Газета Интернет-версия

28.10.2015 00:01:00

Недоразвитие сетей мозга определяет импульсивность поведения

Тэги: биология, анатомия, мозг, клетка

Регулирующая клеточный рост и деление малая РНК, выявляемая в крови.

Сотрудники университетов Стокгольма и Хельсинки установили, что размер мозга определяется, возможно, одним геном, кодирующим белок ангиопоетин (Angiоpoetin). Название этой белковой молекулы переводится как «создатель, творец сосудов» (сравни: ангиома, ангиография). Ген был открыт при изучении ангиогенеза, или новообразования сосудов, блокированием которого можно было бы ограничить рост опухолей, о чем и сообщил журнал Proccedings of Royal Society. Но ясно, что рост кровеносной сети дает подпитку росту мозга и его сетей, размер которого и определяется влиянием гена.

Недоформирование сетей мозга определяет импульсивность и нетерпение подростков, что в журнале «Труды АН США» (PNAS) отметили ученые США и Германии, которые с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ) обследовали мозг 50 детей, подростков и молодых людей. При этом выяснилось, что нарастание импульсивности поведения в подростковом возрасте зависит от числа связей между нейронами в предлобной коре (на ее верхне-боковой поверхности). Только после того как мозг «привыкнет» к новой сети и жизни после бурного пубертата, молодые люди учатся обуздывать «душевные порывы» и вести себя сдержаннее и менее рискованно.

Световой биосенсор, с помощью которого можно выявлять отдельные вирусные частицы (мелкие шарообразные частицы).

Клеточный рост помимо всего прочего регулируется и молекулами РНК (рибонуклеиновой кислоты), привлекающими все внимание ученых в связи со все более высоким разрешением новейших методов исследования. Естественно, что РНК «выбрасываются» теми же опухолями в кровь, где их и обнаружили сотрудники Мичиганского университета (работа опубликована в журнале Nature). Предложенный ими метод выявления диагностических биомаркеров позволяет выявить одиночные, «немеченые» РНК в ничтожных количествах различных биожидкостей. Авторы полагают, что чувствительность их подхода более чем в 500 раз выше дорогого и сложного «чтения» фрагментов ДНК. Они указывают также, что анализы крови позволят определять более сотни различных форм рака и оценивать риски их развития.

Вспышки заболеваний, вызываемых вирусами эбола и ближневосточной лихорадки MERS, привели к повышению уровня готовности к немедленным действиям во всем мире, связанном воедино современной авиацией. Именно поэтому понятен интерес к новейшим биосенсорам, способным выявлять одиночные вирусные частицы.

Когерентный свет (ОСТ), позволяющий увидеть отдельные клетки сетчатки. 	Иллюстрации Physorg
Когерентный свет (ОСТ), позволяющий увидеть отдельные клетки сетчатки. Иллюстрации Physorg

Не отстают от их создателей и «клеточники», желающие увидеть живые клетки без всяких манипуляций с ними. Это особенно ярко видно на примере ОСТ – оптической когерентной томографии сетчатки глаза. Принцип ОСТ аналогичен эхолокации, то есть улавливания отраженных звуковых волн. С помощью этого метода исследований в Иллинойском университете впервые увидели отдельные палочки и колбочки сетчатки – клетки сетчатки глаза, что до сих пор было недостижимо (Nature Photonics).

Клеточно-молекулярные гибриды давно уже применяют в оптогенетике. Метод основан на использовании светочувствительных протеинов (фоторецепторов) улавливать лазерный луч, открывая после этого ионный канал. Это, в свою очередь, приводит к возбуждению или торможению нервной клетки. Но, как выяснили сотрудники расположенного недалеко от Хайфы Техниона, светочувствительными можно сделать и клетки сердечной мышцы. Благодаря вживленным в мембраны-оболочки кардиомиоциты (клеток сердечной мышцы) каналородопсинов океанических водорослей, израильским ученым удалось импульсами синего света синхронизировать сокращения обоих желудочков сердца и регулировать пульс. Эксперименты проводились на лабораторных крысах и на изолированном сердце, что обещает в будущем отказаться от электрических кардиостимуляторов, из-за которых людям нельзя проводить МРТ-исследование.