0
8541
Газета Интернет-версия

09.04.2014 00:01:00

Артефакты, вероятно, обладают психикой

Тэги: литература, книги, космос


Некоторые современные философы и социологи утверждают, что объекты (вещи, артефакты) сами могут образовывать собственные сети влияния. Как будто они обладают психикой. Так произошло и с книгами, представленными в нынешнем «Бумажном носителе». Они подобрались сами собой, объединенные одной темой – «Космос».

ИНИЦИАТИВА НЕНАКАЗУЕМА!

73-15-1.jpg

Советская космическая инициатива в государственных документах. 1946–1964 гг./ Под ред. Ю.М. Батурина. 
– М.: Изд. «РТСофт», 2008. – 416 с., ил. Тираж 2000 экз.

Вообще-то в тот период отечественной истории, о котором идет речь в этом сборнике архивных документов, у нас не существовало понятия «инициатива», тем более – «космическая инициатива». Но термин этот оказался очень удобным с историографической точки зрения. Это и позволило редактору тома Юрию Батурину использовать его в названии книги: «…Первая космическая инициатива – это рамочное определение совместных усилий конструкторов и ученых, военных, руководителей промышленности, государственного руководства СССР по созданию программы освоения космоса, превращению ее в конкретные проекты и осуществлению их на беспрецедентно высоком научно-техническом уровне, обеспечившем первый более чем семилетний период лидерства СССР в освоении космоса».

А исторические рамки этого периода доминирования СССР в космических программах обозначены Батуриным так: «Эта книга – сборник прежде секретных и совершенно секретных государственных документов о первой советской космической инициативе, хотя таких слов не встретишь ни в одном из постановлений. Политически она охватывает период руководства Н.С. Хрущева, но для понимания истоков затрагивает и послевоенный период правления И.В. Сталина (см. документы № 1–4), а чтобы логично закрыть данный отрезок истории космонавтики, немного продлевает его до завершения пилотируемой программы «Восход» и ухода из жизни С.П. Королева (док. № 109–126)».

73-15-2t.jpg
Космонавты Владимир Комаров и Герман Титов:
в чем проблема?
Фото из рецензируемой книги

Впрочем, с технической точки зрения первая советская космическая инициатива исчерпала себя в конце 1965 года – американские космические корабли «Джемени-6» и «Джемени-5» совершили маневрирование относительно друг друга. США смогли тогда заявить о своем космическом проекте – «впервые». Период очевидного доминирования советской космонавтики завершился.

Надо отметить, что вступительная статья члена-корреспондента РАН, директора Института истории естествознания и техники РАН и летчика-космонавта России Юрия Батурина – это фактически фундированный реферат начального этапа космической эры. Причем в нем много внимания уделено аспектам, остающимся чаще всего за пределами многих монографий, посвященных космической политике. Например, подробно прослеживаются шаги США в борьбе за концепцию «свободного космического пространства». Мало того, что совсем уж редкость, рассматриваются вопросы психологических особенностей космического соревнования (гонки) СССР и США.

Вот, скажем, из чего исходил директор ЦРУ Аллен Даллес, докладывая 5 июля 1957 года о возможных датах запуска советского искусственного спутника Земли. «Русские любят театральность и могли бы выбрать день рождения Циолковского, чтобы осуществить такую операцию, особенно учитывая столетие со дня его рождения». Циолковский, напомним, родился 17 сентября. Так что американский стратег ошибся ненамного. Но даже ему не было известно, что проект сообщения ТАСС о создании в СССР искусственного спутника Земли был подготовлен… 8 августа 1955 года. То есть более чем за два года запуска ИСЗ!

Но на этом интрига с игрой на опережение не заканчивается. Американская станция электронной разведки на Аляске перехватила советские переговоры с космическим кораблем Юрия Гагарина еще до официального объявления по радио, через 20 минут после старта Гагарина.

Фактически этот сборник – учебник по реализации крупных (и крупнейших) технологических инициатив. Развитие Дальнего Востока, строительство космодрома «Восточный», реформа академического сектора науки, нанотехнологическая инициатива – вот далеко не полный перечень проектов, в которых опыт реализации первой советской космической инициативы может оказаться неоценимым. Читайте, перечитывайте, конспектируйте, штудируйте! Дьявол – в деталях. Например, в таких.

