Ударили по рукам и создали альянс с Shell по добыче сланцевого газа. Фото Reuters
В конце сентября президент Украины Виктор Янукович в ходе визита в США заявил, что к 2017 году в стране планируется увеличить добычу собственного газа на 30 млрд. куб. м – до 51 млрд. куб. м. С учетом повышенного внимания украинского руководства к сланцевому газу можно ожидать, что в будущем Киев рассчитывает покрывать внутренние потребности за счет разработки месторождений этого углеводородного сырья.За несколько лет заинтересованность украинских властей в добыче сланцевого газа многократно возросла. Интерес властей к сланцевому газу определялся как текущей внешнеполитической ситуацией, в которой находилась Украина, так и внутриполитическими процессами.
Одним из факторов, который усилил внимание Киева к сланцевой проблематике, выступала высокая цена на российский газ. В течение нескольких лет Киев настойчиво ставил перед Россией вопрос о пересмотре цены, считая ее завышенной. Отказ России пересмотреть ценовые параметры подтолкнул Киев к изучению перспектив добычи сланцевого газа. Тем самым Киев рассчитывает снизить зависимость от российских поставок и добиться энергетической независимости.
В разработке сланцевых месторождений Украина расширила сотрудничество с США, которые на государственном уровне выразили готовность способствовать усилиям Киева в диверсификации источников углеводородного сырья. Для Януковича данная поддержка имела большое значение, поскольку сложные отношения с ЕС, который выступал с жесткой критикой украинского президента за уголовное преследование Тимошенко, грозили Украине международной изоляцией. Энергетическое сотрудничество с американскими компаниями давало возможность заручиться поддержкой США, что и определило дальнейшие подходы Киева к сотрудничеству в этой сфере. Ставка была сделана на разработку месторождений сланцевого газа с помощью западных нефтегазовых компаний, имеющих соответствующий опыт.
Проблема сланцевого газа оказалась в фокусе внимания различных политических сил. Заявления украинского президента, членов правительства и ряда экспертов были направлены на то, чтобы убедить общественность в том, что уже через несколько лет Украина сможет добывать значительные объемы сланцевого газа, который будет дешевле российского. Кроме того, разработка сланцевых месторождений обосновывала последующее финансирование геологоразведки, закупку оборудования и создание сопутствующей инфраструктуры, необходимой для транспортировки углеводородного сырья. В этом весьма сильно были заинтересованы различные частные и государственные структуры.
От украинских властей не отставала оппозиция. Особенно активно действовало Всеукраинское объединение «Свобода», лидеры которого заняли жесткую позицию. Выступая против добычи сланцевого газа, оппозиция обосновывала свою позицию неоправданно высокими экологическими рисками, которые возникнут при добыче сланцевого газа. Однако позже выяснилось, что «принципиальная» позиция областных советов западных областей, на территории которых находятся месторождения сланцевого газа, объяснялась не столько заботой о здоровье населения и экологии, сколько желанием некоторых местных депутатов получить с компании Chevron не предусмотренные договором выплаты.
Оценку перспектив добычи сланцевого газа осложняло отсутствие точных данных о его запасах, которыми располагала Украина. Это привело к спекуляциям по данной проблеме, появлению различных, порой фантастических, оценок. Причины этого следует усматривать в запоздалом проведении научных исследований, в ходе которых были определены лишь наиболее перспективные участки, многие из которых нуждаются в комплексном изучении.
Зарубежные и украинские оценки запасов сланцевого газа колеблются в диапазоне от 1,2 трлн. куб. м до 7 трлн. куб. м. Считается, что основные запасы сосредоточены в Донецкой, Харьковской, Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областях. Между тем недостаточная изученность месторождений сланцевого газа увеличивает вероятность того, что прогнозы о значительных запасах окажутся завышенными. Последние данные, полученные при разработке сланцевых месторождений, указывают на незначительные запасы этого углеводородного сырья. Это подтверждает опыт Польши, где объем запасов был снижен с 1,2 трлн. куб. м до 255 млрд. куб. м. Соответственно излишне оптимистические оценки украинского правительства по предполагаемым в стране запасам сланцевого газа могут быть скорректированны.
К разработке сланцевых месторождений на территории Украины большой интерес проявили зарубежные компании. Они были заинтересованы расширить географию своей деятельности и одновременно получить новый рынок для сбыта устаревшего оборудования и технологий. Их вхождению в энергетический сектор Украины способствовала политическая поддержка украинского президента. Итогом этого стало расширение политического сотрудничества с США в сфере добычи сланцевого газа. В последнее время представители американских государственных структур и бизнес-сообщества поддерживают у руководства Украины уверенность в скором достижении энергетической независимости, настаивая, что страна располагает одними из крупнейших запасов сланцевого газа. США рассчитывают, что вместе с достижением энергетической независимости Киев ослабит политическое влияние России и выйдет из сферы ее влияния.
Украинские власти, не имея точных оценок расчета экологических последствий и экономических издержек, активизировали переговорный процесс с западными нефтегазовыми компаниями. В 2012 году были проведены конкурсы на заключения соглашений о разделе продукции (СРП) по Юзовскому (Харьковская и Донецкая области) и Олесскому (Львовская и Ивано-Франковская области) месторождениям. Победителями конкурса на разработку Олесского участка стала американская Chevron, Юзовского – англо-голландская Shell.
В 2013 году политические скандалы сопровождали обсуждение и принятие областными советами восточных и западных областей проекта СРП с компаниями Shell и Chevron. Правительству и президенту стоило больших усилий добиться от депутатов согласия поддержать необходимые документы, которые создавали законодательную основу для дальнейшей разработки месторождений сланцевого газа. Однако трудности, связанные с добычей сланцевого газа, отсутствие четкой информации о его запасах, экологические риски могут привести к переносу сроков промышленной разработки месторождений на отдаленную перспективу. Впрочем, этот сценарий может претерпеть кардинальные изменения, если выяснится, что украинские месторождения не обладают запасами, которые сделают их разработку рентабельной.