«Прогресс М-12М» и РН "Союз У" на старте. Фото РКК "Энергия"
Очередное фиаско постигло вчера российскую космическую программу. На этот раз авария произошла с транспортным грузовым кораблем «Прогресс М-12М». Обломки космического аппарата со значительным объемом токсичного топлива упали в республике Алтай. Запуски ракет-носителей «Союз» были приостановлены до выяснения причин некорректной работы двигателей третьей ступени корабля «Союза У». По словам руководителя полёта российского сегмента МКС Владимира Соловьёва, в настоящее время причину аварийного запуска выясняет специально созданная комиссия. «Пока мы знаем одно: третья ступень ракеты-носителя отработала всего около 30 секунд, после чего произошло аварийное выключение двигателя», - отметил Соловьев.
Фактически под угрозой оказался запуск космического корабля «Союз ТМА-22» с экипажем 29/30-й длительной экспедиции на МКС, который должен состояться в конце сентября. Эксперты, близкие к космической отрасли, отмечают, что налицо системный кризис отрасли, который длится далеко не первый год.
По сообщению пресс-службы "Роскосмоса", 24 августа в связи с аварийным запуском транспортного грузового космического корабля (ГТК) «Прогресс М-12М» создана и приступила к работе аварийная комиссия, которую возглавляет директор Государственного научного центра ФГУП «Исследовательский центр имени М.В.Келдыша» А.С.Коротеев. Перед членами комиссии поставлена задача всестороннего и полного изучения хода подготовки запусков, старта и полета═ракеты-носителя с═разгонным блоком═и кораблем, поиска причин аварийной ситуации и представления предложений по их устранению. Глава "Роскосмоса" Владимир Поповкин подчеркнул, что «на основании представленных результатов работы комиссий будут выработаны технические, организационные и кадровые меры. Одним из первоочередных шагов в этом станет усиление контроля качества изготовления продукции предприятиями и организациями ракетно-космической промышленности, в том числе создание структурного подразделения агентства, отвечающего за эту работу, по аналогии с теми, что уже эффективно функционируют в Минобороны». На это в целом направлены и изменения в структуре и перераспределение функций центрального аппарата Федерального космического агентства, произошедшие в августе, добавил руководитель Роскосмоса.
Обломки «Прогресса» упали в Алтайском крае. Информагентства сообщают, что человеческих жертв в связи с катастрофой нет. Исполняющий обязанность главы правительства республики Алтай Юрий Антарадонов сказал, что на на 12:30 (мск) никто из жителей Чойского района республики, где упали обломки, не пострадал. "Сначала в небе светился яркий шар, потом мы почувствовали вибрацию на земле, немного потрясло. В это же время мы видели вдалеке зарево. И потом еще всю ночь стоял громкий гул", - рассказала агентству "Интерфакс-Сибирь" жительница поселка Артыбаш, расположенного на берегу Телецкого озера. Глава Чойского района Алтайского края Александр Борисов рассказал РИА «Новости», что взрыв был такой силы, что в стокилометровой округе повылетали стекла. На борту разбившего космического корабля═находилось токсичное топливо, которое может представлять потенциальную угрозу жизни. Наиболее опасными компонентами являются амил (1 тонна на борту) и гептил (его было пол-тонны). Керосин и кислород, находившиеся в третьей ступени ракеты не несут угрозы, и, скорее всего, должны были сгореть при падении. Сколько токсинов сгорело, а сколько попало в почву, специалисты пока сказать затрудняются. Спасатели предостерегают местное население от самостоятельных поисков обломков корабля в связи с опасностью поражения остатками токсичных химикатов. Вертолет спасателей уже вылетел из поселка Каракокша Чойского района республики Алтай. "Есть уточненные данные о месте падения корабля в Чойском районе", - сказал «Интерфаксу» источник в военном ведомстве республики.