«Сов. Секретно (Особая папка)

Приложение № 1

К Постановлению Совета Министров СССР

От 29 апреля 1955 г. № 827-497 сс

Организационно-технические мероприятия по обеспечению строительства НИИП-5 и НИП-4 ВВС Министерства обороны СССР.

…28. Обязать Совет Министров СССР выделить Министерству обороны СССР для строительства НИИП-5 и поставить в 1955 году с Орского и Оренбургского кирпичных заводов 5 млн штук кирпича, в том числе 3 млн штук в первом полугодии». А НИИП-5 – это Научно-исследовательский и испытательный полигон Министерства обороны СССР (Карагандинская область, в районе озера Балхаш).

Потрясающий документ – «Распоряжение Совета Министров СССР о подарках Ю.А. Гагарину» от 18 апреля 1961 г. И конечно, под грифом «Секретно». За счет резервного фонда Совета министров СССР в том числе полагалось обеспечить: «Экипировка для Юрия Алексеевича Гагарина 1. Пальто демисезонное; 2. Пальто легкое летнее; 3. Плащ; 4. Костюм – 2 (светлый и темный); 5. Обувь – 2 пары (черные и светлые); 6. Рубашки белые – 6 штук; 7. Шляпа – 2; 8. Носки – 6 пар; 9. Белье нижнее шелковое – 6 пар; 10. Трусы, майки – 6 пар; 11. Платки носовые – 12 штук; 12. Галстуки – 6 штук; 13. Перчатки – 1 пара; 14. Электробритва – 1; 15. Два комплекта военного обмундирования (парадное и повседневное); 16. Чемоданы – 2».

Такого рода перечни дорогого стоят! После этого уже не нужны комментарии, чтобы почувствовать, какой ценой, каким трудом и в каких условиях реализовывалась первая советская космическая инициатива.

ПЕРЕХОДНЫЙ ВЕК

Космонавтика XXI века./ Отв. ред. Б.Е. Черток, научный координатор проекта Ю.М. Батурин.
– М.: Изд-во «РТСофт», 2011. – 864 с., ил. Тираж 500 экз.

73-15-3.jpg

Ставить себе целью дать подробное обозрение этого «кирпича» почти в тысячу страниц было бы отчаянным безрассудством. Здесь – лишь впечатления от чтения и некоторые ассоциации, которые вызвал этот текст. Первое, что почему-то вспомнилось, – строчка из письма Карла Маркса к Арнольду Руге (1843): «А потом окажется, что мир давно грезил о том, о чем ему всего лишь нужно было иметь ясную идею, чтобы обладать этим в действительности». Том «Космонавтика XXI века» – как раз попытка обрести такую ясную идею.

Книга написана в редком для России жанре – научной футурологии. Не апокалипсического кликушества, не заумной игры в метафоры, не бессодержательной «геополитической» риторики… Именно что научной, и именно что футурологии (то есть «будущеведения»). «…Нам удалось лишь обрисовать профиль априорной истории космонавтики, набросанный техническими штрихами на фоне гуманитарных светотеней, с помощью интуиции и фантазии, в союзе с математическими моделями, которые делают наш прогноз несколько более правдоподобным», – подытоживает работу большого авторского коллектива – 45 человек! – научный координатор проекта и автор нескольких глав Юрий Батурин.

В СССР футурологию отождествляли в лучшем случае с научной фантастикой (science fiction). А фантастика, наряду с детективами и в литературе, и в кино, относилась к жанрам третьестепенным, несерьезным. И вот неожиданно мгновенно – даже в краткосрочной исторической ретроспективе – футурология вдруг сделалась вполне университетским, академическим даже занятием. Любопытно, что западная волна футурологии докатилась до нас примерно с таким же отставанием «по фазе», что и, например, генетика и кибернетика: 30–50 лет. Третья из великих «лженаук»! Однако заметим, что во всех трех случаях у колыбели этих научных направлений (или научных идеологий) стояли российские персонажи: кибернетика – Александр Богданов; генетика – Николай Вавилов, футурология – Эдуард Циолковский…

Впрочем, надо заметить, что в отечественной истории был момент, когда футурология, замаскированная под «инженерную фантастику» (или – «фантастику завтрашнего дня»), была в большом почете. Период этот, впрочем, был краток и приходился на 50-е годы, то есть как раз на начало космической эры в истории человечества. Вот несколько примеров: Захарченко Василий (В. Дмитриев), Путешествие в завтра – М.–Л.: 1952; Ляпунов Б., Открытие мира – М.: 1954; Гильзин К.А., Путешествие к далеким мирам – М.: 1956; Полет на Луну. Сб. / К. Гильзин, Ю. Хлебцевич, В. Левин и др. – М.: 1956; Ляпунов Б., Мечте навстречу – М.: 1958; Гуревич Георгий, Рождение шестого океана – М.: 1960.

