Сцена из балета «Алиса» в Королевском оперном театре в Лондоне. Фото Johan Persson/ ROH
«Серьезное отношение к чему бы то ни было в этом мире является роковой ошибкой», – заявлял Чеширский Кот, персонаж знаменитой книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Для образованного британца – произведение культовое. И недавно с успехом прошедшая новая постановка балета «Алиса» в Королевском оперном театре в Лондоне это доказала – на представлениях не было ни одного свободного места... Постановка была посвящена 150-летней годовщине знаменательного дня, когда тогда еще никому не известная девочка Алиса вошла в историю, став вдохновительницей и героиней «Алисы в Стране чудес».В честь этой даты в Оксфорде флотилия лодок повторила маршрут, по которому плыли в тот день трое в лодке, не считая преподавателя математики и дьякона колледжа Крайст-Черч (Церкви Христа) Оксфордского университета Чарльза Лютвиджа Доджсона. Трое в лодке – маленькие дочки декана Колледжа Лиделла. Одна из них была – вы уже догадываетесь – Алиса, попросившая рассказать историю с чепухой.
Лодка плыла, невероятная и абсурдная сказка развертывалась по спирали от большой чепухи к еще большей чепухе. На ходу Доджсон то и дело вводил в историю знакомые присутствующим реальные персонажи и события из оксфордской жизни – и их самих, перемешивая с математическими ребусами и загадками. После лодочной прогулки, продолжавшейся всего несколько часов, Алиса попросила историю записать. На что у Доджсона – теперь уже Льюиса Кэрролла – ушло два с половиной года.
Так появился в «Алисе» нелетающий голубь Додо, который предложил всем птицам бегать наперегонки, чтобы согреться после плавания в озере слез «гигантской» Алисы. А потом торжественно объявил победителей: «Победили все».
Оксфордский Додо – знаменитый экспонат вымершей нелетающей птицы додо, «проживавший» в Оксфордском университетском музее естественной истории. Доджсон часто посещал этот музей с девочками, и Додо был одним из его любимых экспонатов из-за заикания. До-до-Доджсон.
Скелет Додо и сейчас можно увидеть в музее, это один из самых ценных экспонатов. Додо – самый известный из вымерших видов, а оксфордский додо – самый сохранившийся в мире экземпляр. Недавний анализ его ДНК доказал родство додо и голубя. А рядом с Додо – стенд, посвященный Алисе.
Кэрролл не происходил из знати, типичной для оксфордских кругов, и ему было трудно ладить с отпрысками аристократических семейств, которые над ним и его заиканием посмеивались. Отсюда маска холодности и чопорности, которую носил Доджсон. Лектором он был скучным, особенных открытий в математике не сделал и написал за свою жизнь огромное количество скучных «викторианских» писем. Но с детьми, особенно с девочками, преображался, это был совершенно другой человек. Изумительные истории, юмор, шарады... Словом, это был автор «Алисы». Каждая эпоха прибавляла свой штрих к толкованию «Алисы» и ее автора.
Викторианская – находила в «Алисе» прекрасный образец старой доброй Англии, классического британского юмора, добродетельности. И, конечно, благовоспитанности и манер (в России сей цели служило куда более скучное «Юности честное зерцало».)
Фрейдизм увидел в «Алисе» широкое поле для своих ассоциаций – ведь уже в самом начале Алиса падает и падает в глубокую нору. А символика ключа и дверей, особенно маленькой дверцы, говорила сама за себя.
1960–1980-е годы прошлого столетия восприняли сюрреализм «Алисы» через призму увлечения психотропными веществами и ЛСД, взяв на заметку, что, откусив кусочек гриба, Алиса то и дело меняется в размерах. В психиатрии появился даже «синдром Алисы»: «...Сочетание явлений деперсонализации с иллюзорным восприятием окружающего пространства и времени, нарушением схемы тела и психосенсорными расстройствами».
Самая интересная трактовка «Алисы» – последних десятилетий. Вдруг обратили внимание, что Алиса задает вопросы, слишком умные для 10-летней девочки. «Если в мире все бессмысленно, – сказала Алиса, – что мешает выдумать какой-нибудь смысл?» И Алису стали воспринимать как ипостась самого Кэрролла. Но так ли бессмыслен мир той Алисы?
В 1935 году физики Эйнштейн и Розен на основе общей теории относительности предположили, что во Вселенной существуют пространственно-временные туннели, через которые можно попасть в другие измерения пространства-времени. Их стали называть прямо по Кэрроллу – «кротовыми». За 70 лет до этого, падая в ту же многострадальную кроличью нору, Алиса философски размышляет, что она может пролететь Землю насквозь и попасть к антиподам...
Девочка Алиса со временем стала обычной добропорядочной английской барышней. И, став этой земной Алисой, утратила интерес и к Кэрроллу, и к удивительной истории, героиней которой стала...
А Кэрролл тоже осуществил свое путешествие в ИНОЕ. В... Россию. Он был домоседом. Путешествуя в выдуманные им миры, он за всю жизнь только один раз и выбрался за пределы Англии. Путешествие было не вполне обычным – по церковной линии, с целью укрепления связей между Англиканской и Православной церквами. Результатом стал «Русский дневник» – дневник путешествия в Россию в 1867 году. Кэрролл обращает внимание на парадоксальность русской жизни. И именно там первые упоминания продолжения истории про Алису – «Алиса в Зазеркалье». Книжка эта была опубликована в 1871 году.