Газета Интернет-версия

27.05.2015 00:01:00

Курил ли Шекспир коноплю

Тэги: митохондрии, мрт, шекспир, конопля

митохондрии, мрт, шекспир, конопля Новое лекарство (желтое) атакует митохондрию с двумя зелеными стенками в раковой клетке. Иллюстрация Nature

Британские ученые предложили извлечь костные остатки «Потрясателя копьем» – Уильяма Шекспира, чтобы проанализировать его ДНК и узнать, что он ел-пил, а также курил ли он коноплю. Последняя упомянута в связи с тем, что ее 2500 лет назад употребляла жительница Сибири (найденная в вечной мерзлоте на алтайском плато Укок) для облегчения болей, связанных с метастазирующим раком груди. Опухоль была обнаружена при МРТ-исследовании (магнито-резонансная томография), проведенном российскими врачами и учеными в 2014 году.

На полторы тысячи лет старше оказалась мумия древней египтянки, представительницы VI династии, которая за 2250–1750 лет до н.э. была погребена к западу от древней Элефантины. Мумию с признаками метастазирующего рака обнаружили археологи из университета испанского г. Хаэн, что к северу от Гранады.

В университете Дж. Гопкинса в Балтиморе МРТ позволила определить новый маркер ракового роста внутримозговой глиобластомы. Ученые выяснили, что молекулярные древа (молекулы «слизи»-муцина) на поверхности клеток белого вещества мозга имеют богатое ветвление с большим числом глюкозных «листьев». Перерождение клеток белого вещества, дающих рост глиобластомы, подобно осеннему ветру, «срывает» глюкозу, что видно при томографии.

Австралийские исследователи из сиднейского Института медицинских исследований и Ракового центра, а также университета Квинсленда в Брисбене обнаружили новый «переключатель» генной активности, который они назвали «ингибитор дифференцировки» (ID), противодействующий кластеру специализации (CD). CD – это молекулы на поверхности клеток, «направляющие» развитие стволовых клеток. Указанный ID контролирует стволовые клетки млечных протоков железы и является стабильным маркером раковых стволовых клеток.

Выше говорилось о метастазах, появление которых обычно свидетельствует о возвращении роста опухоли. Сотрудники университета Британской Колумбии в канадском Ванкувере совместно с коллегами из парижского института Кюри показали наличие в клетках метастазов особых светящихся гранул стресса (SG). Еще в 2005 году международный журнал биологических обзоров (IJRB) назвал этот протеин молекулярным «Распутиным, который неразборчив в своих связях». В Ванкувере и Париже выключили ген белка, отвечающего за накопление стрессовых гранул, в результате чего количество последних и степени злокачественности снижались.

Ученые Северной Каролины предложили сдерживать развитие резистентных опухолей груди с помощью экстракта из цветоложа розовых цветов. А сотрудники Методистского госпиталя в Хьюстоне полагают, что важно не только подавлять активность клеточных ферментов, но и блокировать «энергоемкие» клеточные органеллы – митохондрии. Для этого они предложили использовать МРТР (метил-фенил тетрагидропиридин), случайно «открытый» наркоманами, которые из-за этого токсического для нейронов вещества стали трястись как паркинсоники.

Возвращаясь к протеину ID – ингибитору клеточного развития (дифференцировки) и раку груди, связь которых изучали в Сиднее и Брисбене, – авторы статьи в приложении к журналу Nature подчеркивают, что указанный белок является важнейшим регулятором стволовых раковых клеток, размножение которых приводит к росту опухолей груди. Вполне возможно, что новые лекарства против ID помогут решить хотя бы эту локальную проблему. А когда удастся понять природу этого роста, то со временем углубится наше понимание клеточной биологии и ракового роста.