0
2718
Газета Интернет-версия

10.07.2007 00:00:00

Европейская «либерализация»

Сергей Правосудов

Об авторе: Сергей Александрович Правосудов - директор Института национальной энергетики.

Тэги: либерализация, евросоюз, газ


либерализация, евросоюз, газ Антимонопольный комиссар ЕС намерена разобраться с энергоконцернами.
Фото представительства Комиссии ЕС в Москве

Благие намерения

Либерализация началась в 1998 году, когда вышла директива ЕС по газу. Этот документ должен был стимулировать конкуренцию на газовом рынке за счет выхода на него крупных покупателей голубого топлива, которые могут выбирать источник поставок. Для этого необходимо было отказаться от практики подписания долгосрочных договоров на поставку газа между газовыми корпорациями и потребителями. Планировалось, что компании начнут бороться за клиентов и в результате этой конкуренции цена голубого топлива снизится. Параллельно аналогичный процесс начался на рынке электроэнергии. В результате реформирования национальных газовых и электроэнергетических отраслей должен был возникнуть единый рынок ЕС. Однако результат этой либерализации оказался несколько неожиданным.

До начала либерализации в крупнейших европейских странах на газовом рынке традиционно господствовали национальные компании: в Германии – Ruhrgas, в Италии – ENI, во Франции – Gaz de France и т.д. Как только Европейская комиссия объявила курс на создание единого энергетического рынка в рамках всего Европейского союза, корпорации начали стремительно укрупняться. В частности, в 2000 году на свет появилась энергетическая группа E.ON. Она была создана в результате покупки за 14 млрд. долл. одним немецким холдингом, VEBA, другого – VIAG, таким образом, на европейском рынке появился второй по величине после Electricite de France (EDF) энергетический концерн. Важнейшим объектом поглощения E.ON стал в 2003 году немецкий Ruhrgas, занимающий около 13% европейского рынка поставок газа (в Германии Ruhrgas контролирует около 60% оптовых продаж газа, а E.ON – 38% розничной реализации).

Всего за пять лет E.ON распространил свое влияние на 17 стран континентальной Европы, в которых занимается электроэнергетическим и газовым бизнесом, а также является крупным акционером основных энергетических и газовых компаний Скандинавии, Нидерландов, Великобритании, Венгрии, Словакии, Чехии, Швейцарии, Австрии, Италии, Румынии, Польши и стран Балтии.

В 2005 году экспансия на газовый рынок продолжилась – на этот раз E.ON приобрел британскую газодобывающую компанию Caledonia Oil and Gas Limited (COGL). COGL располагает долевым участием в общей сложности в 15 месторождениях природного газа в южной части «британского» Северного моря, также COGL принадлежат газоторговая компания Caledonia Energy Traiding Ltd. и две газопроводные системы.

В нынешнем году E.ON. приобретет за 10 млрд. евро энергетические активы в Италии, Испании, Франции, Турции и Польше, которые сегодня принадлежат итальянской Enel и испанской Endesa. В обмен на это E.ON. не будет мешать Enel объединиться с Endesa.

Сильные «едят» слабых

К началу процесса либерализации энергетического рынка французская Electricite de France занимала весьма прочные позиции на внутреннем рынке, контролируя 90% электрогенерирующих мощностей. После директивы ЕС она также начала быстро наращивать свой вес за счет получения контроля над зарубежными активами. Крупнейшим из них стал второй по величине итальянский поставщик электроэнергии – компания Edison.

В свою очередь, французский газовый концерн Gaz de France (GDF) в 2006 году объявил о поглощении франко-бельгийской компании Suez (одна из крупнейших европейских частных энергетических компаний в области предоставления коммунальных услуг в сфере электро-, газо– и водоснабжения, занимается транспортировкой и продажей природного газа и СПГ, осуществляет деятельность в Северной Америке). Кроме того, Gaz de France удалось скупить значительное число газовых активов в странах Восточной Европы (в частности, в Румынии и Словакии). Думают французы и об укреплении сектора добычи. Еще в 2002 году GDF приобрела британскую компанию CalEnergy Gas UK. Тогда был получен контроль над четырьмя месторождениями газа и тремя лицензионными участками для проведения геологоразведочных работ.

В Италии корпорация Enel занимает доминирующее положение на внутреннем рынке, производя около половины всей электроэнергии в стране. Ей же принадлежит национальная сетевая компания, обслуживающая более 29 млн. клиентов через собственные распределительные сети. При этом она владеет электроэнергетическими активами в Испании, Болгарии, Румынии, Северной и Латинской Америке. За счет поглощения испанской Endesa, Enel укрепит свое влияние на европейском рынке. Но еще больше на звание энергетической компании мирового значения претендует итальянская ENI.

Сегодня ENI превратилась в полноценную транснациональную компанию – она ведет деятельность в 70 странах мира, занимается добычей нефти и газа в более чем тридцати странах на пяти континентах, в том числе на глубоководных шельфовых месторождениях Западной Африки. ENI является одним из крупнейших нефтеперерабатывающих концернов в мире.

На внутреннем рынке Италии ENI контролирует более 80% поставок газа. Ей принадлежит 51% акций газотранспортной Snam Rete Gas и 100% акций Stogit (оператор системы хранилищ газа). В 2002 году ENI довела до 100% свою долю в Italgas, которая контролирует около 40% розничного газового рынка Италии. С началом либерализации европейского энергетического рынка электроэнергетика и газовая отрасль стали приоритетными направлениями экспансии компании. В 2000 году ENI купила 33% акций португальской компании Galp, владеющей активами в местных розничных газораспределительных сетях. В нынешнем году ENI и Enel приобрели на аукционе газовые активы ЮКОСа – компании «Арктикгаз» и «Уренгойл» (правда, «Газпром» имеет право выкупить у своих итальянских партнеров контрольные пакеты акций этих предприятий).

Апофеоз «либерализации»

Недавно глава ENI Паоло Скарони сделал сенсационное заявление. «По-моему, электрическая и газовая сети в Европе должны быть интегрированы, – сказал он. – Мы должны иметь такую газовую сеть, которая была бы соединена между разными европейскими странами, чтобы, например, Испания в случае необходимости могла обслужить итальянский рынок. Это должно создать большую надежность в энергетическом снабжении отдельных стран. Первый шаг в этом направлении должен сделать ЕС». В таком контексте, продолжал г-н Скарони, «надо создать единую европейскую газовую компанию, объединив крупные фирмы, включая ENI». Если такое объединение свершится, то это будет апофеозом европейской «либерализации».

Таким образом, в Европе стремительными темпами происходит укрупнение газовых и электроэнергетических компаний. В результате степень монополизма на рынке не только не снижается, а, наоборот, неуклонно возрастает. Теперь такие корпорации, как E.ON, ENI и Gaz de France, доминируют не только на рынке своих материнских стран, но и распространили влияние на другие государства ЕС. При этом они диверсифицируют бизнес, укрепляя позиции в сопредельных секторах: добыча, транспортировка, сбыт газа, а также выработка и распределение электроэнергии. Характерно, что корпорации ведущих стран ЕС (Германии, Франции и Италии) наращивают свое могущество за счет скупки активов в более мелких и экономически слабых государствах. Причем происходит это фактически при активной поддержке Европейской комиссии, которая таким образом якобы борется за «создание единого рынка в рамках ЕС».

Мало кто знает, что за глухими стеклами комиссии ЕС по поводу энергетики бушуют настоящие страсти.
Фото представительства Комиссии ЕС в Москве

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
831
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
976
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1363
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1098

Другие новости