Газета Интернет-версия

24.09.2014 00:01:00

Стволовые клетки «приспособили» для выращивания человеческих органов

Тэги: медицина, биология, стволовые клетки, почки

Исследования египтологов показали, что мумии фараонов сопровождали в мир иной богатые мясные запасы, в том числе и аппетитные ребрышки с мякотью. Неудивительно после этого, что ученые, изучающие мумии, обнаруживают в них признаки различных прижизненных заболеваний, в том числе и связанных с нарушениями функции почек.

Нарушения работы почек и их заболевания преследуют человечество, о чем можно судить по растущим объемам торговли этими органами. Недавно Китай объявил, что вроде бы больше не будет использовать для трансплантации органы и ткани казненных преступников. Почки стали особенно «популярны» после налаживания синтеза рапамицина, найденного на Рапануи – о-ве Пасхи, – который подавляет активность белкового комплекса ТОR (Target of Rapamycine) и тем самым реакцию отторжения со стороны иммунных лимфоцитов. Растущий спрос, естественно, стимулирует предложение.

Серьезные ученые давно работают над проблемой генетического исправления дефектов, приводящих к развитию почечной недостаточности. Сотрудники Исследовательского института Солка в калифорнийском городе Ла-Джолла сообщили, что им удалось разработать новый подход к стимулированию стволовых клеток именно почечного «направления» роста и развития.

Их успех был связан с более ранним достижением ученых из университета штата Индиана, которые выделили белок SAA (Serum Amyloid A) – сывороточного амилоида А. Они выяснили, что этот протеин «запускает» эмбриональное формирование почек и способен репрограммировать клетки взрослого организма (фибробласты кожи) для развития в нужном направлении.

Солковцы опубликовали в Nature Cell Biology статью с описанием очередного успеха, связанного с получением из индуцированных стволовых клеток (iPS) почечных предшественников с обильным присутствием на их поверхности маркеров эмбрионального развития. Напомним, что маркерами называются специфические белки-протеины, появляющиеся на оболочках клеток, начавших развиваться в том или ином направлении.

В отличие от конкурентов в области использования репрограммированных клеток для регенеративных терапий, ученым из института Солка впервые удалось получить 3D-структуры – ureteric buds (UB – «почки» канальцев), в которых происходят фильтрация крови и ее очищение от вредных шлаков. В ходе развития плода из UB-клеток развиваются не только почки, но и репродуктивные органы. Ученые получили эти клетки из клеток iPS, а те – из клеток кожи. Были применены известные белковые факторы роста, чтобы направить полученные стволовые клетки по почечному пути развития. Комбинация факторов развития направила клетки по пути формирования специализированных почечных структур.

Метод отрабатывался на мышах, но затем был успешно опробован на клетках пациента с генетическим дефектом, приводящим к поликистозу почек (образованию многочисленных кист в этом органе). Последнее очень важно, поскольку открывает путь к регенеративной терапии без отторжения выращенного органа или ткани. Естественно, что в ходе репрограммирования клеток людей будет осуществляться необходимая генетическая модификация с привнесением нормального гена или «исправлением» имеющегося у больного.

Новый метод 3D-регенерации органов и тканей снимет и большую биоэтическую проблему для фармацевтических компаний, исследователи которых ведут интенсивные поиски новых лекарственных средств против тех или иных заболеваний. Ведь первичные испытания полученных препаратов проводятся на мышах, а врачи утверждают, что нельзя переносить полученные таким образом данные на людей. Уже много было сообщений о проведении испытаний на людях, которые в результате этого пострадали.