И вот такой фундаментальный взнос в копилку глобальной футурологической мысли. Книга состоит из шести частей. Логика в их последовательности очевидна.

Часть 1. Подходы и ограничения (в том числе: «Методология сверхдолгосрочного прогноза», «Можно ли сделать сверхдолгосрочный научный прогноз»). Часть 2. Научно-технические контуры космонавтики в XXI веке («Утро. XXI век. Солнечная система: исследование и освоение», «Вперед к Циолковскому! Реактивное движение по лазерному лучу и другие приложения»). Часть 3. Задачи российской космонавтики и вызовы XXI века («Военный космос в XXI веке», «Международно-правовой режим Луны»). Часть 4. Будущее космонавтики как функция мирового развития («Геополитика космоса в XXI веке», «О прогнозе развития японской космонавтики в XXI веке»). Часть 5. Попытка прогноза («Периодическая таблица критических событий космонавтики», «Статистическая обработка высказываний экспертов»). Часть 6. Нетрадиционный взгляд на прогнозы («Космические полеты в фантазиях человечества. К истории развития литературных идей космонавтики», «Загадка эффективности писателей- фантастов в научно-техническом прогнозировании»).

73-15-4.jpg
От появления первых научных публикаций о новых процессах и явлениях до их полномасштабного использования в энергетической и авиационной промышленности проходит от 50 до 70 лет. (По Н.М. Тимофеевой). График из рецензируемой книги

Наконец, чтобы заинтриговать читателя, приведу полностью оглавление последнего раздела из «Заключения» – «Априорная история космонавтики. Прогнозный сценарий» (Ю.М. Батурин):

«2010–2020 гг. Реальный космос – военный, а виртуальный – туристический;

2021–2030 гг. Закат МКС, восход китайской орбитальной станции;

2031–2040 гг. Милитаризация космоса и неоцененное научное открытие;

2041–2050 гг. Первая космическая война;

2051–2060 гг. Война и мир. В космосе, на Луне и на Земле;

2061–2070 гг. Марс не дает «добро»;

2071–2080 гг. Одни отдыхают в лунном отеле, другие «кукуют» на астероиде;

2081–2090 гг. Самый дальний космический пост человечества;

2091–2100 гг. Вторая космическая гонка;

2101 г. В космос уходят Иные».

Ну что ж, поживем – увидим. И полетаем…

РУЧНОЙ КОСМОС

Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди. / И.Б. Афанасьев, Ю.М. Батурин, А.Г. Белозерский и др. Под ред. Ю.М. Батурина.
 – М.: Изд-во «РТСофт», 2005. – 752 с., ил. Тираж 5000 экз.

73-15-6.jpg

Хронологический принцип, положенный в основу этого издания, выглядит абсолютно логичным. Не мудрствуя лукаво, я процитирую редакционный анонс.

«Вы держите в руках уникальное издание. Впервые в космической литературе в одной книге подробно рассказывается обо всех пилотируемых космических программах, осуществленных в СССР, России, США, Китае и других странах. В книге в увлекательной форме подробно описаны все 239 (!) пилотируемых полетов, выполненных в период 1961–2004 гг. Приводятся воспоминания непосредственных участников тех событий: космонавтов и астронавтов, конструкторов и различных специалистов».

И это все – правда. Книга уникальна! Несомненно - это точка отсчета для любых будущих научно-исторических исследований в области космонавтики. Наверное, собранный в ней материал можно (и нужно) детализировать, уточнять, может быть, что-то исправлять. Наверное, еще более подробную информацию можно найти о каждом полете, каждой экспедиции. Однако «распыленная» по специальным отчетам, научным публикациям и засекреченным архивам информация эта вряд ли способна произвести некое целостное впечатление. Но собранная «в одном месте»  она производит ошеломляющее впечатление!

