В понедельник вечером влиятельная британская газета The Guardian распространила сообщение о том, что журналиста издания Люка Хардинга не пустили в Россию. Его «завернули» на паспортном контроле в аэропорту. Как пишет издание, Хардинг провел в пограничной зоне около 45 минут, после чего ближайшим рейсом был отправлен в Великобританию. Погранслужба ФСБ не объяснила причин журналисту лично, было лишь сказано, что «Россия для вас закрыта». Виза Хардинга была аннулирована.
The Guardian предполагает, что запрет на въезд Хардинга пришел с самого верха, но британскому правительству пока не удалось установить его причины. Министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг связался со своим российским коллегой Сергеем Лавровым, и тот обещал изучить этот вопрос.
В погранслужбе ФСБ РФ отказались комментировать факт закрытия для Хардинга границы. «Иностранному гражданину может быть отказано во въезде в РФ без объяснения причин», - сказали пограничники агентству «Интерфакс». По версии The Guardian, причиной отказа могли стать публикации журналиста, связанные с Wikileaks, где Россия при Путине стала «виртуальным мафиозным государством». Главный редактор The Guardian Алан Расбриджер сказал, что факт высылки является тревожным сигналом с серьезными последствиями для свободы прессы. «Вызывает беспокойство, что правительство России должно теперь выгонять журналистов, которые ему не нравятся. Отношение в России к журналистам, как к иностранным, так и к своим, вызывает серьезную озабоченность. Мы пытаемся получить более подробную информацию и находимся в контакте с МИД Великобритании», - сообщил главред The Guardian.
На «стене» в Facebook Люк Хардинг восемь часов назад оставил такую запись: «Спасибо всем, кто поддержал меня в эти катастрофические выходные в связи с высылкой из России. Мне очень грустно уезжать из Москвы. Фиби и дети по прежнему в Москве и останутся там пару недель. Те, кто знают Фиби, напишите ей, пожалуйста, пару дружественных слов».
В своем Твиттере британский корреспондент также оставил несколько комментариев по поводу произошедшего. В частности, он написал, что не до конца понимает, почему российское правительство решило не пускать его в страну. «Похоже, Кремль больше боится меня, чем я его», - отметил Хардинг. Не без юмора он рассказывает о том, что его «сокамерниками» в московском аэропорту были четверо таджиков, парень из Киргизии и женщина из Конго. «Я не обижен на сотрудников аэропорта», - пишет журналист. Он отмечает, что Кремлю давно не нравились его публикации, но, похоже, сюжет про Wikileaks мог стать «последней каплей».
Президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов заявил: «Мы не располагаем информацией о том, почему именно журналиста не пустили в Россию. Сложно даже строить какие-то предположения. Я допускаю, что ситуация может быть неоднозначной, хотя на 99% я уверен в том, что никакого отношения к чему-нибудь другому, кроме как к политике, это не имеет».
Глава Московской Хельсинкской группы (МХГ) Людмила Алексеева так прокомментировала ситуацию: «Это не только давление на свободу слова, но и удар по имиджу страны. Мы хотим в ВТО, в Европу, а в то же время не пускаем журналистов. Почему его не пустили в страну. Он, что, шпион? Пусть объяснят. Но ничего не объясняют».
Совет по развитию гражданского общества и правам человека при президенте России готов помочь газете The Guardian в урегулировании проблемы с журналистом издания Люком Хардингом. Об этом радиостанции «Эхо Москвы» заявил глава Совета Михаил Федотов. «В некоторых случаях нам удавалось помочь журналистам, когда ограничения на их въезд оказались надуманным», - сказал он. При этом он подчеркнул, что «право государства – открывать перед тем или иным лицом свои границы или нет – является суверенным».
Председатель Союза журналистов России (СЖР) Всеволод Богданов: «От того, что произошло, я испытываю очень сложные чувства. "Гардиан" пользуется большим авторитетом в мире, а ее журналисты работают по этическому кодексу и берегут свою репутацию. Поэтому все это мне не нравится. Я считаю, что надо публично объявить причины, почему наши власти приняли такое решение».
В организации "Репортеры без границ" шокированы случаем с Люком Хардингом. "Случаев высылки иностранных журналистов из России я не помню со времен "холодной войны", и то, что случилось, это плохой сигнал для международного имиджа России. Хардинг давно был проблемой для российских властей. Он освещал политические события в России, много писал о ситуации на Кавказе, в частности, в Дагестане. Безусловно, это связано с его профессиональной деятельностью, на наш взгляд. И это давление на свободу слова, конечно же», - заявила представитель организации Эльза Видаль.
Коллега Хардинга из The Guardian Марк Суини пишет, что в период с 2000-го по 2008-й год российские власти депортировали или запретили въезд в страну сорока зарубежным журналистам. Суини не пишет о случае корреспондента журнала The New Times Натальи Морарь, гражданки Молдавии, которой в декабре 2007 году был запрещен въезд решением ФСБ. Журналист называет имена троих британских коллег, оказывавшихся в положении Хардинга с конца 80-х годов: это корреспондент The Sunday Times в СССР Ангус Роксбург, уличенный в «шпионаже»; это журналист The Moscow Times Томас де Ваал, высланный из России «по соображениям безопасности»; это фрилансер Саймон Пирани, в лице которого власти также увидели угрозу безопасности страны. В свою очередь, в редакционной статье The Guardian отмечается, что Россия возвращается к старым советским методам работы с иностранными журналистами, причем в качестве мишени выбрана газета, активно развивавшая связи с местной прессой, и журналист, искренне любящий Россию и россиян.
The Wall Street Journal, ссылаясь на слова самого Люка Хардинга, пишет, что МИД РФ еще в ноябре предупреждало его, что не намерено продлевать ему аккредитацию. В качестве причины были приведены два нарушения Хардингом правил перемещения внутри страны. Впрочем, после вмешательства британского правительства российские власти согласились продлить журналисту визу до мая 2011 года.