0
11292
Газета Интернет-версия

23.04.2014 00:01:00

В Арктику – со своей цивилизацией

Владимир Слободян

Об авторе: Владимир Юрьевич Слободян – генеральный директор Института экологического проектирования и изысканий.

Тэги: арктика, север, наука


арктика, север, наука Одна из главных экологических проблем – рекультивация земель в зоне вечной мерзлоты.

К Арктике сейчас приковано повышенное внимание, особенно в связи с военно-стратегическим, экономическим и экологическим значением этого региона. Ситуация в нем начала меняться примерно с середины 2000-х. На Арктику нацелились ключевые нефтегазовые игроки – «Газпром», «Роснефть», иностранные компании  Exxon, Eni, Total, Statoil.

Место рождения и место жительства

В последние годы развитие и освоение Арктики связано с несколькими тенденциями.

Изменилась российская внешнеполитическая доктрина, и, как следствие, новая военная стратегия диктовала необходимость постоянного российского присутствия в Арктике. Таким образом, снова встал вопрос об освоении пространств Крайнего Севера и Дальнего Востока. Дело в том, что с 1990-х годов Северный морской путь прекратил свое полноценное функционирование, остановилось освоение новых месторождений (добыча нефти упала почти в 1,5 раза, газа – почти в 2 раза), началась социально-экономическая деградация и отток населения: население Воркуты сократилось втрое, Инты, Тикси, Певека – вдвое, Норильска – в 1,5 раза.

Прежде всего речь идет о реанимации геолого-разведочных работ как на побережье, так и на шельфе Северного Ледовитого океана. Причем с использованием новых методов поиска и оценки, в том числе 3D-сейсмики и сейсмики высокого разрешения. Мало кто знает, но широко разрекламированная США технология горизонтального бурения и гидравлического разрыва пластов для добычи так называемого сланцевого газа на Уренгойском месторождении применяется уже более 10 лет для сохранения объемов добычи.

Другая тенденция – освоение новых (открытых еще 30 лет назад) месторождений. Здесь стоит упомянуть уже действующие Бованенковское, Заполярное, Юбилейное месторождения. К запуску готовятся Харасавэйское, Новопортовское, Тамбейское. Перспективными месторождениями среди экспертов считаются Штокмановское, Мессояхская группа, Восточно-Приновоземельская группа.

Таким образом, осваиваются все более северные территории. Как следствие, дают о себе знать проблемы, связанные с неразвитостью инфраструктуры. До поры до времени инвесторы пользовались дорогами, трубопроводами, аэродромами, созданными еще во времена СССР. Однако теперь они вынуждены увеличивать капиталовложения в инфраструктуру, что удлиняет сроки окупаемости инвестиционных проектов и отсекает от процесса всех средних и мелких игроков.

К этому добавляется восстановление социальной сферы после деградации в 1990-х годах, что наблюдается в городах старого освоения – Воркуте, Усинске, Лабытнангах. Среди новых и развивающихся населенных пунктов стоит отметить поселки Бованенковский и Сабетта.

Наконец, важнейшая задача – восстановление военно-стратегического присутствия России на побережье и островах Северного Ледовитого океана.

Таким образом, три основные проблемы при освоении и развитии Арктики связаны со сложными природными условиями, отсутствием необходимых кадров и экологией.

Антропогенное присутствие в Арктике нарастает стремительно.	Фото ИЭПИ
Антропогенное присутствие в Арктике нарастает стремительно.
Фото ИЭПИ.

Логистическая бомба

Постоянно усложняющиеся условия освоения создают дополнительные риски. В качестве примера можно привести логистическую проблему.

Самой дешевый вид транспорта для доставки грузов – речной – возможно использовать не более четырех месяцев в году (с июля по октябрь). Другой способ – более дорогой – автомобильный и вездеходный транспорт, чья работа связана с использованием зимников. Этот вид транспорта применяется не более пяти месяцев в году – с конца декабря по конец апреля. Кроме того, для него характерна относительно небольшая грузоподъемность и отсутствие разветвленной сети техобслуживания и заправок.

Остается ледокольный флот, который вроде бы может функционировать в течение всего года. Однако большая осадка судов не позволяет им подходить ко многим берегам и требует обустройства соответствующих терминалов, дноуглубления и строительства подводных каналов.

Строительная отрасль в Арктике сталкивается с дефицитом кадров по всей производственной цепочке. То есть не хватает как квалифицированных рабочих (синих воротничков), так и специалистов с высшим техническим образованием – инженеров, технологов (белых воротничков). Остро стоит проблема и компетентности высшего менеджмента, в том числе иностранцев. Если рассмотреть сферу инженерных изысканий, кадровые трудности аналогичны. Нехватка буровых мастеров, механиков, квалифицированных геологов, геодезистов, экологов и особенно геокриологов.

