнные направления (серая линия). Карта с сайта www.novatek.ru
На днях компания «Ямал СПГ» подписала контракт на продажу сжиженного природного газа (СПГ) сроком на 25 лет испанской фирме Gas Natural Fenosa. Российский сжиженный газ из Западной Сибири составит конкуренцию североафриканским странам и США. Этот контракт испанской компании будет крупнейшим в ее портфеле и составит около 10% от годового потребления в Испании в 2012 году. Цена поставок определяется по формуле с привязкой к нефтяному индексу JCC (Japanese Crude Cocktail). Однако Gas Natural Fenosa не уточнила длительность контракта и механизм формирования цены. Главным в решении испанцев является диверсификация поставок газа. «В отсутствие доступа к российскому трубопроводному газу СПГ-поставки с «Ямал СПГ» являются для нас чрезвычайно важными», – заявила испанская компания, передает Reuters. Ежегодно Fenosa будет получать 3,2 млрд куб. м СПГ (2,32 млн тонн) с полуострова Ямал, где полным ходом идет сооружение.Напомним читателям, что объявление о контракте с Fenosa последовало вскоре после утверждения российским правительством законопроекта о либерализации экспорта газа, принятие которого позволит экспортировать сжиженный газ независимых производителей, лишив монополии на такие поставки «Газпром».
Испанская Gas Natural Fenosa стала вторым клиентом для российского независимого производителя газа «Новатэк», который владеет около 80% акций «Ямал СПГ». Ранее «Ямал СПГ» уже подписал соглашение с китайской CNPC на поставку не менее 3 млн тонн СПГ в год в течение 15 лет с возможностью пролонгации.
Ямальский газ будет экспортироваться в Испанию с арктического завода, который второй по величине российский производитель газа «Новатэк» строит вместе с CNPC и французской Total. Объем инвестиций в проект оценивается в 20 млрд долл. Ресурсной базой завода мощностью 16,5 млн тонн в год будут Южно-Тамбейское месторождение с запасами 1,3 трлн куб. м газа, а также месторождения Гыдана, получившие налоговые и таможенные льготы на сжижение газа.
«Ямал СПГ» – проект по разработке Южно-Тамбейского месторождения с доказанными запасами 1,3 трлн куб. м газа и строительству трех очередей завода по сжижению газа (СПГ) по 5 млн тонн в год каждая. Запуск первой очереди запланирован на конец 2016 года. На проектную мощность «Ямал СПГ» должен выйти в 2018 году. В рамках проекта планируется разрабатывать Южно-Тамбейское газоконденсатное месторождение на Ямале, построить завод по сжижению газа, создать морской порт в поселке Сабетта на Ямале, аэропорт и танкерный флот ледового класса. Затраты на проект, по словам президента РФ Владимира Путина, по данным интернет-портала http://www.atomic-energy.ru/, составят более 1 трлн руб. К началу сентября 2013 года частные инвесторы уже вложили в проект свыше 60 млрд руб. В свою очередь, за счет государственных средств осуществляется строительство ряда инфраструктурных объектов, в том числе аэропорта «Сабетта», который должен открыться в 2014 году. «Также в федеральном бюджете зарезервировано почти 47,3 миллиарда рублей на строительство морского порта», – отметил президент. За счет этих средств в порту углубляют дно, строят судоходный канал в Обской губе. Компании «Новатэк» и Total (французская нефтегазовая компания) совместно реализуют проект «Ямал СПГ», в настоящее время доля «Новатэка» в ОАО «Ямал СПГ» составляет 80%, доля Total – 20%. «Новатэк» и китайская CNPC подписали в рамках ПМЭФ соглашение о сотрудничестве по проекту «Ямал СПГ», китайская компания получает 20% в проекте. Сделку по продаже доли в проекте планируется закрыть до 1 декабря 2013 года.
У проекта, который достался «Новатэку», выигравшему тендер у двух других конкурентов – «Итеры» и Якутской топливно-энергетической компании, имеется много критиков, к которым относятся, в частности, такие влиятельные эксперты, как партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин.
Основные претензии к проекту связаны со следующим: полное отсутствие инфраструктуры, ненаселенность данной местности, суровый арктический климат. Ожидаемое потепление климата хотя и будет содействовать использованию Северного морского пути для транспортировки газа, но превратит ямальскую тундру в непроходимое болото.
