0
3289
Газета Интернет-версия

08.04.2008 00:00:00

Попытка поменять статус

Тулеген Сарсембеков

Об авторе: Тулеген Таджибаевич Сарсембеков - консультант департамента экономической политики и по экологическим вопросам Секретариата Интеграционного комитета ЕврАзЭС.

Тэги: геополитика, евразэс, энергетика


геополитика, евразэс, энергетика Будущие международные конфликты в энергетике будут связаны с недостатком водных ресурсов.
Ольга Поликарпова. Небоскреб

Интеграция ЕврАзЭС в мировую систему оборота топливно-энергетических ресурсов, сотрудничество с иностранными инвесторами в области их освоения и разработки, повышения эффективности использования традиционных и освоения новых энергетических рынков являются одним из важнейших направлений энергетической политики Сообщества. В этой связи особую актуальность приобретает выработка основных направлений единой энергетической политики с учетом мировых тенденций, рациональное использование ресурсного потенциала стран Сообщества в его экономических интересах. Они должны быть направлены на переход от статуса поставщика сырьевых ресурсов к роли независимого участника мирового рынка энергетических товаров. Эта задача диктуется как тенденциями международной интеграции в энергетической сфере, так и потенциальными выгодами от качественного изменения роли ЕврАзЭС в мировой торговле энергоресурсами. Региональное сотрудничество может играть важную роль в обеспечении энергетической безопасности на устойчивой основе, являясь эффективным путем обеспечения спроса на энергию и повышения отдачи ресурсного потенциала энергетики.

Особое геополитическое положение государств ЕврАзЭС переводит энергетический фактор в разряд базовых компонентов экономической политики Сообщества. Соображения энергетической безопасности в возрастающей степени диктуют поведение национальных государств в мировой политике, их готовность вступать в коалиции и союзы, участвовать в работе международных организаций. Предпосылками этого являются такие факторы, как география поставок энергетических ресурсов, которая не всегда соответствует государственным границам, и размеры национальных энергетических рынков, которые часто слишком малы для реализации крупных энергетических проектов.

Потребители и производители энергоресурсов все больше осознают общую заинтересованность в необходимости коллективными мерами обеспечить стабильность энергетического сектора и его безопасность. Страны-импортеры стремятся противодействовать сбоям в энергоснабжении и резким ценовым колебаниям, а страны-экспортеры надеются за счет такого сотрудничества гарантировать себе рынки сбыта, тем самым создавая политическую и экономическую основу для энергетического взаимодействия.

Неравномерность распределения запасов

Государства – члены ЕврАзЭС в совокупности располагают значительными запасами различных видов первичных энергоресурсов. Однако распределены запасы энергоресурсов неравномерно. Крупнейшими запасами всех видов энергоресурсов обладают Россия, Казахстан и Узбекистан, которые имеют значительные запасы органического топлива – нефти и газа, а также урановых руд. Киргизия и Таджикистан обладают значительным потенциалом гидроэнергоресурсов, но запасы углеводородного топлива, угля и урана ограничены. Белоруссия практически не имеет собственных первичных энергоресурсов. Неравномерность распределения источников энергоносителей по странам Сообщества обусловливает объективную необходимость развития интеграции в топливно-энергетическом секторе экономики. Объем экспорта-импорта энергоресурсов между государствами – членами ЕврАзЭС имеет устойчивую тенденцию роста.

На пути объединения энергокомплексов

Интеграция национальных топливно-энергетических комплексов позволяет решать проблемы, которые трудно преодолеть в рамках одной страны. Учитывая различные пиковые нагрузки в соседствующих странах, региональная торговля энергией может снизить потребность в строительстве новых генерирующих мощностей в каждой из этих стран. Поэтому экономически и политически оправданным является курс энергетической политики ЕврАзЭС на расширение межгосударственных поставок энергоресурсов как эффективное средство обеспечения энергетической безопасности каждой страны и Сообщества в целом.

Представляется, что формирование межгосударственного конкурентного рынка электроэнергии, снимающего барьеры на пути межгосударственной торговли, будет способствовать повышению его объема и достижению поставленных целей.

