На пресс-конференции в центральном офисе «Интерфакса» 19 мая Техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета, расследовавшая обстоятельства крушения самолета президента Польши Леха Качиньского, обнародовала предварительные данные расследования. Как заявила глава МАК Татьяна Анодина, следствие пока не может дать однозначный ответ на вопрос о причинах трагедии. По ее словам, говорить о пожаре, теракте, технической неисправности, отказе двигателей (они, как сообщила Анодина, работали вплоть до столкновения борта с землей). Анодина сообщила, что в кабине пилота президентского Ту-154 находились посторонние лица. Их было не меньше двух. Голос одного из посторонних идентифицирован. Кому он принадлежал, на пресс-конференции сообщено не было.
Польская газета Rzeczpospolita передает некоторые подробности, касающиеся посторонних в кабине пилота. По данным польских СМИ, в кабине после крушения было найдено пять тел. Между тем, обычно в ней находятся четверо: два пилота, штурман-навигатор и бортмеханик. Как пишет Rzeczpospolita, ссылаясь на близкие к следствию источники в Москве, одним из «посторонних» в кабине был генерал Анджей Блащик. Его голос удалось идентифицировать. Не подтверждается, в свою очередь, информация о том, что в кабине пилота также находился глава диппротокола Министерства иностранных дел Польши Мариуш Казана.
Присутствовавший на пресс-конференции глава польской Комиссии по расследованию авиакатастроф Эдмунд Клих сообщил, что из прослушанной записи переговоров в кабине пилота он не стал бы делать вывод о том, что пилоты сажали самолет под давлением. В свою очередь, Татьяна Анодина заявила, что версию давления «предстоит проверить».
Выяснилось, что подразделение ВВС Польши, в которое входил экипаж самолета президента Польши, не имеет подробной программы подготовки летного состава. Эту информацию сообщил журналистам глава технической комиссии МАК Алексей Морозов и подтвердил Эдмунд Клих. Клих также сообщил, что специалисты проверят уровень стресса экипажа перед катастрофой. Оказалось, что экипаж президентского борта был скомплектован за несколько дней до рейса.
Журналисты поинтересовались у участников пресс-конференции, какие выводы были сделаны после катастрофы в плане безопасности полетов ВИП-лиц. Алексей Морозов озвучил три предварительных вывода. Во-первых, члены экипажа должны будут практиковаться на специальных тренажерах. Во-вторых, будут выработаны правила взаимодействия экипажей машин типа Ту-154. В-третьих, будет разработана процедура посадки самолетов на «негражданских» аэродромах.
Комиссия подтвердила информацию польской прессы о том, что экипаж польского самолета Як-40, приземлившегося в Смоленске за час до катастрофы, связывался с президентским бортом и предупреждал о плохих погодных условиях.