Схема предоставлена ИНЭИ РАН
В апреле текущего года Институт энергетических исследований РАН совместно с Аналитическим центром при правительстве Российской Федерации представили отраслевому сообществу уже третий выпуск Прогноза развития энергетики мира и России до 2040 года, где оцениваются тренды мировых энергетических рынков (с акцентом на углеводороды), их изменения при ожидаемых технологических прорывах и последствия для энергетики и экономики России. Короткая информация об этом была опубликована в майском номере «НГ-энергии».Меняющийся энергетический мир
Ситуация в мировой энергетике в последние годы претерпела серьезные изменения. Глобальный кризис вызвал резкие скачки цен на углеводороды, замедление роста спроса и обострение конкуренции на традиционных энергетических рынках; а главное – новые технологии уже перекраивают международную торговлю топливом в неблагоприятном для России направлении. Поэтому нам сейчас больше, чем когда либо, нужны глубокие исследования возможных турбулентностей мировых энергетических рынков и разработка регулярных прогнозов мировой энергетики на собственной исследовательской базе.
Наряду с базовым сценарием развития мировой энергетики (с анализом спроса и предложения на энергоресурсы с разбивкой по странам и видам топлива, транспортных потоков, ценовых условий рынков и множества других параметров) в Прогнозе-2013 рассматривается ряд сценариев, предполагающих технологические прорывы в производстве и потреблении углеводородов и их заменителей.
Потребление первичной энергии в мире увеличится в 2010–2040 годах на 40% (в среднем на 1,1% ежегодно), что втрое меньше среднегодовых приростов ВВП и заметно медленнее роста энергопотребления в последние 30 лет. Структура мирового энергопотребления будет все более диверсифицированной и сбалансированной: к 2040 году происходит постепенное выравнивание долей отдельных ископаемых видов топлива (нефть – 27%, газ – 25%, уголь – 25%) и неископаемых (в сумме 23%), что свидетельствует о развитии межтопливной конкуренции и повышении устойчивости энергоснабжения.
Наиболее сильные изменения связаны с нефтью: ее доля в потреблении первичной энергии за этот период сократится с 32% до 27%. Доля угля с его самыми высокими темпами роста в первое десятилетие XXI века снизится с 28% до 25% – в основном по экологическим соображениям. В развитии атомной энергетики в нашем Прогнозе принят умеренный оптимизм: ее доля не изменится (6%) при заметном росте абсолютных показателей.
Самые высокие темпы роста в прогнозный период имеют возобновляемые источники энергии (без учета гидроэнергии, но с учетом биотоплива): к 2040 году на них придется 13,8% мирового энергопотребления и 12,5% выработки электроэнергии (против 10,9% и 3,7% в 2010 году). Но по абсолютным объемам прироста потребления и увеличению своей доли в топливной корзине будет лидировать газ, именно он станет наиболее востребованным видом топлива в ближайшие 30 лет.
Фактор
самообеспеченности
Развитие мировой торговли энергоресурсами пойдет на фоне растущей самообеспеченности Северной Америки благодаря нетрадиционным ресурсам нефти и газа. Существенное увеличение поставок в Тихом и Индийском океанах изменит направления и объемы межрегиональной торговли энергоресурсами.
К 2040 году чистый импорт нефти, угля и газа в Северную Америку сменится их экспортом. Импорт энергоресурсов в Европу увеличится на 28%, однако при снижении спроса на нефть основной его прирост придется на природный газ. Развивающиеся страны Азии будут высокими темпами наращивать импорт всех энергоресурсов. СПГ будет преобладать в межрегиональной торговле газом при наращивании объемов поставок и трубопроводного газа.
В базовом сценарии мировой спрос на жидкие топлива до 2040 года будет расти в среднем на 0,5% ежегодно и составит 5,1 млрд. т, то есть увеличится на 26%. Ускоренный рост спроса ожидается в развивающихся странах и, напротив, останавливается в США, а в развитых странах Европы и Азии (особенно в Японии) вообще ожидается заметное снижение потребления.
Производство жидких видов топлива к 2040 году прогнозируется на уровне 5,1 млрд. т, из них нефть и газовый конденсат традиционных источников дадут 77%. Оправдываются ожидания значительного увеличения роли нетрадиционной нефти (сланцевой, битуминозных песчаников и пр.) – до 16,4% от общей добычи с объемом 837 млн. т в 2040 году.
Прогнозные балансовые цены нефти остаются в рамках ценового коридора, определяемого как возможное отклонение локальных нефтяных маркеров европейского, североамериканского и азиатского рынков от расчетной балансовой (то есть усредненной общемировой) цены, с учетом динамики цен на отдельные маркеры в последние годы.
