Фото Reuters
Леон Арон из Института американского предпринимательства считает, что «лед под Путиным трещит». В своей колонке, опубликованной газетой The Wall Street Journal, он пишет, что любой путь, который теперь выберет Путин, неизбежно окажется рискованным. Он может посчитать, что протестное движение уже выпустило пар и действовать по-старому, т.е. не пускать оппозиционных лидеров на выборы и доверить подсчет голосов исключительно «кремлевской Центральной избирательной комиссии». Однако велики шансы, что этот вариант не пройдет, ведь люди почувствовали себя оскорбленными даже подсчетом голосов на парламентских выборах – что уж говорить о президентских! Путин может, напротив, разрешить регистрацию настоящих кандидатов от оппозиции, позволить им выступать на телевидении, самому вести агитацию и предвыборную борьбу, пообещать честный подсчет голосов, и впервые с момента ареста и тюремного заключения главы ЮКОСа Михаила Ходорковского в 2003 году снять запрет на денежные пожертвования бизнеса партиям и кандидатам, которые не запрещены Кремлем. До выборов всего три месяца. Путин может решить, что оппозиция просто не сможет мобилизоваться. Но, считает Арон, если премьер выпустит джина из бутылки, он не сможет загнать его обратно без последствий. Есть срединный путь, считает автор. В отчаянной попытке выиграть время Путин может бросить под колеса свою партию «Единая Россия», уступив требованиям о проведении позднее свободных и честных думских выборов и отложив на более поздний срок президентские выборы.
Джейк Рудницки и Анна Ширяевская из Bloomberg пишут о том, что «Газпром» сталкивается с требованиями о повышения налогов после того, как оппозиционные партии в результате парламентских выборов усилили свои позиции по отношению к правящей партии премьер-министра Владимира Путина. Все прошедшие в парламент партии, кроме «Единой России», выступают за такое повышение. «Газпром» уже столкнулся с одним налоговым увеличением, напоминают авторы. Когда бюджет страны в прошлом году впервые за десятилетие стал дефицитным, Министерство финансов настояло на первом за пять лет увеличении налога на добычу полезных ископаемых для газодобывающих компаний, повысив в текущем году его ставку на 61%.
В воскресенье Иран заключил с российской компанией «Татнефть» контракт на разработку нефтяного месторождения. Сумма сделки предположительно составит до 1 миллиарда долларов. Речь идет о редком примере новой иностранной инвестиции в нефтегазовый сектор страны, которая находится под все более ужесточающимися экономическими санкциями, сообщает Reuters. Россия раскритиковала новые американские санкции против финансового и энергетического секторов иранской экономики, напоминает агентство. Но при этом российские инвесторы также не торопятся заменить собой западных. В октябре Иран заявил, что он «отстранил» Газпром от разработки крупного сухопутного нефтяного месторождения Азар, так как компания, по мнению Тегерана, не выполнила взятые на себя обязательства.