0
12307
Газета Интернет-версия

22.11.2016 00:01:10

Космос стратегического значения

Николай Дорожкин

Об авторе: Михаил Николаевич Ковбич – начальник отдела ЦНИИмаш; Николай Яковлевич Дорожкин – старший научный сотрудник ЦНИИмаш.

Тэги: история, армия, вооружения, ракеты, космос, гонор, янгель, руднев


история, армия, вооружения, ракеты, космос, гонор, янгель, руднев Пуск ракеты «Сатана». Фото с официального сайта Министерства обороны РФ

В этом году Центральный научно-исследовательский институт машиностроения (ЦНИИмаш, ранее – НИИ-88) в г. Королеве, головной институт Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», отмечает свой 70-летний юбилей. Так совпало, что этот же год оказался юбилейным и для трех его первых директоров – Льва Гонора, Константина Руднева и Михаила Янгеля.

Незаменимый Гонор

Первым директором института был Лев Рувимович Гонор (1906–1969). Он родился 15 сентября 1906 года в местечке Городище Киевской губернии. В 1929 году окончил Ленинградский военно-механический техникум с квалификацией инженера-механика по артиллерийскому вооружению.

Начав работу на ленинградском заводе «Большевик», который к этому времени стал производить орудия крупного калибра для ВМФ, Гонор быстро прошел путь от мастера до главного инженера (назначен в 1937 году). А в 1938 году директором завода стал Дмитрий Федорович Устинов. Возглавляемая им команда, в том числе главный инженер Л.Р. Гонор, провела в короткие сроки реконструкцию завода.

В 1939 году Л.Р. Гонор по персональному поручению И.В. Сталина был назначен директором Сталинградского артиллерийского завода «Баррикады», также производившего орудия крупного калибра. Завод считался одним из лучших предприятий Наркомата вооружения. Но перед самой войной было выявлено, что у Красной армии не хватает новых орудий среднего калибра, и было решено перевести завод на их массовое производство.

Этот перевод был успешно осуществлен уже после начала войны – всего за два месяца. Завод работал до осени 1942 года даже в ходе уличных боев в Сталинграде. В считаные дни Гонор сумел под огнем и бомбами провести эвакуацию оборудования и персонала. Инженеры и рабочие были направлены на артиллерийские заводы Урала и Сибири. Сам директор отбыл на другой берег Волги на последней барже.

В ноябре 1942 года Гонор был назначен директором Уральского артиллерийского завода № 9 в Свердловске, который вскоре стал передовым предприятием отрасли. Гонору было присвоено звание генерал-майора и вручен полководческий орден Кутузова.

После победы Лев Рувимович Гонор руководил заводом «Большевик». Однако Д.Ф. Устинов, ставший к этому времени министром вооружений, уже начал готовить кадры артиллерийских специалистов к новой для них работе, посылая в Германию для знакомства с немецкими достижениями в ракетостроении. После такой командировки в Германию Л.Р. Гонор был назначен директором НИИ-88, созданного в подмосковном Калининграде (с 1996 года – г. Королев), согласно постановлению Совета министров СССР, подписанному И.В. Сталиным 13 мая 1946 года. В августе 1946 года в НИИ-88 были также назначены главные конструкторы образцов ракетной техники и другие руководители основных подразделений института, многих из которых Гонор уже знал по совместной работе.

Лев Рувимович включился в организационно-производственные дела, связанные в основном со строительством и оборудованием новых цехов, экспериментальных установок, испытательных стендов. Специалистов ракетной техники в институте почти не было, и Гонор сразу же выделил среди главных конструкторов Сергея Павловича Королева, имевшего почти 15-летний опыт работы с жидкостными ракетными двигателями и летательными аппаратами. Королев не замыкался на своих должностных обязанностях, а помогал директору осваивать новую научно-техническую проблематику и старался принять непосредственное участие во всех общеинститутских делах.

Заводской опыт Л.Р. Гонора оказался весьма востребованным на этапе становления института. Обладая высоким личным авторитетом, огромными связями в оборонной и смежных отраслях промышленности, опираясь на поддержку Д.Ф. Устинова и большие полномочия, он обеспечил главным конструкторам необходимые условия для воплощения их разработок на практике. Для пополнения НИИ квалифицированными специалистами представители отдела кадров в поисках талантливой молодежи командировались по всем научным и промышленным центрам страны.

