Газета Интернет-версия

12.10.2016 00:01:00

Расширение Универсума опять ускорилось

Тэги: гравитация, гравитационные волны, вселенная, космос, астрофизика

гравитация, гравитационные волны, вселенная, космос, астрофизика Объемная карта галактических кластеров (Abel, Coma, Hydra, Virgo и др.) и Млечного Пути вокруг какого-то гигантского Атррактора (Great Attractor), ближе всего к которому находится Кентавр (Centaurus).

Почти ровно год назад две лазерные обсерватории LIGO (Laser Interferometer Gravitational Observatory) уловили «рябь» (англ. – ripples), пробегающую по «ткани» пространства-времени. Это и есть гравитационные волны. Нечто похожее происходит со сдвинутой неловким движением на столе скатертью или после падения какого-то предмета в воду. Пространство-время, постулированное Альбертом Эйнштейном, возникло в результате Большого взрыва, о котором он, конечно же, ничего не знал.

В первые мгновения после Большого взрыва произошло резкое увеличение объема нашей будущей Вселенной, или инфляция (экспоненциальное раздувание) первичной «сущности». Затем объем Вселенной увеличивался более равномерно. Однако в 90-е годы прошлого столетия, к удивлению исследователей, стало ясно, что по прошествии примерно 10 млрд лет с момента взрыва Универсум стал расширяться с ускорением (акселерацией). Причину этого физики узрели в так называемых темных материи и энергии.

Консервативные оценки времени существования нынешней Вселенной составляют 100 трлн лет, в течение которых все звезды окончательно выгорят, а оставшаяся масса синтезированных тяжелых элементов коллапсирует (спадет) до размеров малой планеты. Однако с этим выводом категорически не согласны сотрудники Университета Вандербилта.

Согласно их расчетам, всего лишь через 20–22 млрд лет произойдет резкое увеличение масштабов темной энергии, на фоне чего случится распад оставшейся материи на отдельные атомы и элементарные частицы, вспыхивающие последним всплеском излучения. Результаты этого исследования опубликованы в одном из последних выпусков журнала Physical Review D. Подобный всплеск гравитационного излучения случился после слияния двух черных дыр, благодаря чему и удалось зафиксировать волны тяготения.

Цветная карта звездного возраста, показанная в радужном спектре.	Иллюстрации Physorg
Цветная карта звездного возраста, показанная в радужном спектре. Иллюстрации Physorg

Астрономы университетов Лиона, Иерусалима и Гавайского далеки от столь продвинутых теорий и концепций, поскольку сосредоточились на «колоратурном» картировании галактик близкого к нам окружения, удаленных на расстояние не более 300 млн световых лет. Ученые рассчитывали расстояния до конкретных звездных скоплений. Авторы дали своей статье в Astronomical Journal чуть ли не средневековое название – «Космография местного Универсума», приведя карту галактик, несомых течениями в бурном море 3D-Вселенной. Участники международного проекта «Космические потоки» (Cosmic Flows) нанесли на свою детальнейшую карту распределение плотности видимой и темной материи в нашем Млечном Пути и вокруг него в радиусе 300 млн световых лет.

В полном соответствии с нынешним теоретическим трендом в физике «локальная» Вселенная представляет собою сеть кластеров, соединенных между собой «кабелями». При этом наша галактика Млечный Путь объединяет гроздь из примерно 100 тыс. галактик, движения которых позволяют судить о темной материи – она невидима, и поэтому о ее присутствии можно судить лишь по влиянию на галактические перемещения – и энергии. Считается, что темная материя является движущей силой ускоряющейся экспансии-раздувания Вселенной. Движением космических структур относительно друг друга управляет темная материя (до 80% массы Универсума), относительно которой смещаются видимые светящиеся объекты. И этот факт вроде бы подтверждает так называемую Стандартную модель мироздания.

Подтверждать-то подтверждает, но ничего не говорит о том, сколько же «бездне звезд» доведется жить и каков будет ее конец. Кроме того, возникает еще один вопрос, связанный с расширением Вселенной.

Возможно, хоть какую-то определенность внесет в этот вопрос новейший радиотелескоп, о начале тестовых «прогонов» которого на днях объявил Китай. Диаметр зеркала этого гигантского астрономического прибора – полкилометра. Он сооружен в кратере давно потухшего вулкана, среди гор юго-западной провинции Гуйчжоу и предназначен для исследования процессов, идущих в глубинах космоса. Для сравнения: телескоп Аресибо в Пуэрто-Рико имеет диаметр «всего» 305 м.