Газета Интернет-версия

25.01.2012 00:00:00

Жертвы собственной подвижности

Тэги: неандертальцы

неандертальцы "Продвинутые" люди современного типа охотно гибридизировались с неандертальцами.
Фото с сайта rocr.xepher.net

Палеоантропология пытается, в прямом смысле этого слова, докопаться до истоков рода человеческого, откапывая все новые черепа и кости наших пращуров, живших миллионы и сотни тысяч лет назад. Интересно, что ископаемых черепов в распоряжении науки значительно больше, чем скелетов. Связано это с нежеланием хищников и гиен-шакалов «травиться» мозговой тканью с очень высоким содержанием токсичных жиров.

Один из таких черепов, найденных в Южном Китае в июне 1958 года и получивших название Маба (Маbа), принадлежал примитивному человеческому существу, жившему в ледниковый период 126 тыс. лет назад (в среднем плейстоцене, говоря по-научному) в одной из пещер средь Львиных скал в провинции Гуандунь. Объединенная команда ученых их Института палеонтологии позвоночных АН Китая, университетов Витватерсранд в Йоханнесбурге и Вашингтона в Сент-Луисе, вновь тщательнейшим образом обследовала череп этого архаичного человека. В ходе исследования, проводившегося «с участием» компьютерного томографа (КТ), были обнаружены следы черепно-мозговой травмы и краниодеструкции (нарушения целостности костей свода черепа), полученной в результате нанесения сильного удара тупым предметом (камнем, дубиной?).

Прежде всего ученые обнаружили чешуйчатую вмятину черепа размером 14 миллиметров. Несмотря на столь серьезную травму, нанесенную случайно или древним агрессором, человек выжил, о чем свидетельствуют следы заживления костной раны. «Подобного рода травмы широко наблюдаются сегодня, – сказала по этому поводу Линн Шепартц, профессор Южно-Африканского университета, соавтор статьи, опубликованной журналом «Труды АН США» (РNAS). – Идентификация травматических изменений у ископаемых людей имеет большой интерес с точки зрения оценки рисков повреждений в различных человеческих группах. Это также помогает понять самые ранние формы людской агрессии и социальных механизмов поддержки и помощи травмированному, ухода за ним и излечения».

В том же плейстоцене, но позднем, западная Евразия стала свидетельницей понижения уровня океана (вследствие выраженного оледенения). На вновь открывшихся землях как-то – скорее немирно – сосуществовали неандертальцы и новые «пришельцы», то есть представители анатомически и физиологически современного человека, Ноmо sapiens. И те и другие были охотниками-собирателями, легко снимавшимися с насиженных мест, что скорее всего диктовалось изменением ледовой обстановки. Журнал Нuman Ecology опубликовал данные компьютерного моделирования их миграций и культурно-биологического развития в ответ на изменения климата. Исследователи пытались пролить новый свет на загадку исчезновения неандертальцев, проживших в Европе чуть ли не треть миллиона лет.

Биология и культура первобытных людей развивались параллельно экологическим изменениям на протяжении целой сотни тысяч лет (128–11 тыс. лет назад). Неандертальцы исчезли не потому, что они были менее приспособлены, чем современные люди, а потому, что их поведение не могло сравниться с поведением последних. Неандертальцы, в частности, во многих отношениях могли приспосабливаться к условиям среды так же успешно, как и пришельцы. Ученые назвали неандертальцев «жертвами собственного успеха», имея в виду увеличение подвижности человеческих групп на протяжении 100 тыс. лет. Данные археологов говорят, что это увеличение было связано с экологическими изменениями и поисками пищевых ресурсов для увеличивающегося состава групп.

Компьютерное моделирование, основывавшееся на результатах изучения 167 стоянок древних людей, помогло проследить перемещения неандертальцев и предков нынешних людей, что, несомненно, приводило к их контактам. Естественно, что взаимодействие представителей двух пусть и родственных, но все же разных видов приводило и к сексуальным контактам. Память о тех давних межвидовых браках кроется в тех 4% неандертальских генов, которые, как в депозитарии, хранятся в нашем геноме. «Неандертальцы доказали, что они были намного более гибкими, нежели думалось до сих пор, поэтому им не составило труда приспособиться к новым реалиям в лице представителей другого вида», – считает Джулиен Риел-Сальваторе, соавтор Бартона.

«Продвинутые» современные люди охотно гибридизировались с неандертальцами – как это много позже неоднократно случалось в истории, достаточно вспомнить креолов и амеразиатов, межрасовые и межнациональные браки. Но это вскоре привело к тому, что неандертальцы попросту исчезли как физически распознаваемый антропологический вид.

Для доказательства столь неординарной точки зрения ученые с помощью компьютера проследили судьбу двух популяций на протяжении 1500 поколений (примерно 30 тыс. лет). Холодный машинный «ум» показал, что действительно неандертальцы попросту растворились среди представителей все увеличивающего свою численность нового вида.

Таким образом, успешная адаптация поведения неандертальцев, приспосабливавшихся к новым реалиям сосуществования с предками современных людей, и обеспечила их вклад в геном последних. А раньше ученые наивно полагали, что более современные и агрессивные кроманьонцы легко и быстро «поели» неандертальцев и банальнейшим образом выели их.

Когда речь идет об особях разных видов, то это называется охотой для добывания пропитания. Если же люди или животные поедают представителей собственного вида, то это – каннибализм. А поскольку численность особей более примитивного вида была невелика, то и их «выедание» не заняло много времени. Отсюда тот небольшой процент неандертальских генов, которые «успели» войти в наш геном.