Если потеря спутника связи «Экспресс АМ4» отодвинула «оцифровку» Российского телеэфира, то катастрофа «Прогресса» может иметь печальные последствия уже для пилотируемых программ, поскольку работа грузовиков - обеспечение МКС, а ракета-носитель «Союз ФГ» (аналог «Союза У») доставляет на орбиту корабли с космонавтами и астронавтами. Официальные лица по обе стороны океана исключительно сдержаны в оценке ситуации и перспектив до окончания расследования причин аварии. И в NASA, и в «Роскосмосе» говорят пока лишь о том, что неприбытие «Прогресс М-12М» на станцию не создало угрозы жизни и работы экипажа МКС. Руководитель программы МКС от NASA Майк Саффредини сказал, что ни в одном из предметов, перевозившиеся на упавшем «Прогрессе» нет критической необходимости. «Мы сможем обходиться без доставки грузов до нескольких месяцев, если это потребуется», - отметил Саффредини. «На МКС существует запас топлива, кислорода, продуктов, воды. Он рассчитан примерно на 2–3 месяца. То есть ситуацию в связи с потерей «Прогресса» нельзя назвать критической. Но учитывая, что шаттлы уже не летают, не исключено, что ЦУП может пойти на сокращение экипажа МКС из-за проблем с его обеспечением», – цитирует «Интерфакс» эксперта в области пилотируемой космонавтики Сергея Пузанова. В NASA выразили уверенность в том, что в «Роскосмосе» достаточно быстро разберутся с причинами аварии «Прогресса», и что она в значительной степени не повлияет на смену экипажей МКС. Майк Саффредини также сказал, что при самом неблагоприятном стечении обстоятельств МКС «может работать при управлении с Земли до бесконечности». Сайт Центра управления полетами приводит слова руководителя полёта российского сегмента МКС Владимира Соловьёва : «Для манёвров, необходимых для поддержания орбиты станции, высота которой сейчас составляет около 400 км, у нас есть запасы топлива. Для экипажа, который работает сейчас на станции у нас достаточно запасов кислорода, воды, продуктов питания. В этом плане всё хорошо».
The New York Times со ссылкой на источник в «Роскосмосе» пишет, что задержка пилотируемых полетов возможна, если не удастся быстро установить причину аварии «Прогресса». Также газета обращает внимание на то, что у США и России – контракт на доставку астронавтов на МКС. Авария «Прогресса» ставит под сомнение надежность российских кораблей. Если причину катастрофы не удастся быстро установить, то все партнеры по МКС могут столкнуться с серьезными трудностями.
Эксперты, комментирующие две последние аварии сходятся во мнении, что космическая отрасль находится в кризисном состоянии. Эксперт в области космонавтики Юрий Караш считает бесперспективным поиск каких-то особых технологических или конструкторских просчетов. Рейтинг надежности наших «Протонов» и «Союзов» не ниже, чем у конкурентов – 90 из 100. Он убежден, что основная причина провальных запусков спутников кроется в банальном воровстве. До 40% бюджетных средств, выделенных на программу «ГЛОНАСС», было разворовано – предполагает эксперт. Один из способов воровства – закупка элементной базы более низкой категории, вследствие чего снижаются надежность и сроки работы спутников на орбите. «Если все бюджетные средства будут использоваться по назначению, то уже одно это существенно повысит качество российской ракетной техники», – резюмирует Караш.
Газета «Коммерсант» также приводит мнение нескольких экспертов. "Кризис в отрасли ≈ не новость, а следствие. Впервые, после 15 лет полного прозябания, в ракетно-космическую отрасль пришли деньги, которые требуют делать приличную космическую программу, ≈ считает эксперт отраслевого журнала "Новости космонавтики" Игорь Лисов. "Все эти проблемы идет из-за упущений, которые допустили предыдущие руководители отрасли,≈ считает эксперт отраслевого журнала "Вестник ГЛОНАСС" Константин Крейденко.≈ Ведь все отказы техники идут не на уровне космических аппаратов, а на уровне ракет и их составляющих. Это и не удивительно: сами ракеты многие годы не менялись, только лишь модернизировались. Система управления ими изменялась, но не столь основательно, как следовало бы. В этом и есть беда. Махать шашкой в этом случае, наверное, все-таки не стоит, ведь убрав нынешних специалистов-ракетчиков, новых мы не найдем. Это уже ошибка системы".