Газета Интернет-версия

28.10.2015 00:01:00

Как эволюция поработала над внешним обликом человека разумного

Тэги: человек, эволюция

человек, эволюция Сравнение черепа человека разумного (слева, с выступающими подбородком и переносицей) и неандертальца. Фото Physorg

Недавно была выдвинута гипотеза о «смягчении» в процессе эволюции лица (лицевого черепа) современного человека. Проявилось это в истончении костей черепа и одновременном увеличении его внутреннего объема для все увеличивавшегося мозга. Исчезли надбровные дуги и мощная нижняя челюсть. Об этом подробно писал журнал Current Anthropology. Немаловажно и то, что нижняя челюсть уменьшила свою массу, а концы, к которым крепятся жевательные мышцы, максимально разошлись у своего основания. Можно также добавить, что человеческий род уникален и в том, что размер зубов в его истории уменьшался на фоне увеличения объема черепа.

Необходимо упомянуть и выдающийся вперед подбородок. На особенности его строения обратили внимание исследователи Университета Айовы. Они проследили биомеханику у 40 людей, фиксируя изменения лица и черепа с трехлетнего возраста. Отчет об этой работе помещен в журнале J. of Anatomy. Ученые показали, что у четырехлетних детей подбородок только намечается, но он начинает выдаваться вперед по мере взросления и увеличения объема черепа (отсутствие подбородка называется «агнатия»). Ученые обращают внимание на то, что длина лицевого черепа у человека на 15 см меньше, чем в среднем у неандертальца.

Рентген черепа четырехлетнего ребенка и взрослого человека.

Пока не совсем понятно, для чего современным людям «выступ» на нижней челюсти. Ранее анатомы полагали, что на его рост влияют чисто механические силы, связанные с жеванием и механическим стрессом при сокращении жевательных мышц (кстати, самых мощных в нашем теле). Авторы с этим не согласны, указывая на то, что у нас по сравнению с черепом неандертальца также выступает вперед и выше костная переносица.

Что касается переносицы, то ее, как и подбородка, «протрузия» может быть связана с развитием речи. Ее развитию вполне могло способствовать и разведение в стороны задних отделов нижней челюсти, о чем говорилось выше. И тут только приходится гадать, что было раньше – изменение гена речи FOX, отключение которого лишает мутантов членораздельной речи, а у мышей ведет к укорочению отростков нейронов, или общее «облегчение» костей черепа у наших предков.

Нерешенность подобного рода вопросов лишний раз подчеркивает тот факт, что мы еще очень мало знаем о своем развитии и в более общем плане – об эволюции и ее механизмах. Вот почему так важны простые и дешевые ее модели, позволяющие не только строить гипотезы и версии развития, но и проводить конкретные эксперименты. Раньше мы могли только ссылаться на знаменитых птичек вьюрков, изменения клюва которых на изолированных островах в Тихом океане – в естественной лаборатории – показывают возможную историю притирки к нише, где довелось жить «пришельцам» с далекого континента. Сейчас ученым на помощь приходят методы генетического анализа.