0
4610
Газета Интернет-версия

13.10.2009 00:00:00

Монополия душит конкурентов

Тэги: газпром, природный газ, топливо


газпром, природный газ, топливо Динамика роста цен на газ (2002–2009).

Если коротко сказать о состоянии по внедрению природного газа в России, то здесь можно печально констатировать, и это наглядно подтвердят нижеприведенные цифры, что оно более чем неудовлетворительное. Россия сегодня насчитывает 95 тыс. транспортных средств (ТС), работающих на природном газе, заправку которых осуществляют 222 автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС). Приведем для сравнения: в Аргентине действует 1700 АГНКС и 1 654 000(!) ТС на КПГ, в США – 1600 станций и почти 147 000 ТС, а в такой маленькой европейской стране, как Италия, – 231 АГНКС и 360 000 ТС на КПГ, в Германии – 861 АГНКС.

Положение в России усугубляется еще тем, что даже имеющееся незначительное количество российских АГНКС имеет малую загрузку по заправляемым машинам. В среднем загрузка на сегодня составляет 15–20%. Это делает эксплуатацию станций нерентабельной, что еще больше тормозит строительство новых АГНКС. В 2007 году потребление в России природного газа как моторного топлива составило 0,3 млрд. куб. м, в то время как объем всего добытого в 2007 году газа равен 654,1 млрд. куб. м. Можно сказать – доля перерабатываемого в КПГ газа у нас мизерная и составляет менее 0,05%. Доля КПГ в мире (15 млрд. куб. м) от добытого в 2007 году остальными странами газа (2086 млрд. куб. м) составляет 0,72%, т.е. в 15 раз выше! И это при том, что Россия – самая богатая газом страна. Главные причины такого состояния дел по КПГ в России известны – это отсутствие соответствующих законов, регулирующих и стимулирующих эту сферу деятельности, а также отсутствие реальной государственной поддержки этого направления работ. Например, нет оправдания тому, что уже десять лет – с 1999 года – в коридорах законодательной власти «рассматривается» проект закона «Об использовании природного газа в качестве моторного топлива», а с 2004 года – проект закона «Об использовании альтернативных видов моторного топлива». И до сих пор ни один из них не одобрен.

Сегодня все бизнес-структуры, работающие в сфере внедрения компримированного (КПГ) и сжиженного (СПГ) природного газа, серьезно озабочены прогнозируемым ростом цен на газ. По инициативе ОАО «Газпром» вышло постановление правительства РФ № 333 «О совершенствовании государственного регулирования цен на газ», в соответствии с которым к 31 декабря 2010 года цена газа достигнет 7 руб. за 1 куб. м. То есть уже в 2011 году внутренняя цена на газ будет больше мировой, и фактически мы получим опережающий рост цен на газ по сравнению с нефтяным моторным топливом. Понятно, что, если сейчас не принять на государственном уровне каких-то специальных мер, это скорее всего окончательно похоронит в России все работы по использованию КПГ и СПГ как моторного топлива для ТС.

И если еще совсем недавно, в соответствии с приказами Федеральной службы по тарифам для АГНКС существовала льготная цена, то с 2007 года эти льготы отменены. Динамика роста цен на газ (без акциза и НДС) наглядно показана на графике.

Отпускные цены на газ для АГНКС с 01.01.04 по 01.01.09 выросли ровно в 15 раз (!) – с 200 руб. до 3000 руб. Уже сегодня, не дожидаясь 2011 года, цены на газ для негазпромовских АГНКС практически достигли мировых. В частности, на 01.01.09 цена газа, включая транспортировку, снабженческие услуги и НДС, на входе в Павлоградскую АГНКС (Омская область) равна 2,8 руб./куб. м; АГНКС АПК «Воронежский», Владимирская область, – 2,96 руб/куб. м; Рязанская область – 3,10 руб/куб. м. При этом за транспортировку газа по трубе надо платить 216 руб. за 1000 куб. м, добавьте сюда стоимость электроэнергии и прочие расходы эксплуатации.

А средняя цена реализации газа «Газпромом» в страны СНГ (без акциза и таможенных пошлин) за 2007 год составляла 2,7 руб/куб. м.

С другой стороны, предельная отпускная цена на сжатый природный газ, производимый на АГНКС, ограничена постановлением правительства РФ за № 31 от 15.01.93, которое еще никто не отменял, – не дороже 50% стоимости бензина А-76. То есть в таких ценовых рамках, даже если удастся добиться высокой загрузки указанной станции, галопирующие цены на входящий газ делают станцию нерентабельной «пожизненно».

Таким образом, ОАО «Газпром» своей ценовой политикой продолжает «душить конкурентов со стороны».

Говоря о природном газе как о моторном топливе, нельзя не упомянуть о сжиженном (криогенном) природном газе, который является еще более перспективным топливом, чем КПГ. В США уже десятки лет карьерные самосвалы ходят на СПГ, большегрузные автомобили на СПГ успешно эксплуатируются в Австралии, в Корее и т.д. Транспорт Японии уже готов для заправки нашим СПГ – от заводов по сжижению метана проекта «Сахалин-2».

В России же работы по использованию СПГ на автотранспорте идут чрезвычайно медленно, в основном за счет энтузиазма специалистов на предприятиях, число которых можно сосчитать на пальцах одной руки (ОАО «Криогенмаш», г. Балашиха; ОАО «Гелиймаш», г. Москва; ООО НТК «Криогенная техника», г. Омск; ЗАО «Крионорд», г. Санкт-Петербург; ООО «Экип-Газ», г. Москва).

Очевидно, что, поскольку работы по внедрению СПГ требуют значительных инвестиций, без серьезной государственной поддержки, на одном энтузиазме проблемы внедрения СПГ как топлива для транспортных средств в России не решить.

Что же можно сделать, чтобы не только не похоронить работы по использованию природного газа в качестве моторного топлива, но и сократить отставание России по этому вопросу от других стран? На наш взгляд, необходимо в кратчайшие сроки предпринять меры, основные из которых перечислены ниже.

Во-первых, законодательной власти немедленно рассмотреть и принять вышеуказанные законы.

Во-вторых, правительству приступить к решению вопроса с поставщиками газа по специальным (существенно заниженным) ценам газа, который идет в технологию для использования его как моторного топлива. То есть в России цена на такой газ должна иметь особый статус, причем для всех, кто этим занимается, а не только газпромовским структурам. Тем более что, как показано выше, доля газа, поступающего для производства моторного топлива, настолько мала, что даже бесплатно его подавай на АГНКС, «Газпром» убытков и не почувствует┘

В-третьих, соответствующим правительственным службам провести анализ состояния работ по другим видам альтернативного топлива (имеются в виду работы, финансируемые из бюджета) и по возможности – заморозить их, направив все высвободившиеся средства на работы по КПГ и СПГ.

В-четвертых, правительству поручить разработку в кратчайшие сроки государственной программы внедрения в России компримированного и сжиженного природного газа в качестве моторного топлива.

Россия, несмотря на то что она – самая «газовая» страна, значительно отстала по использованию природного газа (КПГ и СПГ) как моторного топлива от всех развитых стран.

Без серьезного вмешательства государства в решение обсуждаемых проблем отставание будет только увеличиваться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
775
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1457
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1292
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2434

Другие новости