Газета Печатная версия

26.03.2019 18:41:00

Жизнь фонтанирует совсем рядом с Землей

Тэги: астрономия, биология, жизнь, космос

астрономия, биология, жизнь, космос «Искаженный» Млечный Путь. Иллюстрация Physorg

Астрономы Пенсильванского и Аризонского университетов вместе с коллегами из Университета Сабанчи в Турции объявили об открытии нейтронной звезды, излучающей в широком диапазоне – от инфракрасного до ультрафиолетового и даже рентгеновского. Сообщение об этом опубликовано в Astrophysical J. В нем речь идет о необычном поведении звезды RX (RedX-ray), входящей в «великолепную семерку» ближайших к Земле рентгеновских пульсаров. Последние образуются после взрыва сверхновой, вследствие которого остатки выгоревшей звезды коллапсируют («схлопываются») и образуется нейтронная звезда. Ее быстрое вращение генерирует мощное электрическое поле (подобно ротору в динамо-машине).

Изображение звезды получили с помощью орбитальных телескопов Хаббла и Чандра (второй «видит» небо в рентгеновских лучах). Авторы полагают, что мощное инфракрасное излучение вокруг RX возникает в результате разогрева внутренних слоев образовавшегося вокруг нее диска из пыли и газа. Вторая причина может быть связана с возникновением пульсирующего «ветра». Для разрешения подобного рода вопросов необходим более мощный телескоп, запуск которого (James Webb) ожидается в 2021 году.

Другая команда исследователей из Сиднейского университета и обсерватории в калифорнийском Паломаре обратила внимание на тонкий, как спица, джет (струю), уходящий в космос почти на два световых года. Эта «утонченность» джета позволила авторам назвать его коллиматором. Обнаружили его исходящим от квадратной по форме туманности, получившей название Красная площадь (Red Square). Она находится в 5500 световых годах от созвездия Змея. Измерения показали, что скорость движения вещества в джете – 500 км/сек.

64-12-2_t.jpg
Джет, уходящий от юной звезды. Иллюстрация Physorg
Нейтронные и иные звезды, а также галактики, сверхновые и туманности генерируют энергии, на Земле недостижимые. Энергии эти достигают глаз земных наблюдателей с далеких окраин космоса и фиксируются в виде вспышек сверхновых, видимых невооруженным глазом. Естественно, что часть энергии материализуется в виде синтезируемых в глубинах Вселенной органических молекул. Их во все больших количествах и разнообразии стали идентифицировать наземные телескопы, работающие в миллиметровом и субмиллиметровом диапазонах, например, ALMA в чилийской пустыне Атакама.

Еще летом 2017 года специалисты тайваньского Института астрономии и астрофизики сумели с помощью ALMA уловить наличие сложных органических молекул в атмосфере аккреционного диска одной из звезд протозвездной системы в 1300 световых лет от нас. Ученые нашли метанол (СН3ОН) простой и с дейтерием, серосодержащий метантиол (CH3SH) и формамид NH2CHO. Находка порадовала ученых, поскольку и азот (N), и сера (S) входят в состав аминокислот. Сера присутствует, например, в боковых цепях метионина и цистеина, без которого не «работает» инсулин. Не хватает только фосфора (Р), без которого немыслимы нуклеиновые кислоты РНК и ДНК.

Это открытие было подтверждено астрономами Университета Кореи в Сеуле и ALMA, которые в дополнение к уже известным органическим соединениям впервые открыли и ацетон (СН3СОСН3). Синтезированная вокруг звезд органика разлетается на расстояние в два раза большее, чем орбита Нептуна. В качестве дополнительного подтверждения астрономы ссылаются на данные, полученные зондом «Розетта» при исследовании атмосферы кометы Чурюмова–Герасименко.

64-12-3_t.jpg
Органика в космосе. Иллюстрация Physorg
Обращает на себя внимание также то, что юная звезда с «накидкой» из органики расположена от Земли на расстоянии всего лишь 1300 световых лет. Это ничтожно мало по сравнению с космическими масштабами. Вспышки звезды видели примерно с частотой раз в 100 лет, но не обращали внимания, потому что никто не мог себе представить, что источник жизни расположен так близко к Земле.

С неожиданным заявлением выступили и ученые астрономических обсерваторий Китая. На основе своих наблюдений они построили интуитивную 3D-карту Млечного Пути, который, по их мнению, вовсе не представляет собой плоский спиральный диск. В качестве иллюстрации они приводят светимость и яркость так называемых Цефеид – молодых звезд, которые в 4–20 раз массивнее нашего Солнца и в 100 тыс. раз ярче. Китайцы проанализировали состояние 1339 звезд этой группы. Астрономы пишут в журнале Nature, что «новая морфология позволила обновить карту звездных образований и движений, а также историю возникновения самого Млечного Пути».