Газета Интернет-версия

22.06.2011 00:00:00

Страсть и голод действительно правят миром

Игорь Лалаянц

Об авторе: Игорь Эруандович Лалаянц - кандидат биологических наук.

Тэги: страх, агрессия, голод, насилие, секс

страх, агрессия, голод, насилие, секс Порой складывается впечатление, что нейроны ведут свою самостоятельную "политику".
Источник: sci.stark.kent.edu

Анекдот в тему: нервные клетки не восстанавливаются, остаются только спокойные┘

Зигмунд Фрейд под конец жизни, с трудом вырвавшись из охваченной нацистским угаром Вены, в своих двух последних эссе пришел к выводу, что человек существо скорее не сексуальное, а агрессивное и опасное. Но этот умозрительный вывод не мог быть подкреплен экспериментально. Агрессию у крыс стал уже после войны изучать соотечественник основателя психоанализа Конрад Лоренц, побывавший в советском плену, так что будущий нобелевский лауреат знал, в каком экспериментальном русле необходимо двигаться.

С той поры нейробиология прошла долгий путь, и сегодня мы имеем не только вживляемые электроды и разного рода томографы, но также понимание природы нейромедиаторов (веществ, переносящих электрический сигнал между нейронами) и механизма их действия на нервные клетки. Но самое главное – знание тех генов, которые регулируют сложнейшие механизмы работы мозга. Конечно, далеко не все еще ясно, но новейший набор исследовательских методов позволяет анализировать, раскладывать по полочкам такие сложные эмоциональные комплексы, как страх и агрессия.

Речь идет прежде всего о нейро- и оптогенетике, позволяющих не только сравнивать уровни гормонов, но и по желанию экспериментатора менять поведение, например, генетически модифицированных мышей. Последнее сообщение на эту тему пришло из Исследовательского института мозга в г. Сиэтле (США). Редактор журнала, опубликовавшего результаты работы ученых, подчеркивает, что им впервые удалось четко обозначить связь между агрессией и сексуальным поведением. Сложность проблемы заключалась в том, что ученым со своими грубыми инструментами никак не удавалось подобраться к небольшим функциональным группам клеток, которые отвечают за то и другое.

На помощь пришла оптогенетика, опирающаяся на «внедрение» в избранные нейроны гена ионного белкового канала морских водорослей, отвечающего на свет. Подведение света по тончайшему оптоволокну приводит к активации канала, который начинает проводить в клетку ионы, в результате чего нервные клетки возбуждаются. Следствием всего этого является тот или иной вид поведения.

Выяснилась довольно парадоксальная вещь. Оказалось, что «поля» клеток разных подтипов перекрываются друг c другом. Электроды позволили определить, что нейроны, отвечающие за «конкурирующие» modus operandi, то есть поведение, активируются во время драк между самцами и подавлены при спаривании с самками. Редактор журнала назвал выявленную связь клеточных механизмов латинским словом nexus, от которого произошло, кстати, «нет» в слове «Интернет».

Интересно расположение группы клеток, отвечающих за секс и насилие. Известно, что полушария мозга соединяет между собой мощная «шина» – так называемое мозолистое тело, под которым лежат два таламуса, или зрительных бугра. Естественно, что отдел мозга, лежащий под таламусом, – гипоталамус. Последний знаменит как отдел мозга, управляющий «базовыми», или основными, инстинктами. Гипоталамус – важнейший отдел мозга, отвечающий за нейросекрецию.

Несколько десятилетий назад в участке гипоталамуса, регулирующего секс и насилие, были открыты клетки, синтезирующие так называемые релизеры, или субстанции выброса-релиза гормонов гипофиза. Эта небольшая железка на основании мозга синтезирует не только гормон роста, но также и фолликуло-стимулирующий гормон, отвечающий за образование спермиев, яйцеклеток и соответственно мужских и женских половых гормонов (оказывающихся, как видим, в самом конце сложнейших генно-клеточных цепочек).

Выявить механизмы агрессии, конечно же, большое открытие, однако ученые не остановились на этом. С помощью, как они назвали, «фармакогенетического» сайленсинга (выключения активности генов) им удалось обратимо подавлять агрессивное поведение самцов по отношению друг к другу. В заключение своей статьи они написали, что «выявление потенциального нейронного субстрата конкуренции клеточных популяций позволяет оппонировать социальное поведение». Пока у мышей, добавим мы от себя.

Полиция разных стран знает, что нарастание агрессивно-насильственного поведения у молодежи происходит до 21 года. На этот же период приходится и пик сексуальной активности. Теперь было бы интересно узнать, какие генетические комбинации делают разные нейроны гипоталамуса более «восприимчивыми» к сексуальным или агрессивным стимулам. Может, правы были хиппи, которые в разгар вьетнамской войны призывали стоявших против них солдат – Маke love not war┘