Лев Рувимович успешно справлялся с ролью и научного руководителя института, и председателя его научно-технического совета, в который входили многие выдающиеся специалисты. Программы и планы работ института в 1947–1949 годах выполнялись успешно, особенно по тематике ракет дальнего действия. Уже в 1947 году 3-й отдел, руководимый С.П. Королевым, вышел в передовые и затем неизменно оставался таковым.

В 1950 году Л.Р. Гонор был назначен директором Красноярского артиллерийского завода № 4 им. К.Е. Ворошилова (ныне – Красноярский машиностроительный завод).

Константин Николаевич Руднев.
Константин Николаевич Руднев.

В это время по планам развития Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) началось создание его филиала – новой экспериментально-испытательной базы в Тураеве под Загорском (ныне НИИ-229). В 1953 году Л.Р. Гонор назначается его начальником и одновременно заместителем начальника ЦИАМа. Здесь он ощутил себя в родной стихии, и уже в 1956 году в филиале начались испытания турбореактивных двигателей на установках, обеспечивающих условия, соответствующие большим высотам и скоростям полета.

За заслуги в области создания артиллерийского вооружения в довоенные и военные годы Лев Рувимович Гонор был удостоен звания Героя Социалистического Труда (1942), награжден тремя орденами Ленина (1939, 1942, 1944), орденом Красной Звезды (1942), орденом Отечественной войны (1945), орденом Кутузова (1943). В 1946 году ему присуждена Сталинская премия I степени.


Сын героя романа

Гонора сменил на посту директора НИИ-88 Константин Николаевич Руднев (1911–1980). Он родился 28 июня 1911 года в Туле.

Его фамилия вызвала в памяти молодых сотрудников образ героя Гражданской войны Николая Руднева, начальника штаба Царицынского участка фронта Красной армии, описанного в романе А.Н. Толстого «Оборона Царицына» и погибшего в бою в 1918 году. Он и был отцом молодого директора…

В 1935 году К.Н. Руднев окончил Тульский механический институт и начал работать конструктором в ЦКБ-14 при Тульском оружейном заводе. Талантливый инженер оказался также умелым организатором производства. К началу Великой Отечественной войны он стал главным инженером завода, выпускавшего самозарядные винтовки. В 1943 году, после эвакуации завода в Медногорск, был назначен его директором.

Как руководитель Константин Николаевич был чутким и внимательным к людям. Если он видел, что какой-нибудь начальник цеха заработался до полного изнеможения, то отправлял его на день-другой в заводской дом отдыха. А 9 мая 1945 года, узнав о победе, приказал выкатить на заводской двор несколько бочек спирта и объявил этот день выходным.

В 1947 году Руднев стал директором оружейного НИИ-61, а в начале 1950 года назначен на должность начальника 5-го Главного управления, члена Коллегии Министерства вооружения СССР. Министр Д.Ф. Устинов высоко оценил способности молодого руководителя и вскоре назначил его директором НИИ-88.

Так 8 августа 1950 года НИИ-88 возглавил человек, обладавший огромным опытом руководства большими коллективами, имевший широкий стратегический кругозор, обладавший необходимыми знаниями в области ракетной техники. По воспоминаниям академика Бориса Евсеевича Чертока, новый директор произвел благоприятное впечатление на подчиненных, так как «…обладал неистощимым чувством хорошего юмора, снимавшим напряжение в острые моменты»  и поддерживал инициативных сотрудников, в том числе С.П. Королева. Сам Королев, приглядевшись к Рудневу, сказал, что с ним работать можно. В годы руководства Рудневым НИИ-88 (1950–1952) в институте были отработаны первые отечественные ракеты Р-1, Р-2, принятые на вооружение в 1950–1951 годах.

После перехода Руднева в Министерство вооружения, где ему были поручены ракетные дела, в 1953 году в НИИ-88 были созданы и приняты на вооружение ракеты Р-11 и Р-11М, работавшие на азотной кислоте и керосине. В 1956 году были приняты на вооружение ракеты Р-5 и Р-5М.