Для государств ЕврАзЭС с их геополитическим положением решение проблемы транзита энергоресурсов имеет особое значение. Для этого существуют все необходимые предпосылки, чтобы транзит обеспечивал надежность поставок энергоресурсов странам-потребителям. Поэтому формирование единой энергетической и энерготранспортной инфраструктуры в сопредельных регионах Европы и Азии, развитие энерготранспортных систем, обеспечение свободного транзита энергоносителей отвечают стратегическим интересам ЕврАзЭС.

Для реализации основных принципов построения общего электроэнергетического рынка органами интеграции государств – членов ЕврАзЭС осуществляется работа по унификации национальных законодательств, регулирующих отношения в области энергетики. Постоянными комиссиями Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС подготовлены предложения по проектам основ законодательств ЕврАзЭС об энергетике, которые после их доработки будут вынесены на утверждение Межгосударственного совета. Важнейшие принципы обеспечения энергетической безопасности государств – членов ЕврАзЭС включают гарантированность и надежность энергообеспечения экономики и населения стран Сообщества; диверсификацию используемых видов топлива и энергии; экологическую безопасность; энергосбережение и повышение энергоэффективности, рациональное потребление всех видов топливно-энергетических ресурсов в целом, создание экономических условий, обеспечивающих рационализацию структуры экспорта, и другое.

Пути реализации

Принятие конкретных мер по углублению взаимодействия государств Сообщества в области энергетики важный этап формирования общего рынка энергоресурсов. В апреле 2003 года в Душанбе было принято решение о совместных действиях государств ЕврАзЭС по освоению гидроэнергетического потенциала бассейнов рек Сырдарья и Амударья. Важным практическим шагом в этом направлении должно стать завершение строительства Сангтудинской и Рогунской ГЭС в Таджикистане и Камбаратинских ГЭС-1 и ГЭС-2 в Киргизии. В рамках ЕврАзЭС инициирована реализация проектов по завершению строительства Сангтудинской ГЭС-1 и Рогунской ГЭС, имеющих региональное значение. Ведется подготовительная работа по реализации аналогичных проектов в Киргизии. В эти проекты активно вовлечен российский бизнес – компании РАО «ЕЭС России». Реализация указанных проектов даст новый импульс развитию экономик государств региона, улучшению уровней жизни населения и расширению экспортных возможностей стран Центральной Азии.

Региональной интеграции с точки зрения оптимизации использования энергоресурсов посредством торговли электроэнергией содействует строительству линии электропередачи Север–Юг в Казахстане, протяженностью 475 км и напряжением 500 киловольт от Экибастузской подстанции до подстанции Агадырь. Такое же региональное значение имеет программа технической модернизации Экибастузской ГРЭС-2, финансируемая ЕАБР, стоимостью 93,5 млн. долл.

В целях дальнейшего развития интеграции в энергетическом секторе главы государств Сообщества на сочинском саммите в августе 2006 года поставили задачу разработки Концепции формирования общего энергетического рынка государств – членов ЕврАзЭС. Сейчас идет экспертная проработка проекта концепции. При проработке этой концепции одновременно рассматривается возможность и определяются направления развития инфраструктуры рынка с учетом общих задач по формированию Трансазиатской энергосистемы, работа над которой ведется сейчас в рамках Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана. В этой связи в Сообществе рассматриваются коридоры поставки энергоресурсов в Афганистан, Пакистан, Китай, Индию и Иран.

В целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения внутреннего рынка топливно-энергетических ресурсов государств – членов ЕврАзЭС, расширения взаимовыгодных межгосударственных поставок этих ресурсов государствами – членами ЕврАзЭС в сентябре 2005 года принято Соглашение о совместной разработке топливно-энергетического баланса государств Сообщества. Положения указанного документа определяют органы государственного управления сторон, обеспечивающие разработку топливно-энергетического баланса ЕврАзЭС, порядок организации и проведения работы в этом направлении, механизмы получения исходных материалов и их согласования, процедуры принятия решений по общему балансу топливно-энергетических ресурсов. Соглашение создает правовую основу для организации работы по составлению такого баланса для ЕврАзЭС и координации деятельности соответствующих государственных органов сторон. Национальные топливно-энергетические балансы и совместный топливно-энергетический баланс разрабатываются по видам топливно-энергетических ресурсов. Разработка совместного топливно-энергетического баланса осуществляется на трехлетний период на основе составленных сторонами национальных топливно-энергетических балансов. Они дают возможность формировать стратегические направления развития топливно-энергетических комплексов государств – членов ЕврАзЭС и основные направления сотрудничества в этом секторе экономики.

Актуальной является решение проблемы модернизации нефтегазотранспортной инфраструктуры. В настоящее время с участием международных финансовых институтов согласованы проектные предложения по реконструкции газопровода Узбекистан–Душанбе, проходящего по территории Таджикистана. Второй проект – это реконструкция газопровода Ташкент–Бишкек–Алма-Ата, реализация которого будет способствовать обеспечению бесперебойных поставок газа из Узбекистана в Киргизию.

Атомная и альтернативная энергетика сообщества

Значительный интерес для сотрудничества в энергетической сфере представляет добыча урана и атомная энергетика. В рамках ЕврАзЭС прорабатывается вопрос о создании международного центра по предоставлению услуг ядерного цикла под контролем МАГАТЭ. В 2006 году Россия и Казахстан подписали учредительные документы о создании трех совместных предприятий в этой сфере, к которым может присоединиться и Узбекистан, обладающий значительными запасами урана. Для государств – членов ЕврАзЭС важное значение имеют совместная разработка и создание новых энергосберегающих технологий, внедрение научно-технических достижений. Государства ЕврАзЭС заинтересованы в повышении эффективности использования энергии и вследствие этого обмене технологиями, опытом и кооперации по производству энергетического оборудования.

Выгоды от участия в ЕврАзЭС энергетического сектора шести стран заключаются прежде всего в том, что возрастает энергетическая безопасность каждой страны, поддерживается устойчивая работа национальных энергосистем, обеспечивается приток взаимных инвестиций в развитие энергетики. Стратегически важно для ЕврАзЭС также укрепить позиции на мировых нефтяных и газовых рынках и, реализуя экспортные возможности, обеспечить экономическую безопасность Сообщества при стабильном партнерстве с мировым сообществом. Объединение рынков электроэнергии, нефти и нефтепродуктов, а также природного газа позволяет инвесторам существенно снизить коммерческие и политические риски, развить эффективную специализацию национальных экономик и их кооперацию. Проведение согласованной энергетической политики и формирование общего энергетического рынка государств – членов ЕврАзЭС должно стать одним из ключевых направлений межгосударственного сотрудничества.

К числу основных направлений сотрудничества стран Сообщества в области электроэнергетики относятся совместное освоение водно-энергетических ресурсов Центральной Азии и развитие атомной энергетики. В этой связи представляется целесообразным создание международных энергетических комплексов по освоению водно-энергетических ресурсов, использованию атомной энергии.

Приоритетные направления деятельности ЕврАзЭС должны исходить из задач формирования общего энергетического рынка, предусматривающих в том числе обеспечение свободного перемещения энергоресурсов и равных условий доступа к инфраструктуре энергетики; формирование согласованных принципов тарифной, налоговой, таможенной политики; совместную разработку государствами Сообщества механизма насыщения внутреннего рынка энергоресурсами; формирование единого информационного пространства в сфере энергетики; создание условий для привлечения инвестиций; унификация и гармонизация национальных законодательств в области энергетики; развитие сотрудничества с третьими странами и международными организациями в области энергетики.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Валерий Мастеров

Премьер заочно поспорил с президентом о размещении в стране ядерного оружия

0
608
Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Игорь Субботин

Дамаск сообщил о сохранении переговорного канала с Вашингтоном

0
704
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
891
Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Михаил Сергеев

Реальные шансы на возврат денег от приобретения новостроек снижаются

0
706

Другие новости