Газета Печатная версия

25.09.2018 20:58:00

Женщины реагируют не только на фигуру мужчин

Нейробиологи выявили клетки мозга, избирательно возбуждающиеся на те или иные выражения лица

Тэги: биология, мозг, инстинкт, секс

биология, мозг, инстинкт, секс Чувство удовлетворения, возникающее с получением вознаграждения, генерируется нервными клетками с белковым рецептором дофамина на их оболочках. Фото Pixabay

Что заставляет нас решаться на действия или высказывания, сопряженные с болью или риском осуждения? Нейробиологи Университета Эмори в г. Атланта (США) выделили две зоны коры головного мозга, активность нейронов в которых связана с принятием решений. Это прежде всего вентро-медиальный отдел предлобной коры (vmPFC), находящийся на нижней поверхности срединной области предлобного отдела, и верхнедорзальный участок передней части эмоциональной коры поясной извилины на медиальной поверхности полушария (dACC).

С помощью функционального МРТ (фМРТ) ученые показали, что vmPFC четко оценивает известные риски, в то время как нервные клетки второго участка коры связаны с оценкой неизвестных рисков. Помогает им в этом дорзо-медиальный отдел подкоркового хвостатого ядра (nucleus caudatus), хвост которого оканчивается миндалиной (Amygdala). Нейроны миндалины ответственны за генерацию чувства страха. Результаты топографического исследования мозга опубликованы в журнале «Труды АН США» (PNAS). В заключении статьи, названной «Кортикальные сети субъективной оценки ожиданий и поведение, связанное с затратой усилий для достижения цели», авторы пишут, что нейроны vmPFC кодируют ожидаемое вознаграждение еще до получения всей информации. Таким образом, подтверждается справедливость известной истины о том, что «глаза боятся, а руки делают».

Чувство удовлетворения, возникающее с получением вознаграждения, генерируется нервными клетками с белковым рецептором дофамина на их оболочках, образующими небольшое прилегающее ядро. Оно расположено под «клювом» мозолистого тела, соединяющего оба полушария, в непосредственной близости от предлобных отделов полушарий. Дофамин является производным аминокислоты тирозина, другая аминокислота – глютаминовая – является одним из главных генераторов возбуждения в мозге.

Производным еще одной аминокислоты, триптофана, является серотонин, или вещество хорошего настроения, нехватку которого ощущают на себе люди, пребывающие в состоянии депрессии. Серотонин был открыт более 80 лет назад в сыворотке крови. Его регулирующая роль проявляется в действии ингибиторов обратного всасывания вещества, применяющихся для купирования депрессии.

Для прояснения связи между активностью клеток миндалины и ауторецепторами серотонина, обеспечивающими модуляцию активности собственных нейронов, авторы статьи в журнале Neuroimage использовали фМРТ и ПЭТ (позитрон-эмиссионный томограф). В ходе обследования 31 добровольца им показывали лица с разными эмоциональными выражениями и в качестве контроля простые геометрические фигуры. ПЭТ позволил определить воздействие серотонина на ауторецепторы клеток миндалины. Серотонин образуется в клетках дорзально-верхнего «шовного» ядра. Одно из двух передних (ростральных) ядер имеет многочисленные связи с клетками миндалины, нейроны которой активны в генерации эмоции страха.

Физиологи с помощью вживленных в миндалину электродов выявили в ней уни- и мультимодальные клетки, селективно возбуждающиеся на те или иные выражения человеческих лиц. Нейроимиджинг помог зафиксировать включение клеток миндалины в ответ на предъявление не только угрожающих и печальных лиц, что было ожидаемым, но и счастливых, что стало сюрпризом. Подтвердилась и роль серотониновых нейронов дорзального ядра в обработке спектра негативных и позитивных изображений и их воздействия на чувство удовлетворения и эмоциональное поведение.

В доказательство этого вывода сотрудники университетов Св. Эндрю в английском г. Дарем и Аризонского университета (США) показали, что женщины реагируют не только на длинные ноги мужчин, но также и на выражения их лиц, но не прямо, а опосредованно. В статье «Выбор партнера копируется общедоменным социальным обучением» исследователи отмечают, что женщины находили лица мужчин более привлекательными, если им (лицам) более высокий рейтинг давали… подруги или другие представительницы слабого пола. В полном соответствии с положениями бихейвиористов участницы опытов оказались под социальным воздействием даже, казалось бы, в таком интимном, индивидуальном процессе, как выбор партнера.

Не следует забывать, что «красота в глазах любящего». Еще Овидий писал о том, что привлекательность партнера разная в глазах разных людей. Это подтвердило обследование 605 студентов Университета Дьюка, доказавшее значение функциональной связанности зрительной коры мозга с другими его отделами. Выяснилось, в частности, что нарушение связей в зрительной коре может свидетельствовать о повышении риска ментальных расстройств, вплоть до шизофрении.