Газета Печатная версия

25.05.2021 21:56:00

Как связан потоп в Бангладеш с экспериментами на коллайдере в Женеве

Магнитный «зонтик» прохудился

Александр Спирин

Об авторе: Магнитный «зонтик» прохудился

Тэги: бак, коллайдер, мюон, физика

бак, коллайдер, мюон, физика Радиационные пояса вокруг Земли.

На первый взгляд нет никакой связи между подъемом вод Бенгальского залива и в дельте реки Ганга, в результате чего Дакка, столица Бангладеш, вынуждена отселять население, и солнечной активностью. Об отселении написали сотрудники пекинского Института географических наук в журнале Earth’s Future.

Им вторят сотрудники Шаньдунского университета в провинции Вейхай (КНР). Они обнаружили смещение земной оси в результате глобального потепления, что и привело к подъему вод Мирового океана. Впрочем, на возможность такого варианта развития событий еще в 90-е годы прошлого века обращали внимание члены Американского геофизического союза.

7-12-2480.jpg
Защитный «экран» магнитного поля Земли
 с его силовыми линиями (показаны белым).
Журнал Nature сообщил о «потрясении» основ фундаментальной теории мироздания, связанном с обнаружением на Большом адронном коллайдере (LHC – Large Hadron Collider) в Европейском центре ядерных исследований (CERN) в Женеве. В экспериментах на этом самом большом на сегодняшний день физическом приборе в мире, «сталкивателе» пучков адронов (элементарных частиц, составляющих ядра), были обнаружены аномалии в поведении мюонов. Мало того, у них был неожиданно обнаружен магнетизм.

Известно, что LHC помог отыскать теоретически предсказанный бозон Хиггса – элементарную частицу, придающую массу всем остальным частицам, составляющим Вселенную. Проблема, однако, в том, что ученые до сих пор не могут точно установить возраст Вселенной – то ли 11,4, то ли 13,8 млрд лет. Дело в том, что разные группы физиков используют несовпадающие методы. Один из них заключается в определении космического микроволнового фона (СМВ). Многие физики-теоретики и космологи считают, что СМВ – это первый свет после Большого взрыва. Другой метод, который проще и дешевле, использует локальные измерения.

Возникающие расхождения приводят к яростным спорам по поводу скорости расширения нашего Универсума. Это расширение (экспансию) пока действительно могут определять вблизи и вокруг ближайших к нам галактик. Эти циклопические скопления звезд вращаются вокруг общего центра – черной дыры.

Одна из звезд – Солнце со своей планетной системой. Одна из планет – Земля со своим естественным спутником. На Луну уже в 2024 году планируется высадка людей, которые вроде бы должны будут построить самый настоящий лунный поселок. Его еще надо будет каким-то образом защитить от радиационного фона, который на поверхности Луны как минимум в 200 раз выше, чем на Земле.

7-12-3480.jpg
Электроны низкой (голубым) и высокой
(желтым) энергий над поверхностью планеты.
Иллюстрации Physorg
Уникальность колыбели человечества заключается, возможно, в железном ядре планеты, вращение которого генерирует мощное магнитное поле, отражающее устремленный к ней убивающий жизнь солнечный ветер. Он возникает как результат вспышек на поверхности нашей звезды, Солнца. Прилив волн солнечного ветра генерирует полярные сияния. Причина этого природного феномена – мощное ускорение электронов на больших высотах (от 1000 до 20 000 км и более).

В университете японской Нагои установили, что электроны высоких энергий (релятивистские электроны) обладают такой энергией, что могут разрушать защитный озоновый слой. Японские космофизики отмечают, что потоки электронов совершают «восхождение» вверх, пронизывая ионосферу, и ускоряются в промежуточном слое, выше которого сформирована магнитосфера. Совершив петлеобразный подъем, они затем опускаются обратно вниз, отдавая свою энергию.

Помимо магнитосферы Землю защищают и радиационные пояса, в которых оказываются на некоторое время релятивистские электроны. В последние годы ученые изучают магнитное поле планеты с помощью спутников и космических зондов, выводимых на разной высоты орбиты. Все это помогает сотрудникам научных учреждений мира распутывать хитросплетения взаимовлияний вспышек на Солнце, солнечного ветра, идущего к Земле с ее магнитным экраном, и изменений климата на ней. n