Газета Интернет-версия

26.11.2014 00:01:05

Игра гормонов

Тэги: днк, человек, генетика, секс, половое созревание

днк, человек, генетика, секс, половое созревание Современные представительницы прекрасного пола идут путем Древней Спарты, где девочки наряду с мальчиками занимались боевыми искусствами. Фото Reuters

В Древней Спарте, по свидетельству античных авторов, девочки наряду с мальчиками занимались боевыми искусствами в гимназиях. Впрочем, потом вряд ли кто-то из них принимал участие в сражениях. В Афинах к маленьким представительницам прекрасного пола относились гуманнее, хотя старались без особой надобности не выпускать за пределы гинекея, то есть женской половины дома.

Но вот по прошествии второй седмицы (второго семилетия в развитии) девочки-нимфы претерпевали метаморфозы и превращались в прекрасных «партенос» на выданье. Вот тут-то сладкозвучные кифареды и начинали воспевать их целомудренную красоту и готовность взойти на брачный «таламос», или специально сооружаемое возвышение с брачным ложем. Недаром подобного рода песни в честь бога Гименея (гимны) назывались «эпи-таламы» («Пою тебе, о Гименей…»). Граждане города, давшего миру демократию, воздвигли в Акрополе – «городе на верху» – храм в честь девственной Афины-Партенос, родившейся, как известно, непосредственно из головы Зевса. Этот храм весь мир сегодня знает как Парфенон. Биологи назвали девственное размножение без участия самцов партеногенезом (партеногенетическим), и деву Марию в Византии называли ПАРТЕNIС.

Переход нимф в состояние партенос сопровождался «началом слежения за Луной» или «мен-архе». И в годы примитивных методов анализа главной врачебной мудростью стали гормоны, переводимые с греческого как «усилитили», стимуляторы. Сегодня известны как белковые, например инсулин, так и стероидные, или половые, гормоны, вырабатываемые клетками половых желез – тестикулами (тестостерон) и яичниками (эстроген подготавливает «эструс», прогестерон – гестацию, или беременность). Много позже выяснилось, что тестостерон есть у женщин и девушек, а эстроген – у юношей и мужчин.

Сегодня заместители тестостерона обещают мужчинам вторую, а то и третью молодость с вероятным повышением их либидо. С другой стороны, такие гормоны стресса, как кортизол и норадреналин, «ругают» за их возможную роль в развитии посттравматического стресса у женщин и поддержании стойкой памяти о пережитой физической и психологической травмы.

Но мы живем в начале геномного миллениума и уже свыклись с тем, что выработка гормонов клетками есть отдаленный результат активности специфических генов, включаемой под действием различных сигналов, поступающих извне в клеточное ядро с его хромосомами и ДНК. Спусковым крючком всех этих сложных молекулярных процессов являются изменения в клетках супрахиазмального ядра (SCN – Supta-Chiasmal Nucleus). Ядро называется так за его расположение над хиазмой, или перекрестом зрительных нервов. Эти изменения начинаются как минимум после прохождения 10 годовых циклов развития организма.

Нейроны ядра посылают свои отростки к «эпи-физу» («растущему над»), расположенному над зрительным бугром-«таламусом», и расположенному под ним «гипо-таламусу», отвечающему за наши «основные инстинкты». В гипоталамусе имеется так называемое аркуатное ядро – N. arcuatus, клетки которого отвечают за порождение чувства голода, причем не только в отношении еды. Именно его нейроны дают сигнал клеткам гипоталамуса на выработку гонадотропинового гормона (GnRH – Gonadotropin Release-Hormon).

Конечный результат сложной цепочки – синтез гормонов, управляющих созреванием яйцеклеток в яичнике и формированием спермиев в тестикулах. Естественно, что в работе цепочки принимают участие сотни генов.

В журнале Developmental Psychology сотрудники Корнельского университета писали, что гены половой зрелости девушек влияют на их поведение, так или иначе связанное с реальным физическим развитием их организма. Оно, как показали специалисты Лондонского госпиталя королевы Марии, может задерживаться в результате аномалий в гене упомянутого GnRH.

Сотрудники Бостонского университета с истинно американским размахом провели сопоставление 123 генных вариантов, определяющих наступление менархе у девочек и девушек (проверив наступление этого важного события у 182 416 женщин). Свои результаты ученые представили в престижном журнале Nature.

Все оказалось еще запутаннее и сложнее. Наступление пубертата – полового созревания – у девочек находится под контролем генов, полученных как от отца, так и от матери. Сами данные интересны как с теоретической, так и с практической точек зрения, но интерес к ним со стороны специалистов намного глубже и шире. Дело в том, что гипоталамо-гипофизарная «ось» в мозге с ее воздействием на половые железы связана также с такими проблемами, как расстройства питания (анорексия – превышение веса), диабет второго типа и сердечнососудистые заболевания, а также рак груди (и у мужчин тоже).