Экологически вредное тепло

Группу экологических проблем очень часто представляют как проблему белых медведей и бочек из-под топлива, таким образом, заслоняя реальную ситуацию. В реальности контроль состояния ландшафтов и водной среды в арктических широтах намного строже, чем где-либо. Этому в том числе способствует отнесение всего побережья и островов к пограничной зоне. То есть вся хозяйственная деятельность здесь строго регламентирована и контролируется государственными и муниципальными органами власти.

Еще одно контролирующее звено – это собственно компании, осваивающие север. Их внутренние ведомственные документы зачастую строже, чем государственные, и существует неотвратимость применения штрафных санкций к нарушителям. Тем не менее экологические проблемы существуют. Отметим некоторые из них.

Рекультивация земель после строительства в зоне распространения многолетнемерзлых пород. В целом любая обратная засыпка грунта приводит к нарушениям в термическом и гидрогеологическом режиме, что является критичным в Арктическом регионе.

Санитарная очистка территории. Отсутствие и проблематичность обустройства полигонов для размещения отходов – это общая для страны проблема. Но в Арктике она приобретает достаточно специфическое содержание и требует, по всей видимости, разработки особых регламентов обращения с отходами для этих территорий.

Проблема таяния многолетнемерзлых грунтов в процессе хозяйственной деятельности (отепляющее воздействие строительных конструкций, сбросы теплой воды, выбросы теплого воздуха вентиляцией). Сбрасываемые теплые воды усиливают протаивание, а значит, развитие процессов термоэрозии, термокарста и др.

Наконец существует проблема добычи общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ). Для строительства объектов в большом количестве нужен песок, гравий. Исходя из опыта поиска ОПИ на полуостровах Ямал и Гыдан, можно сказать, что наименьший вред окружающей среде наносят сухоройные карьеры. Однако они являются наименее продуктивными по запасам. Намного большие объемы дает гидронамывной способ – когда карты намыва устраиваются в поймах рек и песок добывается из таликов. Но этот способ наиболее экологически опасный, хотя и более приемлемый для инвестора в экономическом плане.

Работа автомобильного и вездеходного транспорта в Арктике связана с использованием зимников.
Работа автомобильного и вездеходного
транспорта в Арктике связана с использованием
зимников.

Зачем нам эта Арктика

Учитывая обозначенные проблемы, зададим вопрос: а надо ли вообще осваивать земли и моря к северу от 70-й параллели? Это затратно, влечет за собой большие инвестиционные и экологические риски. Может быть, лучше сделать здесь заповедную зону, запретить добычу углеводородов, ограничиться только научно-исследовательской деятельностью?

Во-первых, оставить земли и моря Арктики без реального хозяйственного и военно-стратегического присутствия не получится. Об этом свидетельствует как минимум неспокойная реакция конкурентов на российскую активность в Арктике и поведение транснациональных корпораций. Можно быть уверенным, что в случае нашего сознательного ухода оттуда эти корпорации займут свободное место. И контролировать их будет невозможно: когда нет реального присутствия, нет и реального контроля.

Во-вторых, сырьевая база традиционных месторождений будет постепенно исчерпана. При отсутствии движения наших компаний на север и восток их ждет или поглощение крупными игроками, или закрытие.

В-третьих, актуален и военно-стратегический фактор. Уход из Арктики будет означать фактический отказ от доктрины ответного удара. Таким образом, подобный уход является не только экономически неоправданным, но и гибельным.

В то же время разумное освоение арктических пространств лишь укрепит экономическое и социальное развитие страны. Отметим пять направлений такого освоения.

Освоение нефтегазовых залежей Баренцева и Карского морей (в перспективе – моря Лаптевых) с одновременным проведением геолого-разведочных работ и сопутствующих научных исследований и инженерных изысканий. Участие в таких проектах иностранных компаний весьма перспективно, так как гарантирует международное признание претензий России на Арктику.

Создание (восстановление) военных баз, аэродромов на островах Северного Ледовитого океана. Такие планы уже декларируются – в частности, размещение базы на Новосибирских островах.

Полноценное восстановление функционирования Северного морского пути с базами техобслуживания, топливными центрами. В рамках этой концепции, в частности, реализуется идея строительства плавучих атомных станций.

В материковой части Арктики предлагается продолжить развитие инженерной и транспортной инфраструктуры. К наиболее значимым объектам стоит отнести достройку Северного широтного хода (на участках Салехард–Надым и Коротчаево–Игарка); строительство морских терминалов в Сабетте и Харасавэе, аэродромов и аэропортов.

Одновременно с развитием нефтегазового комплекса, инженерной и транспортной инфраструктуры стратегически важно организовать сеть стационаров для мониторинга окружающей среды. В настоящий момент такая функция возложена на сеть метеостанций, которые в лучшем случае позволяют осуществлять контроль загрязнения атмосферного воздуха. Кажется перспективным развивать сеть стационаров и проводить комплексные изучения состояния атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, морской и сухопутной биоты.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1134
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
696
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1361
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1348

Другие новости