К 2040 году значительно меняются торговые потоки нефти в мире. Сокращаются объемы импорта нефти в Европу, Северная Америка за счет роста добычи нефти сланцевых плеев в США и битуминозных песков в Канаде становится нетто-экспортером уже после 2025 года. Наиболее перспективным рынком сбыта для сырой нефти остается АТР – единственный регион, где импорт увеличится по сравнению с 2010 годом.
В базовом сценарии к 2040 году прогнозируется рост мирового потребления газа до 5,3 трлн. куб. м – это более чем на 60% превышает уровень 2010 года. Как и по жидким топливам, основной прирост спроса (81%) обеспечат развивающиеся страны. Ключевым драйвером такого увеличения спроса на газ во всех регионах будет в первую очередь развитие газовой генерации, в развивающихся странах также будет быстро расти газопотребление в промышленности.
Газовая проблема
По нашим расчетам, среднегодовые темпы роста европейского спроса на газ составят не более 0,5% (суммарный прирост – всего 15% с 2010 по 2040 год). Среди остальных стран ОЭСР только страны Северной Америки покажут относительно высокие темпы роста – в среднем 0,8% в год, при избытке предложения и низких ценах на газ. Еще интенсивнее потребление газа растет в развивающихся странах: в азиатских оно увеличится более чем втрое, удвоится в Южной и Центральной Америке, вырастет на 75–78% на Ближнем Востоке и в Африке.
В перспективе в базовом сценарии ожидается стабилизация и даже небольшое снижение добычи газа в США после 2020 года с последующим медленным ростом до 870 млрд. куб. м к 2040 году. Прирост будет обеспечен именно за счет сланцевого газа, добыча которого достигнет 485 млрд. куб. м к 2040 году. Все прочие регионы мира (за исключением Европы) заметно наращивают производство газа, лидерами по его приросту станут, помимо традиционных поставщиков (СНГ и Ближний Восток – 59% и 95% соответственно к 2040 году), еще и развивающиеся страны Азии (+202%).
Основной прирост добычи обеспечат новые месторождения традиционного газа и дальнейшее расширение добычи нетрадиционного газа, который к концу периода обеспечит 15% мировой газодобычи (11% – сланцевый газ, 3% – метан угольных пластов и 1% – биогаз).
Сохранится существенное разделение региональных цен на газ из-за высокой стоимости транспортировки, которая при межконтинентальных поставках добавляет к цене газа более 150 долл./тыс. куб. м. В Европе и в АТР к концу прогнозного периода ожидается довольно заметный рост цен, обусловленный необходимостью вовлечения новых более дорогостоящих месторождений. Североамериканский рынок фактически замыкается в ценовом диапазоне, определяемом собственной добычей.
На три предстоящих десятилетия центром международной торговли газом будет главным образом Азия, которая, согласно расчетам, должна нарастить нетто-импорт почти на 500 млрд. куб. м к 2040 году, что потребует огромной новой инфраструктуры и путей доставки.
По нашим расчетам, в ближайшие три десятилетия твердые топлива сохранят свою роль в энергетике, обеспечивая около четверти мирового спроса на энергоресурсы, прежде всего за счет угля. Основной прирост мирового потребления угля до 2040 года обеспечат развивающиеся страны АТР (в особенности Китай и Индия). В странах ОЭСР, главным образом в Европе и США, ожидается снижение спроса на уголь.
Согласно базовому сценарию уровень международной торговли энергетическим углем в 2040 году достигнет 1,4 млрд. т, балансовая цена торгуемого угля, рассчитанная на базе равновесия спроса и предложения, при этом составит не менее 120 долл./т. Атомная энергетика в рассматриваемый период должна начать новый этап развития. В предстоящие десятилетия предстоит вывод очень больших мощностей АЭС, который не во всех регионах будет компенсирован вводом новых блоков. После 2020 года мир, вероятно, восстановит объемы ввода атомных мощностей на уровне 1980–1990-х годов, к концу прогнозного периода страны – не члены ОЭСР – по своим атомным мощностям обгонят ОЭСР.
Схема предоставлена ИНЭИ РАН |
Влияние
технологических прорывов
на энергетические рынки
Роль энергетических инноваций является определяющей в развитии не только мировой энергетики, но и всей цивилизации. Исследование влияния этих технологических прорывов на конъюнктуру топливных рынков является важной задачей Прогноза-2013, для чего выделены несколько подсценариев, на двух из которых остановимся подробнее: сланцевого прорыва и сланцевого провала.
