Зарубежная пресса комментирует итоги парламентских выборов в России.
Дэвид Хершенхорн и Эллен Барри из The New York Times называют потери «Единой России» относительно предыдущих выборов «невероятными» и «неожиданными». Выборы, считают корреспонденты американского издания, не стали референдумом о доверии партии власти или Владимиру Путину, а протест избирателей во многом был связан с желанием нынешнего премьера вернуться в Кремль. Журналисты NYT отмечают, что выборы открыли новую главу в истории российской киберполитики: избиратели снимали нарушения на камеры и выкладывали в Интернет, а сайты, размещавшие информацию о нарушениях, подверглись атакам хакеров. Политолог Николай Злобин, комментируя итоги выборов для издания, отметил, что бдительность граждан повлияла на исход голосования – административное давление пришлось умерить из опасений, что президентские выборы через три месяца просто будут проигнорированы обществом. Избиратели, с которыми пообщались журналисты, заявили, что эти выборы – сигнал и последний шанс, который общество дает Путину.
Кэти Лэлли и Уилл Энглунд из The Washington Post считают, что еще несколько месяцев назад сценарий, по которому прошли парламентские выборы, сложно было вообразить. Теперь Путину, как считают журналисты, придется уделять больше внимания борьбе с коррупцией и развитию экономики страны. Антизападная риторика правящего тандема в последние дни избирательной кампании не сработала. Избиратели стали разочаровываться в действующей власти осенью, после скандала с Михаилом Прохоровым и объявления о рокировке в тандеме, считают Лэлли и Энглунд. Если еще летом стратеги «Единой России» планировали 60-65%, то осенью об этом уже никто не говорил. Результат думских выборов, пишут корреспонденты WP, задает планку для Путина на выборах президента: если он не сможет набрать больше 50%, страну ждут второй тур и неизбежные параллели с событиями украинской «оранжевой революции».
Алан Каллисон из The Wall Street Journal называет результат выборов «самым большим электоральным разочарованием для Путина» с 2000 года. Итоги голосования, считает журналист, указывают на хрупкость «суверенной демократии». Российские избиратели недовольны тем, что на фоне экономической стагнации действующая власть пытается упрочить свое доминирование, пишет Каллисон. Журналист напоминает, что, при всей значимости итогов парламентской кампании, Россия – президентская республика, и выборы главы государства более важны.
Мириам Элдер из британской The Guardian считает, что итоги голосования отражают нарастающую подозрительность россиян по отношению к «путинскому авторитаризму», недовольство коррупцией и снижением уровня жизни. Журналистка называет выборы в Госдуму самым большой проверкой общественного мнения с тех пор, как Путин заявил о своем желании вернуться в Кремль.
«Российские избиратели наказали партию Путина», - резюмируют Тони Халпин и Том Лоу из The Times. Они, в свою очередь, пишут, что выборы были своего рода референдумом о доверии тандему, а Путин и Медведев активно агитировали за партию власти. Избиратели, считают Халпин и Лоу, выразили свое отношение к фактическому отсутствию политической конкуренции в России, а Владимир Путин выглядел мрачно, объясняя результат «Единой России» тем, что она стала жертвой экономического кризиса.