Газета Интернет-версия

10.09.2014 00:01:00

Жителей Берингии вычислили по ДНК

Тэги: биология, археология, антропология, индийцы

биология, археология, антропология, индийцы Небольшой геном митохондрии может рассказать много интересного. Иллюстрации Physorg

Сотрудники университетов Аризоны, Чикаго, Оксфорда, Вены и Корнельского представили датировку двух образцов кедра, взятых из погребальной лодки египетского фараона Сенусрета III, представителя одной из династий Среднего царства, и гроба некоего Ипи, который жил в первый Промежуточный период. Поражает точность определения возраста кедров, которые специально завозились со склонов Ливанских гор в долины реки, которую греки много позже назвали НЕЙЛOC – Нил: 1898 и 2081 лет до н.э. соответственно. Ничего более точного ранее ученые не получали.

Метод был применен и для анализа костных остатков 15-летней девушки Найи и 26 животных, обнаруженных дайверами в подводной пещере юго-восточного побережья мексиканского полуострова Юкатан. Трагедия случилась 13 тыс. лет назад, когда началось быстрое глобальное потепление – заканчивался ледниковый период. Фото черепа Найи, названной по имени одной из нимф, обошли все мировые СМИ. Снимки и видео были представлены на суд мировой общественности в связи с публикацией в журнале Science. В сугубо научной статье сотрудники университета в канадском городе Гамильтон, Национального института антропологии и истории в Мехико, Станфордского и одного из датских университетов представили помимо всего прочего данные анализа митохондриальной ДНК (мтДНК).

Митохондрии – это энергетические станции клеток и одновременно вместилище небольшого внеядерного генома, который передается из поколения в поколение только по материнской линии. 30 лет назад Р. Кан из того же Станфорда с помощью анализа замен в мтДНК определила примерный возраст африканской Евы, или прародительницы всего современного человечества. С той поры прошло много времени, и сегодня ученые с помощью геномных методов могут улавливать все 50 оттенков, а вернее вариантов, получивших название гаплотипы (от греч. НАПЛОС – целый, неделимый). Гаплотипы наследуются как цельные группы нуклеотидов – «букв» генетического кода, – поэтому довольно четко говорят о родственных связях людей и других организмов.

Гроб египтянина с плачущими глазами Гора, в котором лежала мумия.

В разгар ледникового периода уровень Мирового океана был значительно ниже, поскольку большие массы воды представляли собой лед. Вследствие этого в районе нынешнего Берингова пролива была суша, соединявшая Чукотку с Юкатаном. Благоприятные условия перешейка, получившего название Берингия, способствовали тому, что он на несколько тысячелетий стал эдаким «накопителем» для прибывавших из Азии популяций людей. По прошествии некоторого времени они устремились дальше и расселились вплоть до южной Мексики, где 12 910–11 750 лет назад девушка Найя оказалась в каменной мышеловке.

Ученые давно ломали голову над тем, что стало причиной различия палеоамериканцев и современных индейцев – нативных американцев, говоря политкорректным языком. Различия существенные, взять хотя бы строение черепов. Однако нынешний анализ митохондриального генома показал, что обе группы принадлежат к одному и тому же гаплотипу D, который сформировался во время проживания в Берингии.

Результат интересен сам по себе, однако важно также и то, что оба исследования показывают достоверность применяемых ныне методов и их высокую надежность. Ничего подобного до сих пор в истории науки и самой истории не было, а отсутствие датировок давало простор для самых разных спекуляций. Так что точность важна не только в механике и разных отраслях индустрии, но и в таких, казалось бы, гуманитарных науках, как история и антропология.