Сланцевый прорыв – это уже свершившийся факт: за последние пять лет добыча нефти сланцевых плеев выросла с 8 млн. т в 2007 году до 100 млн. т в 2012 году, добыча сланцевого газа – с 40 до 240 млрд. куб. м за тот же период. Сценарий «сланцевый прорыв» предполагает развитие уже начавшегося технологического импульса в добыче нетрадиционных углеводородов и основан на следующих предпосылках:
– после 2020 года появляется безводная технология добычи нефти и газа низкопроницаемых пород. В результате в эксплуатацию поступают месторождения Китая, Иордании, Израиля, Монголии и других стран;
– снимаются экологические ограничения на добычу нефти и газа сланцевых плеев;
– затраты на добычу для сланцевых плеев во всем мире выходят на уровень затрат в США (не превышают 80 долл./барр. по нефти и 150 долл./тыс. куб. м по газу);
– начинается активная разработка не только нефти низкопроницаемых коллекторов, но и сланцевой (керогеновой) нефти.
Реализация сценария «сланцевый прорыв» увеличит к 2040 году добычу нетрадиционной нефти в мире на 117 млн. т, а газа – на 222 млрд. куб. м, по сравнению с базовым сценарием, и способна сместить нефтяные и газовые цены вниз уже после 2020 года.
Для сбалансированного взгляда на сланцевую проблематику необходимо отметить, что развитие добычи нефти и газа сланцевых плеев связано с большими неопределенностями:
– оценки коммерчески извлекаемых запасов различаются в разы;
– не очевидное влияние на экологию;
– главным основанием для сомнений является специфика добычи углеводородов из сланцевых плеев с ее максимальными дебитами в первый год и дальнейшим резким падением продуктивности. Сейчас бурение охватывает наиболее привлекательные по дебитам участки плеев с высокими коэффициентами нефте- и газоотдачи на скважине и расчетными показателями извлечения. С истощением высокопродуктивных участков плеев добыча на менее продуктивных площадях может стать менее привлекательной, что приведет к сокращению товарной продукции.
В основе сценария «сланцевого провала» лежит ряд предпосылок, ведущих к сокращению добычи нефти и газа сланцевых плеев:
– значительное удорожание новых проектов добычи;
– отсутствие подтверждения большого объема ресурсной базы;
– ввод жестких экологических ограничений;
– новые технологии безводной и термической добычи сланцевой нефти не проходят по экономическим и/или экологическим причинам;
– с 2020 года сланцевая нефте- и газодобыча в США начинает быстро сокращаться и к 2025 году практически прекращается;
– в остальном мире добыча нефти и газа сланцевых плеев идет только в странах, где она уже началась, и достаточно быстро сокращается до нуля.
Вопреки многим оценкам, наши расчеты показывают, что рассмотренные сценарии не ведут к значительному изменению цен на нефть (по сравнению с базовым сценарием отклонения вниз на 5 долл./барр. и вверх – на 20 долл./барр.).
Помимо подробно рассмотренных сценариев, Прогноз-2013 также анализирует влияние значительного технологического развития на энергорынок в следующих сферах: применение газа на транспорте, развитие производства жидких биотоплив и биогаза, масштабное внедрение электромобилей, возможное начало добычи газовых гидратов.
Влияние рынков
на энергетику
и экономику России
Несмотря на сохранение достаточно высоких цен на углеводороды, даже в базовом сценарии объемы российского экспорта нефти и газа на внешние рынки оказываются заметно ниже цифр, заложенных в основные стратегические документы РФ (исходный вариант).
С учетом внешней конъюнктуры и действующего уровня налогообложения российские нефть и газ оказываются на мировом рынке среди замыкающих поставщиков, не до конца используя при этом весь потенциал добычи. Так, в базовом прогнозе российский экспорт нефти и нефтепродуктов снижается после 2015 года на 25–30% по сравнению с исходным вариантом с потерей 100–150 млрд. долл. ВВП в год. Еще 20–25 млрд. долл. ВВП страна будет ежегодно терять от снижения цен нефти при реализации сценария «сланцевого прорыва».
По результатам анализа рынка природного газа, Россия также оказывается в числе замыкающих поставщиков на европейском и азиатском региональных рынках с неполным использованием потенциальных возможностей своей добычи. По сравнению с исходным вариантом в базовом сценарии российский экспорт газа снизится после 2015 года на 15–20% с потерей 40–50 млрд. долл. ВВП в год. Еще на 20–25 млрд. долл. в год ВВП страны сократится в результате снижения цен газа при реализации сценария «сланцевого прорыва».
Российский ТЭК впервые сталкивается со столь жесткими ограничениями со стороны внешнего спроса на энергоресурсы, что оборачивается дополнительными рисками для энергетики и экономики России.
Повысить конкурентоспособность российских углеводородов на внешних рынках возможно прежде всего за счет снижения налогового бремени и сокращения компаниями затрат по всей цепочке поставок. Своевременное же принятие комплекса необходимых мер вполне может вернуть экономику и энергетику России к исходному сценарию развития.
Предложенный Прогноз-2013 может и должен быть предметом обсуждений для всех заинтересованных сторон, что в итоге должно помочь поиску путей адаптации ТЭК и экономики России к меняющимся внешним условиям в общем контексте развития мировой энергетики.