Газета Интернет-версия

28.09.2011 00:00:00

Wnt вседержитель

Тэги: ген, мутация, ожирение

ген, мутация, ожирение В лондонском Кингз-колледже обнаружили ген-"переключатель", нарушения которого ведут к ожирению и диабету.
Фото ИТАР ТАСС

Название гена, вынесенное в заголовок – это сокращение от английского слова wingless, то есть «бескрылый». Мутация этого гена у мух действительно приводит к появлению бескрылых особей. Однако недавно была выявлена еще одна роль Wnt, а именно в развитии ожирения.

Известно, что Wnt участвует в развитии клеток жировой ткани (адипоцитов), являющихся мишенью для инсулина. Нормальный вес подопытных мышей поддерживается белковым продуктом этого гена, который по разным причинам не «работает» у животных с повышенным весом. Нарушение активности Wnt приводит к появлению избыточного количества макрофагов среди «разжиревших» адипоцитов, обретающих к тому же инсулиновую резистентность (то есть не отвечающих на действие этого важного гормона).

Подобную картину исследователи увидели у ген-модифицированных мышей, посаженных на высококалорийную диету. Интерес ученых к новому открытию связан с тем фактом, что отказ от питания с высоким содержанием калорий существенно продлевает жизнь самых разных «модельных» организмов. При выключении гена, отвечающего за регуляцию синтеза белков энергетического обмена, самки мышей выглядели более здоровыми и жили дольше. Этим они были похожи на своих сестер, питавшихся в режиме калорийного ограничения.

Связь энергетического баланса и ожирения подтверждается и результатами, полученными у мышей после выключения гена Вmal (Brain and Muscle-Like protein), отвечающего за синтез белка в клетках мозга и мышц. Ген представляет собой один из важнейших регуляторов ритма смены сна и бодрствования. Ученые Левенского и Католического университетов в Бельгии, проводившие этот эксперимент, отмечали признаки преждевременного старения у мышей с отсутствием гена-регулятора.

В лондонском Кингз-колледже обнаружили ген – «переключатель» КLF, нарушения которого ведут к ожирению и диабету второго типа (Т2Д). Ген хорошо знаком эндокринологам, поскольку он участвует в регуляции уровня липидов в крови. Ученые «просеяли» 20 тыс. генов, активность которых определяет состояние клеток подкожной жировой клетчатки (подкожного жира). Для этого были взяты небольшие кусочки жировой ткани у 800 женщин-двойняшек королевства. Анализ позволил выявить влияние белка КLF на активность генов жировых клеток, регулирующих в частности важный параметр ВМI (Body Mass Index). B норме этот индекс отношения веса тела к его поверхности в квадратных метрах не превышает 25, при ожирении он становится выше 35.

Важное открытие заключается в том, что склонность к ожирению и диабету связана с наследованием формы гена КLF от матери, поскольку отцовский вариант оказывается выключенным. Результаты, полученные в Англии и Швейцарии, были подтверждены в Исландии, где были проанализированы образцы жировой клетчатки от 600 человек.

Вспоминая о повышенных количествах макрофагов в жировой ткани у мышей, страдавших ожирением, интересно наблюдение, сделанное Кнехтом в Мюнстерском университете. С помощью магнитно-резонансного томографа он исследовал мозг 103 человек, 17 из которых страдают ожирением. У последних изолирующая оболочка нервных волокон, содержащая жироподобное вещество миелин, носила признаки воспалительного повреждения. Нечто подобное наблюдается и при формировании атеросклеротических бляшек, в которых также присутствуют макрофаги, «активированные» отложениями холестерина.

Известно, что функциональный магнито-резонансный томограф способен «увидеть» участки возбуждения в мозге, решающем ту или иную задачу. Подобное исследование было проведено у 10 детей с нормальным весом и стольких же с ожирением. На дисплее им в ходе опыта показывали изображения различных аппетитных блюд, животных и размытых контрольных картинок.

Оказалось, что у детей с нормальным весом реакция мозга была выражена в значительно меньшей степени, нежели у «пончиков». К тому же у последних само возбуждение участков коры, отвечающих за эмоции и чувство удовлетворения гасли значительно медленнее, нежели у их сверстников с нормальным весом. Не поэтому ли дети с «весовыми» проблемами с таким трудом могут отказаться от еды?