Газета Интернет-версия

11.12.2013 00:01:00

Интеллект по наследству

Тэги: генетика, мозг, интеллект, гений, гениальность

генетика, мозг, интеллект, гений, гениальность Ум людей является «собственностью» каждого индивида, и генетика здесь не всегда помогает. Фото Алексея Мальгавко/PhotoXPress.ru

Еще в Древних Афинах философы задавались вопросом: будет ли сын столь же искусным флейтистом, как его овеянный лаврами отец? Вполне возможно, что именно тогда была придумана отговорка, согласно которой природа отдыхает на потомстве гениев, что, наверное, справедливо, поскольку отпрыски удачливых правителей обычно не дотягивали до уровня своих родителей. Это, кстати, возможно, было одной из причин, почему в том же Египте одно царство сменяло другое, что сопровождалось и сменой династий. То же справедливо и для династий Европы и Азии. Хотя в науке мы знаем много примеров унаследования высокого уровня интеллекта: Томпсоны и Боры, Кюри и Капицы, братья Понтекорво и т.д.

Ученые давно, пользуясь доступными им методами, пытались связать уровень IQ – Intelligence Quotient, «коэффициент интеллекта» – с генами, передаваемыми от родителей к их потомкам. Большинство родителей, дети которых стали выдающимися деятелями политики, науки и искусства, были в лучшем случае умными и образованными, но ничем не отличающимися от своего окружения людьми, например мать Дмитрия Менделеева. Сегодня же исследователи используют в своем подходе геномные данные и компьютерные технологии, о которых еще несколько лет тому назад никто не мог и мечтать.

Большая команда ученых из Гарвардского и Корнеллского университетов, Эразма в Роттердаме и Каролинского института в Стокгольме, которым помогали сотрудники Стокгольмской школы экономики, посмотрели состояние дюжины «умных генов». Среди них были гены, отвечающие за синтез различных регулирующих протеинов, в том числе и состояние хроматина вокруг ДНК, мозгового нейротрофического белкового фактора (BDNF), аполипопротеина Е (его мутации видят при диабете и атеросклерозе) и гена DISC (Disrupted in Schizophrenia), нарушаемого при шизофрении. Последний особенно интересен в том плане, что у многих талантливых и уж тем более гениальных людей отмечаются те или иные отклонения от общепринятой нормы.

Генетические ассоциации проводились в трех группах людей общей численностью более 9 тыс. человек. Никаких связей ученые не обнаружили, хотя теоретический анализ предполагал от 10 до 15 таких ассоциаций. Связь с генами удалось выявить для болезни Альцгеймера и индекса отношения веса человека к поверхности его тела (BMI – Body-Mass Index), что несколько далековато от умственных способностей. Признав свою неудачу, авторы развели руками и написали, что «молекулярная генетика психологии и социальных наук требует подходов, которые сегодня находятся за пределами имеющихся возможностей изучения генов-кандидатов».

С ними, опиравшимися только на гены, не согласны сотрудники Университета Западного Онтарио в канадском г. Лондон, статья которых появилась в журнале Neuron. Они задались вопросами: что делает одних людей интеллектуально более способными, чем другие, и может ли все «распределение» человеческого интеллекта определяться одним общим, или генеральным (G), фактором?

Для оценки интеллекта, вернее его IQ, авторы предложили добровольцам из разных стран дюжину стандартных психологических тестов для оценки памяти и внимания, способности к планированию и размышлению, а также учета тех или иных привычек и каждодневного образа жизни. Учитывались также возраст респондентов, их культурный багаж и фон, не остались в стороне и верования людей. Анализ тысяч опросников, поступивших из самых разных уголков планеты, выявил три основных компонента возможной оценки интеллекта. Это кратковременная, или «рабочая», память, позволяющая, например, удерживать имена людей при знакомстве на вечеринке или набираемый телефонный номер, способность к формулированию и доведению до другой стороны разумных доводов и вербальный компонент, то есть выразить что-то словами – устно или письменно. Ни одна из этих компонент в отдельности не определяет IQ, поскольку они базируются и зависят от «рекрутирования» разных и независимых друг от друга нейрональных сетей. Это подтверждено с помощью изображений, полученных с помощью функционального магнитно-резонансного томографа (фМРТ).

Что же до внешних факторов, то решающими оказались возраст и пол, а также склонность людей играть в компьютерные и иные игры. К сожалению, для всех возраст самым негативным образом сказывается на умственных способностях, подрывая их память и способность выдвигать «резоны» (последние меньше страдают у любителей компьютерных игр). Память страдает у людей, испытывающих постоянную тревогу, а память и речь чаще нарушаются у курильщиков.

Сами же ученые своим несколько тяжеловатым для обычного восприятия языком высказывают предположение о том, что ум людей является «собственностью» или принадлежностью анатомически различных когнитивных систем, каждая из которых имеет собственную емкость (сарасity) – как батарейки различных мобильных устройств. При этом умственный ground state ребенка можно сравнить с возможностями школьного калькулятора, а заоблачные выси гениев с суперкомпьютерами. Отличие только в том, что именно полуторакилограммовый жирный орган с тонкой серой пленочкой и массивными подкорковыми структурами построил эти самые компьютеры. А те сравниться с творческим потенциалом человеческого мозга еще долго не смогут, хотя уже и научились обыгрывать чемпионов мира в шахматы.