0
8234
Газета Интернет-версия

14.05.2013 00:01:00

Потребители выступают за рынок

Тэги: электроэнергетика, энергетика


электроэнергетика, энергетика

Электроэнергетика – системообразующая отрасль для любой страны с развитой промышленной экономикой. Эффективность энергомодели, которая, как правило, сводится к справедливым правилам игры как для поставщиков, так и для потребителей энергии, определяет успешность и конкурентоспособность целых отраслей. В России реформирование электроэнергетики идет уже 10 лет и в данный момент подошло к этапу, когда нужно подвести итоги и сделать следующий шаг в верном направлении. О наиболее острых проблемах текущей модели электроэнергетики России и способах их решения НГ-энергии рассказал член наблюдательного совета НП «Совет рынка», заместитель генерального директора по связям с государственными органами БАЗЭЛа Вадим ГЕРАСКИН.

Что и кого не устраивает в действующей модели рынка?
– Реформа энергоотрасли России была призвана решить такие системные и острые проблемы, как недостаток и низкая эффективность инвестиций, необоснованная оплата потребителями избытка мощностей, растущие потери электроэнергии в сетях и неоптимальный режим работы электростанций. Однако в действующей модели энергорынка страны ни одна из поставленных еще 10 лет назад целей так и не была достигнута. Кроме того, в существующей конструкции рынка появились новые барьеры, которые существенно снижают ее эффективность. В частности, это ограничения по прямым долгосрочным договорам между поставщиками и крупными потребителями электроэнергии, неучастие в рынке регулируемой нагрузки, а также целый набор административных платежей за мощность и способов получения перекрестного субсидирования, имеющих перед собой только одну цель – защитить интересы энергетиков за счет средств потребителей. Наличие этих барьеров приводит к нерыночному поведению поставщиков электроэнергии, а также неэффективным либо просто ошибочным, но в то же время капиталоемким инвестиционным решениям. Результат – избыточная нагрузка на предприятия реального сектора экономики. А цена за это – огромные общественные издержки.
– Запущенная в 2010-м система договоров о предоставлении мощности (ДПМ) должна была обеспечить приток инвестиций в электроэнергетику и решить вопросы обеспечения потребителей необходимыми мощностями. Какова реальная альтернатива ДПМ?  
– ДПМ берут свои корни от инвестиционных обязательств, которые переходили к новым собственникам генерирующих объектов при реорганизации РАО «ЕЭС России». Согласно Генеральной схеме размещения в России объектов электроэнергетики до 2020 года по ДПМ планировалось ввести не более четверти новой мощности. Пересмотр Генеральной схемы в 2010 году выявил ошибку прогноза потребности в новой мощности почти на 60%, или 108 ГВт, на период до 2020 года. Затем, согласно очередной Схеме развития Единой энергетической системы, потребность в новых вводах сократилась еще раз и сравнялась с объемом ДПМ – потребители оказались связаны ДПМ, потеряли возможность строить собственные мощности. Тем самым эффективность системы конкурсных отборов мощности (КОМ) оказалась скомпрометирована. Присутствие в модели рынка КОМ совместно с ДПМ и иными видами регулируемых платежей за мощность означает непродуктивное наложение двух подходов к закупкам мощности.
Доминирующий административный подход к распределению контрактных обязательств по оплате новой мощности исключает конкуренцию проектов инвестиций в генерирующие мощности. Подобная практика экономически не оправданна и должна быть прекращена. К тому же основная волна платежей по заключенным ДПМ из суммарных обязательств в 5,1 триллиона рублей придется на следующие четыре года. А в период неустойчивой конъюнктуры рынков обязательства по ДПМ еще более подавляют промышленных потребителей.
Чем привлекательны прямые договоры, насколько реальным вам представляется переход к таким отношениям в ближайшее время?
– Важно понимать, что промышленные потребители электроэнергии, так же как и энергетики, стоят перед необходимостью инвестиций в свое собственное производство, в его модернизацию. Неопределенность тарифов при этом несет в себе существенные риски для таких инвестиций, а зачастую полностью лишает потребителей ресурсов на поддержание конкурентоспособности своих производств – об этом говорит как мировой, так и российский опыт.
Тем временем долгосрочные контракты являются важным инструментом хеджирования цен на электроэнергию. Они обеспечивают предсказуемость правил игры, тем самым ограничивая ценовые и инвестиционные риски для обеих сторон – поставщика и потребителя электроэнергии. С прямыми долгосрочными договорами связаны среднесрочные гарантии конкурентоспособности производств и поддержания занятости.
В случаях, когда основными потребителями электроэнергии являются домохозяйства, долгосрочные договоры менее важны. Например, среднее потребление электроэнергии на одно домохозяйство в США составляет около 1000 кВт-ч в месяц, что в 5,5 раз больше, чем в России. Для такого типа потребления гораздо важнее наличие в энергосистеме значительного резерва генерации, способного закрыть спонтанный спрос. Но и в США централизованные рынки с оплатой больших резервов мощности организованы только в северо-восточных штатах и в Калифорнии. То есть там, где потребление электроэнергии приходится на сравнительно обеспеченные домохозяйства. Наряду с этим прямые договоры с промышленными потребителями сохраняют свое значение и в США, и в других развитых странах.