После назначения Д.Ф. Устинова заместителем председателя Совета министров СССР К.Н. Руднев в мае 1953 года стал министром – председателем Государственного комитета СССР по оборонной технике. На этом посту он способствовал развитию ракетно-космической техники, возглавляя Государственную комиссию по подготовке и осуществлению полетов кораблей-спутников и космического корабля «Восток».

По воспоминаниям Б.Е. Чертока, «ракетная техника и космонавтика многим обязаны Рудневу. Он был руководителем НИИ-88, а потом и всей отрасли в самый ответственный период создания первой королевской межконтинентальной ракеты Р-7. Руднев сменил Рябикова (председатель ВПК. – Н.Д.) на посту председателя Государственной комиссии по летным испытаниям ракеты Р-7 и выполнял эту непростую по тем временам, но увлекательную работу при всех космических пусках, включая полет Гагарина».

Лев Рувимович Гонор.
Лев Рувимович Гонор.

10 июня 1961 года К.Н. Руднев был переведен на должность заместителя председателя Совета министров СССР – руководителя Государственного комитета по координации научно-исследовательских работ, а с 1965 по 1980 год он возглавлял Министерство приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР. За заслуги перед государством удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени и медалями.

Янгель – человек и астероид

Третьим директором НИИ-88 стал Михаил Кузьмич Янгель (1911–1971).

Михаил Янгель родился 25 октября 1911 года в селе Зырянова Иркутской губернии, в многодетной крестьянской семье. После окончания семилетней школы уехал к старшему брату в Москву. Работал на Красноармейской текстильной фабрике и одновременно учился в ФЗУ (фабрично-заводском училище). В 1931 году поступил в Московский авиационный институт и еще студентом начал работать в авиационном КБ знаменитого авиаконструктора Николая Николаевича Поликарпова.

В КБ Поликарпова Янгель проработал 10 лет, пройдя путь от конструктора второй категории до заместителя директора завода. Принимал непосредственное участие в разработке истребителей И-16, И-153, И-180, двухмоторного тяжелого истребителя и других самолетов, участвовал в испытательных полетах. В 1939 году с группой коллег был командирован в США для приобретения конструкторской и технологической документации по производству самолетов и авиационных моторов.

Во время Великой Отечественной войны М.К. Янгель занимался эвакуацией заводов в Сибирь, участвовал в выпуске истребителей для фронта на авиазаводе им. В.П. Чкалова в Новосибирске. В военные годы этот завод выпускал в день до 33 самолетов (авиационный полк!). Из цехов завода вышел каждый третий истребитель «Як». В 1946–1948 годах Янгель работал в аппарате Министерства авиационной промышленности, а в 1950 году окончил Академию авиационной промышленности.

12 апреля 1950 года М.К. Янгель назначается на должность начальника отдела в НИИ-88, а в мае 1952 года становится директором этого института. В годы работы в НИИ-88 проводились работы по созданию одноступенчатых ракет Р-2, Р-5, Р-11, была начата разработка Р-12 и двухступенчатой ракеты. Будучи директором НИИ-88, Михаил Кузьмич активно поддерживал перспективные направления. Именно здесь, в НИИ-88, начинался творческий путь Янгеля как ракетчика.

В 1954 году М.К. Янгель был назначен главным конструктором ОКБ-586 в Днепропетровске. Этому предприятию правительство СССР поручает разработку стратегической баллистической ракеты Р-12 на стабильных компонентах топлива с дальностью полета 2000 км. Янгель как сторонник использования в качестве окислителя азотной кислоты с окислами азота или азотного тетроксида энергично взялся за решение принципиально новых задач. Он фактически стал основателем направления, связанного с созданием ракет на стабильных высококипящих компонентах топлива.

