Газета Интернет-версия

14.05.2014 00:01:10

Каким наследством обязаны народы Азии Александру Македонскому

Тэги: геном, генетика, цивилизация, человечество, работорговля, македонский

геном, генетика, цивилизация, человечество, работорговля, македонский Рабыня на невольничьем рынке. Генрих Семирадский. 1887

Группа ученых из Лондона, Оксфорда и Лейпцига составила подробный геномный атлас 95 популяций, населяющих современный мир, отметив более сотни «генетических» событий, произошедших за последние 4000 лет. Среди них поход Александра Македонского на берега Инда, создание Чингисханом могущественной империи и путешествия европейских купцов по Шелковому и Соляному путям в Китай.

Не обошли они стороной и работорговлю с ее генетическими «инъекциями», следы которых можно видеть и у современных людей. Например, в геноме китайской народности Tu («ту») имеются «сигнатуры», по всей видимости, европейских купцов, около в 1200 года попавших в Поднебесную по Шелковому и Соляному путям. Следы субсахарских геномов обнаружились в 17 популяциях Северной Африки, Средиземноморья и Персидского залива. Подтверждением старых событий стало выявление греческого и западноазиатского следов в геноме пакистанских калашей (Kalash – северо-запад страны; живут в основном на равнинах, но забираются и в горы).

Если верить античным авторам, то Александр основал на просторах Азии 16 Александрий и одну Буцефалию (на месте гибели его любимого коня Буцефала – «Быкоголового»). Так что, вполне возможно, что его фалангисты, как и он сам, не оставались равнодушными к восточным чаровницам…

Подобного рода исследования закладывают основы понимания болезней человека, в том числе и психических. При этом важно отличать «исторические» изменения в генах и их мутации.

Сотрудники Калифорнийского университета в  Сан-Диего сообщили в журнале Cell Reports об обнаружении в длинном плече 13-й хромосомы «переключателя судьбы» нервных стволовых клеток – оставаться ли им в стволовом состоянии или превратиться в нейроны (нейрональная дифференцировка). Но подобного рода выбор происходит на довольно поздней стадии развития зародыша, стволовые клетки которого у мышей уже на третий день самоорганизуются в розетки, которые необходимы для нормального внедрения в стенку матки. Ученые Кембриджа сообщили в Cell, что им впервые удалось воспроизвести это событие в лабораторных условиях. Это очень важно как для повышения успеха манипуляций, связанных с пробирочными детьми (ЭКО – экстракорпоральное оплодотворение), так и для терапевтического клонирования и регенеративной медицины.

Сотрудники университета швейцарского города Базеля пришли в своей статье в журнале JAMA Psychiatry к выводу, что шизофрения связана с нарушениями рабочей памяти, возникающими в мозге подростков. Ученые исходили из данных обследования мозга 3521 здорового человека, после чего сравнили их с базой данных на 32 143 шизофреников.

С ними не совсем согласны в Королевском медицинском обществе Лондона, одна из членов которого опубликовала в журнале Neurology статью об аутоиммунной природе шизофрении по крайней мере у 10% пациентов.

В одном из романов Михаила Булгакова дежурный врач после получасовой беседы установил диагноз шизофрении. Случай со стрелком из Осло, расстрелявшим более 70 человек, показал, что две экспертные комиссии дали прямо противоположные заключения о его состоянии. В России теперь тоже хватает немотивированных расстрелов, так что проблема постановки правильного диагноза стоит весьма остро.

Как установили в Базеле, рабочая память формируется за счет возбуждения нейронов двух отделов мозга. Электрические импульсы генерируются в ответ на «раздражение» одного из рецепторов возбуждения (excitation), помимо всего прочего являющегося ионным каналом, по которому в нервную клетку поступают положительно заряженные ионы калия, натрия и кальция. Открытием стало то, что у шизофреников очаг аномального возбуждения располагается в полушарии и… в мозжечке, что хорошо видно на МРТ-грамме. Статья ученых в журнале Neuron начинается словами: «Конвергенция генной и фМРТ-активности».