Газета Интернет-версия

26.10.2011 00:00:00

Судебно-медицинская экспертиза для австралопитека

Тэги: австралопитеки, изотоп

австралопитеки, изотоп Семейная идилия по-австралопитекски.
Фото из журнала "В мире науки"

Мы мало что знаем о наших далеких предках, австралопитеках, – «южных обезьян» (Аustralopithecus africanus), живших по всей Африке, но впервые открытых именно в южной части Зеленого континента. Объем черепа у них по сравнению с анатомически и физиологически современным человеком был весьма незначительным. Покатый лоб заканчивался мощными надбровными дугами, переносицы почти не было, а верхняя челюсть мощно выдавалась вперед.

Около 2 млн. лет назад в южноафриканской пещере Стеркфонтейн жила женщина-австралопитек, которую антропологи прозвали «миссис Плес». Уже относительно давно ученые высказывали догадку, что обладательница найденного при раскопках в пещере описанного выше черепа родилась на значительном удалении от карстовой каверны в доломитовой формации Малмани, служившей прибежищем и защитой от диких кровожадных хищников. Джулии Ли-Торп удалось доказать это с помощью зубов самки австралопитека.

Для этого участники группы Ли-Торп подвергли радиационному анализу окаменевшие зубы, чтобы определить в них содержание изотопов стронция. Через растения стронций попадает в пищевые цепи, откладываясь затем в плотной ткани зубов. Тем самым определение изотопного состава представляет собой характерную сигнатуру – самую настоящую этикетку, – по которой можно установить район нахождения той или иной почвы.

Сама исследовательница сравнивает изотопный анализ с судебно-медицинской экспертизой. Для набора статистики были исследованы также клыки и коренные зубы, вырастающие в возрасте семи-восьми лет, 11 парантропов из пещеры Сварткранс и еще восьми австралопитеков из Стеркфонтейна. Обе пещеры расположены примерно в 50 км к северо-западу от Йоханнесбурга. Содержание изотопов было также определено у 170 растений и животных, живущих в шаговой доступности от пещер.

Большие по размеру зубы, явно принадлежавшие самцам, в более чем 90% случаев имели тот же изотопный состав, что и доломитовая порода вокруг пещер. Меньшие же зубы половины самок явно, как свидетельствует радиационный анализ, принадлежали пришлым, попавшим в Стеркфонтейн издалека. Ли-Торп полагает, что пришлые самки покидали свою клановую группу по достижении половой зрелости. С нею согласен Оуэн Лавджой, известный cпециалист-анатом из Кентского университета в штате Огайо: «Общества, вернее группы, в которых самки покидали «дом», более вероятны для ранних предков человека», – считает он.

До сих пор в распоряжении антропологов были черепа и части скелетов, показывающие, что самцы наших предков были крупнее самок. Это доказывается также двумя дорожками следов самцов и самок в окаменевшем вулканическом пепле, сохранившихся на протяжении более чем 2 млн. лет.

Самки шимпанзе, которые ближе всех к нам по своему геному, покидают свои семьи или, вернее, «натальные» (где они родились) стаи, чтобы уйти в соседние или живущие даже весьма далеко. Не унаследовали ли современные люди семейную практику предков, которые были общими как для нас, так и шимпанзе?

Надо понимать, что указанный факт мало что говорит нам о специфике поведения полов на стадии австралопитеков. Да, самки приходили в неродственные им группы. А как самцы находили их в других местах обитания? Или уже тогда существовала сигнальная система, позволявшая им послать сакраментальное «Я ищу тебя»?

Статья с описанием результатов, полученных при измерении содержания изотопов стронция в окаменевших зубах австралопитеков и близких к ним парантропов, была опубликована в первом июньском номере авторитетного журнала Nature. В своем комментарии редактор отметил, что отношение изотопов дает возможность мельком увидеть групповую динамику и ландшафтные перемещения австралопитеков, которые вполне сравнимы с брачными паттернами поведения современных приматов.

Пока трудно сказать, что установление этого факта может сказать о происхождении человека. Но хочется надеяться, что и изотопы когда-нибудь лягут еще одной яркой фасеткой в сложную и многоцветную мозаику будущей картины антропогенеза.