0
5336
Газета Интернет-версия

11.09.2013 00:01:00

От Гарварда до РАН

Об авторе: Илья Теодорович Касавин – член-корреспондент РАН, доктор философских наук, профессор, заведующий сектором социальной эпистемологии Института философии РАН, главный редактор журнала «Эпистемология и философия науки», лауреат Премии Г.В. Плеханова.

Тэги: ран, академия, наука, реформа


Сегодня широко обсуждается реформа РАН, а в связи с этим и вообще возможности реформы науки и образования. Инициаторы проекта ликвидации Академии, подготовленного где-то в недрах Министерства образования и науки (МОН), любят апеллировать к американской практике, имея в виду существование науки в университетах. Однако им, видимо, никогда не приходило в голову изучать то, как сформировалась университетская наука в США и какую социальную роль она играла и играет. А ведь это темы довольно хорошо исследованы историками науки и образования. Весьма репрезентативна история реформы университетского образования в США в годы после Второй мировой войны и следствий из этого для внешней политики. 

Эта история начинается в стенах одного из наиболее престижных университетов США – Гарварда (сегодняшнего эталона для министра Дмитрия Ливанова и вице-премьера Ольги Голодец). Ее главным героем выступает Дж. Б. Конант (James Bryant Conant, 1893–1978) – известный профессор-химик, руководитель научных и образовательных структур и высокопоставленный государственный чиновник в одном лице. Наибольшую известность он завоевал на посту именно президента Гарварда, который он реформировал, придав ему характер научно-исследовательского центра. 

Основной смысл реформы, как ни странно это прозвучит для нынешних российских технократов, состоял в гуманитаризации образования, для чего Конант разработал и читал курс истории науки. Программа была призвана внушить ученому и преподавателю представление о науке как определенном сообществе и эволюционирующем социальном институте, а не только частном деле отдельных личностей. В дальнейшем она распространилась и на все высшее образование в США, а Конант привлек эмигрантов из Германии (членов Венского кружка и др.) к разработке ее философско-науковедческого обоснования. В частности, физик и философ науки Рудольф Карнап в качестве редактора-составителя обеспечивал ее целой серией философско-междисциплинарных исследований. Весьма примечателен следующий факт: одной из последних книг этой серии стала знаменитая «Структура научных революций» Томаса Куна. 

Подчеркнем: Конант в полной мере осознал, что реформу науки и образования следует выстраивать не просто как социальную практику, основанную на некоторых интуициях в теоретическом смысле и ангажированную политически. Вместо этого он организовал программу развития науковедческих дисциплин (истории, социологии и философии науки), которая послужила формированию политики в отношении науки как особой социальной технологии. Последняя так же базировалась на научных исследованиях, как электрические, тепловые, горнодобывающие, строительные, генно-инженерные, компьютерные технологии опираются на соответствующие инженерно-технические науки, а те, в свою очередь, – на известные теории физики, химии, математики, биологии, геологии и пр. Естественно, что в рамках этой программы философ и математик Олаф Хелмер (ученик Ганса Райхенбаха) выдвинул проект социотехнических наук – теорию социальных технологий. 

Карьера Конанта привела его в число руководителей Манхэттенского проекта: именно мнение ученого оказалось решающим в принятии решения об атомной бомбардировке Японии. После окончания Второй мировой войны Конант был послан в Германию в качестве верховного комиссара и затем посла США, где один из важнейших моментов его работы состоял в реформировании образовательной системы, что, в свою очередь, внесло существенный вклад в денацификацию. 

Опять-таки примечательно, что он не стал банально копировать свой позитивный опыт работы с США, но направлял реформу в соответствии с национальными традициями самой Германии. Она принесла свои плоды, хотя и не смогла до конца компенсировать тот ущерб, который нанесли германской науке годы нацистского режима. 

Опыт Конанта как типичного социального технолога оказался востребован в эпоху холодной войны. Это была война двух информационных армий, основанных, в свою очередь, на двух разных образовательных системах и соответствующих социальных теориях. Итог был таков: спутник запустили в СССР, но информационную войну выиграли США. В этом сказалось внимание американских политиков к социальным технологиям. 

Обсуждение реформы российской науки станет тогда по-настоящему плодотворным, когда в ее основу будут положены результаты научной программы исследований в области философии, социологии, истории, психологии и экономики науки. Этому направлению в нашей стране никогда не придавали должного значения. Борис Гессен, ученый, философ и историк науки мирового уровня, был казнен сталинским режимом в 1936 году, Михаил Петров, выдающийся науковед, был обречен на молчание и забвение. 

Так науковедение фактически разделило судьбу генетики и кибернетики. И сегодня в этой сфере мало что изменилось. Так, у Института истории естествознания и техники РАН отняли здание, что поставило институт на грань закрытия. Так, результаты исследований Института философии РАН в рамках государственного контракта МОН по теме «Гуманитарное знание и социальные технологии» (2010–2012), прямо предназначенные для использования в научной и образовательной политике, оказались совершенно неинтересными для министерских чиновников.
Когда вспоминаются навязчивые лозунги по поводу того, что экономика должна быть инновационной, думаешь: а не должно ли само государство показывать инновационные примеры в своей деятельности? Но на что опираются инновации в МОН? Почему заказанные и оплаченные им же исследования, имеющие явные прикладные результаты, остаются невостребованными?
Политики могут себе позволить быть невежами – они апеллируют к административному ресурсу. Ученые и руководители науки на такую роскошь претендовать не могут. Им следует отдать себе отчет в том, что наука является предметом научного исследования точно так же, как и структура графена, электрохимия мозга, анатомия гельминтов, теорема Ферма или синтаксис языка азанде. Гуманитаризация науки – это тенденция будущего не в том смысле, что физики поголовно превратятся в лириков. Социальные и гуманитарные науки должны быть призваны для осмысления российской науки и перспектив ее развития. Иначе всегда и на веки веков – хотели, как лучше...   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
427
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
360
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
310
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
423

Другие новости