В России же на долю промышленности и транспорта приходится свыше 60% потребления электроэнергии. А в Сибири этот показатель еще выше.
В рамках реструктуризации энергосистемы произошло разделение ее участников на генераторов и распределительные организации. Как это отразилось на потребителях?
– Структурные изменения следовали принятой логике реформ: обособлению друг от друга потенциально конкурентных и естественно-монопольных, а значит, регулируемых секторов. Однако в итоге цифры говорят о том, что определяющими факторами роста цены доставленной электроэнергии стали, во-первых, увеличение платы за мощность и, во-вторых, рост регулируемых тарифов на передачу и распределение электроэнергии. Получилось так, что вместо рыночной конкуренции между генераторами распределяется право на заключение ДПМ или предлагаемых сейчас новых ДПМ уже не только на строительство, но и на модернизацию. А на распределительные организации у потребителей вообще нет никакого влияния. Поэтому и не может никто из этих распределяющих организаций сказать, что их эффективность растет, наоборот, если выше затраты, согласованные регулятором, то больше и прибыль при фиксированной рентабельности.
Как должен выглядеть идеальный, с точки зрения потребителя, рынок электроэнергии?
– Любая модель рынка электроэнергии представляет собой набор механизмов, определяющих расчеты между поставщиками и потребителями. Каждый механизм отвечает за свою часть рынка. Плановое потребление закрывают долгосрочные контракты, на случай аварий или скачков потребления содержится резерв генерации, спонтанному спросу в пределах суток отвечают более дорогие пиковые блоки и так далее. Структура рыночных механизмов, которая и определяет содержание модели рынка, должна соответствовать структуре спроса.
Другим условием идеальной модели выступает качество управления энергосистемой. Задача оперативного управления – максимальная загрузка самых эффективных станций, снижение удельного расхода топлива. Наряду с этим среднесрочное планирование должно определять структуру генерации, при которой суммарные затраты будут наименьшими.  
Наконец, в условиях рыночной экономики идеальная модель обязана включать экономическое измерение надежности. Здесь не следует путать надежность рынка и надежность технических устройств. Надежность рынка – это готовность генерирующих компаний поставить на рынок необходимую потребителям электроэнергию. Причем по разумным конкурентным ценам.  Внерыночные контракты на мощность возможны исключительно для решения локальных вопросов, например проблем стабильности напряжения. С обязательным конкурсным отбором проектов.
Насколько известно, сейчас рассматривается несколько подходов к новой модели рынка. Каково ваше мнение о них?
– В действующей конструкции рынка произошло наслоение рыночных и административных механизмов. В большинстве своем эти решения отражали трудности переходного периода. Помимо платы за поставленную электроэнергию генерирующие компании получают плату за содержание резервов, плату за мощность с помощью двусторонних договоров, договоров о предоставлении мощности, плату по итогам конкурентного отбора мощности, плату за объекты, не прошедшие конкурсный отбор, и плату за системные услуги.
Основная развилка в подходах к новой модели рынка сводится к тому, как будет формироваться выручка поставщиков электроэнергии. Либо дореформенным путем на основе административно принятых затрат, либо на основе цен конкурентного предложения.
Как вам видится развитие событий, которое устроило бы всех участников рынка и власть?
– Наиболее важным является уход от масштабной зависимости от ДПМ и других внерыночных механизмов оплаты мощности в сторону рынка с правильно подобранными ценовыми ограничениями, приводящего к значительно более эффективной системе инвестиций в развитие генерации. Главным ориентиром должно стать развитие системы двусторонних договоров в целях хеджирования ценовых рисков и улучшения условий инвестиционной деятельности в промышленности и электроэнергетике.
В качестве первого этапа на этом пути требуется повысить эффективность ценообразования и ограничить рыночную силу поставщиков. Этому отвечает участие регулируемой нагрузки и собственной генерации потребителей во всех структурах рынка. Следует внедрить более прозрачные процессы определения необходимого уровня резервов включенной мощности генерации, сформировать систему показателей эффективности системного и коммерческого операторов рынка. Платежи в пользу так называемой вынужденной генерации целесообразно заменить полноценным рынком системных услуг с отбором экономически эффективных поставщиков.
Переходный период должен включать создание на оптовом рынке сектора свободных двусторонних договоров, сохранение принципов и механизмов сдерживания цен до момента, когда краткосрочные торги ограничатся сектором отклонений.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1991
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1689
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1426
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
1052

Другие новости