В 1958 году, после завершения отработки одноступенчатой баллистической ракеты Р-12 и изделия Р-14 с дальностью полета 4500 км, М.К. Янгель начинает разработку двухступенчатой межконтинентальной ракеты Р-16 с моноблочной головной частью массой 140 т. Первый пуск ракеты в конце 1960 года закончился катастрофой. Михаил Кузьмич уцелел случайно, отойдя в укрытие покурить. Но летно-конструкторские испытания были в 1961 году завершены. Эта ракета превосходила по основным параметрам американские и в дальнейшем составила основу Ракетных войск стратегического назначения.

Затем ОКБ Янгеля проводит модификацию изделий с целью размещения в шахтных сооружениях. На базе изделия Р-16 создается стратегическая межконтинентальная ракета Р-З6 массой 180 т с моноблочной головной частью. Был разработан и орбитальный вариант Р-36-О, когда головная часть стартует в направлении цели с околоземной орбиты. Это снимало все ограничения дальности стрельбы. Изделие Р-36-О называли также «глобальной ракетой». В 1968 году она была принята на вооружение. Следующим этапом стало создание варианта Р-36 с разделяющимися головными частями (Р-36П), принятого на вооружение в 1970 году.

В 1969 году КБ «Южное» и ЦНИИмаш внесли предложение о значительном упрочнении имеющихся шахтных пусковых установок. Потребовалось создавать новое поколение ракет с так называемым минометным стартом, при котором ракета выбрасывается из пусковой установки за счет давления, создаваемого в замкнутом объеме каким-либо источником, расположенным вне ракеты, – например пороховым аккумулятором давления (ПАД) или парогазогенератором. Двигатель ракеты при этом запускается уже после выхода из пусковой установки.

Михаил Кузьмич Янгель. 	Фото с сайта www.tsniimash.ru
Михаил Кузьмич Янгель. Фото с сайта www.tsniimash.ru

Для повышения боевой эффективности ракеты Р-36М вводилась разделяющаяся головная часть с индивидуальным наведением на цели. Существенно возрастали эффективность, боеготовность, точность и живучесть комплекса. По классификации НАТО эта ракета получила наименование «Satan», то есть «Сатана».

Завершать работу над ракетным комплексом 

Р-36М2 пришлось главному конструктору Владимиру Федоровичу Уткину, бывшему ранее заместителем М.К. Янгеля (в 1989 году он также возглавит ЦНИИмаш). Этот комплекс – подлинный шедевр боевого ракетостроения, составляющий главную мощь РВСН, не имеет аналогов среди боевых ракет в мире. Благодаря созданию ракет Р-36М противостоящие стороны подписали договор об ограничении стратегического вооружения.

Еще в 1960-х годах в ОКБ-586 были начаты работы по созданию первых полностью мобильных баллистических ракет. Новинкой подвижного комплекса стал транспортно-пусковой контейнер, прямо из которого с применением минометного старта вылетала ракета. Данный комплекс предвосхитил появление других подвижных комплексов, в частности железнодорожного. Тогда же был применен и минометный старт.

Велики заслуги М.К. Янгеля и в деле космического ракетостроения. Под его руководством на базе ракет Р-12, Р-14, Р-36 были разработаны: легкий носитель «Космос», проект легкого носителя «Интеркосмос», средний носитель «Циклон» и создан ряд спутников научного назначения серии «Космос» и «Интеркосмос» и другие.

Выдающийся конструкторский талант Михаила Кузьмича Янгеля, его умение находить быстрые и оригинальные решения отмечались другими учеными-ракетчиками. Коллег поражала простота его ракетных конструкций при их высоких характеристиках. Надежность и удобство эксплуатации сделали направление с использованием высококипящих компонентов топлива основой ракетно-ядерного щита нашего Отечества. Вклад М.К. Янгеля в создание этого щита является одним из решающих.

Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, академик АН СССР и АН УССР М.К. Янгель был награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, золотой медалью им. С.П. Королева АН СССР. Имя академика Янгеля присвоено ГКБ «Южное». Его именем названы астероид и кратер на Луне, поселок в Иркутской области, пик на Памире, улицы в Москве, Днепропетровске, Байконуре, сухогруз «Академик Янгель». 25 октября 1974 года в память о нем на административном здании ЦНИИ машиностроения открыта мемориальная доска.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
1080
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1288
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1750
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1442

Другие новости