Вот и академик Борис Черток пишет в предисловии: «Эта книга особая. Она представляет собой историю в лицах (более того, в личностях!), событиях, фактах, научно-технических идеях, испытаниях, успехах и неудачах, и даже – история в чертежах и схемах. Для истории чертеж – такая же культурная ценность, как и портрет исторической личности, его автограф или фотодокумент. Равновесие, которое нашли авторы этого труда между столь разными возможными подходами – историко-хронологическим, справочным, биографическим, политическим и чисто техническим, – делает его уникальным в мировой литературе о космонавтике».

Я позволю себе напомнить некоторые отечественные и американские программы пилотируемых полетов (каждой из них посвящена глава в книге). Советские: «Восток», «Восход», «Союз», Программа ОПС «Алмаз», «Салют-6», «Салют-7», «Буран», орбитальный комплекс «Мир»… Американские: «Меркурий», «Джемини», «Аполлон», беспосадочный облет Луны, «Скайлэб», многоразовый «Спейс Шаттл»… В общем 26 глав совершенно необычного чтения.

73-15-7.jpg
Без привязи! Первый в истории полет на установке автономного перемещения (MMU) совершил американский астронавт Брюс МакКэндлесс 8 марта 1984 года. Фото из рецензируемой книги

Имена, фамилии, даты, параметры орбит, время запуска и проч., и проч. Все это, безусловно, есть в томе энциклопедического формата и содержания. Но кроме того, и такие подробности, которые уже трудно будет где-то сыскать. Вот, например, одна из «причин» неудачи летно-конструкторских испытаний ракеты Н-1, предназначавшейся для советской лунной программы. 30 ноября 1968 года ракету торжественно вывозили на стартовую позицию. И с самого начала все пошло криво: «…подражая морской традиции, разбили бутылку шампанского. Примечательно, что при этом были допущены две «стратегические ошибки»: во-первых, символическое действие выполняла не женщина, а двое мужчин, и, во-вторых, бутылку разбили не о шпангоут ракеты, а об установщик! Последний благополучно пережил все пертурбации программы и после доработок еще использовался с комплексом «Энергия–Буран», а вот ракете выпала далеко не счастливая судьба…»

Или вот история гибели бортовой библиотеки орбитальной станции «Мир». (Все-таки у нас рубрика – «Бумажный носитель».) На «Мире», оказывается, было около 400 книг! Среди них – самые настоящие раритеты: прижизненные издания Циолковского и других основоположников практической космонавтики. «Книга «Проблема полета при помощи реактивных аппаратов» Фридриха Цандера 1932 г. издания была даром дочери ученого – Астры Фридриховны… В собрании внеземной библиотеки были книги на любой вкус – детективы, сборники анекдотов, романы, научные труды». Когда было принято решение о сведении с орбиты и затоплении «Мира», весной 1999 года в Росавиакосмос поступил запрос из комиссии по культуре Госдумы РФ, в котором указывалось на необходимость возвращения на Землю находящихся на станции «Мир» раритетов. В РКК «Энергия» была создана специальная комиссия по отбору того, что обязательно надо было вернуть на Землю. Увы, основная часть библиотеки им. К.Э. Циолковского погибла вместе со станцией.

И конечно, нельзя не отметить особо изобразительный ряд книги. Начиная с полиграфического исполнения. Стандартный сериальный коленкоровый переплет покрывает полноцветная суперобложка. Академик Черток в цитированном выше высказывании, уже упоминал про редкие схемы и чертежи, использованные в этой книге. Меня же больше всего впечатлили действительно редкие фотографии, сделанные американскими астронавтами на Луне (программа «Аполло»). Завораживает!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Ольга Соловьева

Проблемы в работе глобальной сети в России подтвердили новые угрозы для кибербезопасности

0
781
Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Екатерина Трифонова

Медицинские показания против пребывания в СИЗО не всегда открывают двери на свободу

0
695
Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Иван Родин

Спикер Госдумы Володин настраивает партии на безусловную консолидацию перед внешними угрозами

0
681
Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Игорь Субботин

Израильские и палестинские "ястребы" не хотят сдаваться без боя

0
783

Другие новости