Проект сжижения газа вызвал критику, в частности, со стороны ряда экспертов «Газпрома». Дело в том, что до ближайшего месторождения газа – Бованенково – 150 км. И при разработке Бованенково и прокладке трубопровода можно было бы учесть мощности «Ямал СПГ». Однако вместо трубопроводного варианта транспортировки газа было принято решение о строительстве завода по сжижению газа и транспортировке его газовозами.
Проблема состоит в том, что у России нет опыта строительства газовозов. Поэтому 16 газовозов ледового класса, способных преодолевать лед небольшой толщины, были заказаны в Южной Корее. Строительство одного такого газовоза стоит от 200 до 220 млн долл. Проблему ледокольного сопровождения (если такая возникнет) представители «Ямал СПГ», как они объявили на состоявшейся в этом году конференции по Арктике, организованной Институтом Адама Смита, будут решать за счет строительства собственного дизельного ледокольного флота, поскольку аренда атомных ледоколов на сегодня чрезвычайно дорога, так как, по признанию самих представителей атомной отрасли, работа атомного ледокола стоит от 70 тыс. евро в сутки. При таких тарифах проводка атомными ледоколами газовозов в льдах Арктики может сделать проект «Ямал СПГ» нерентабельным.
Определенные сложности связаны и со строительством порта, поскольку карта глубин Обской губы показывает, что глубина на входе в Обскую губу не превышает 8–12 м, а на некоторых участках от северо-восточной оконечности полуострова до Сабетты встречаются участки, где глубина составляет не более 6 м. Для танкеров по перевозке сжиженного газа, по мнению специалистов, необходимая глубина фарватера должна составлять около 14–15 м. Поэтому требуется провести работы по углублению дна фарватера, которыми сейчас занимаются нидерландские фирмы. Но их работа осложняется погодными условиями, так как в этом районе ранний ледостав. Однако налоговые и таможенные льготы, полученные «Ямал СПГ», сыграли чуть ли не решающую роль в рентабельности данного проекта.
Несомненно, что главным достоинством проекта ямальского СПГ является возможность выхода России на перспективный с точки зрения независимости от газопроводов рынок сжиженного газа. В настоящее время в России существует только один подобный завод, построенный «Газпромом» на Сахалине, и еще один планируется построить «Роснефтью».
К тому же «Новатэку» удалось стать первой частной компанией, нарушившей монополию «Газпрома» на экспорт газа. Ведь до сих пор контролируемый государством газовый гигант являлся единственным владельцем российских газопроводов. Независимые производители вынуждены либо продавать добытое ими топливо «Газпрому», либо отдавать его на комиссию для реализации. По мнению британского агентства Би-би-си, все дело в том, что крупнейшими акционерами «Новатэка» являются российские бизнесмены Леонид Михельсон и Геннадий Тимченко, которому приписывается давнее знакомство с Владимиром Путиным. «Учитывая, что проект «Новатэка» (по сжижению газа на Ямале) уже будет готов в конце 2016 года, вполне возможно, что «Новатэк» через СПГ первым выйдет на рынок Китая уже в 2017 году», – говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Как известно, Китай, крупнейший в мире потребитель углеводородов, давно пытается сбить цену на сырье российской газоэкспортной монополии, которая предлагает Пекину минимум 38 млрд куб. м газа в год. Это почти весь объем импортированного Китаем газа в 2012 году. Но пока «Газпром» пытается получить такой контракт, который сможет оправдать его колоссальные затраты на green-field в Восточной Сибири, Пекин купил в этом году свыше 13 млрд куб. м топлива у более сговорчивой Туркмении. А того, чего никак не удается «Газпрому», уже добился частный «Новатэк»: он согласовал цену на газ со своим первым покупателем – китайской CNPC, привязав стоимость топлива к самому «дорогому» бенчмарку – японскому индексу JCC. Кстати, «Роснефть» тем временем уже продала 5 млн тонн СПГ со своего будущего завода на Сахалине двум японским компаниям и трейдеру Vitol. Таким образом, «Газпрому» создается вполне реальная конкуренция, которая должна послужить снижению издержек этого российского газового гиганта.