0
14033
Газета Интернет-версия

23.03.2011 00:00:00

Шестое тысячелетие в истории

Семен Козлов

Об авторе: Семен Яковлевич Козлов - кандидат исторических наук, этнолог.

Тэги: бербер, северная африка, народ


бербер, северная африка, народ Самый известный из берберов (во всяком случае, уж точно всем поклонникам футбола) – выдающийся игрок французской сборной Зинедин Зидан.
Фото Reuters

С конца IV тысячелетия до н.э. о них то и дело сообщают древнеегипетские надписи. В I веке до н.э. Юлий Цезарь упоминает их в своих «Записках о гражданской войне». В XIV веке арабский историк Ибн Хальдун посвящает им много страниц в своем сочинении «Китаб аль-Ибар┘» («Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живущих с ними на Земле»). В 1925 году в статье «Европейские цивилизаторы и Марокко» мужественной борьбой с испанскими и французскими колониальными войсками двенадцати берберских племен, создавших свое государство – Республику Риф, восхищается Михаил Фрунзе, советский нарком по военным и морским делам.

На протяжении нескольких тысячелетий ливо-берберы играли очень заметную роль в северной части Африканского континента. Но исторически сложилось так, что их как бы «заслонили» другие народы, которые были их соседями (древние египтяне) или приходили на их земли как завоеватели-колонизаторы: финикийцы, римляне, византийцы, арабы, европейцы. И поэтому о них мало кому и мало что известно. Как говорится, народы, которые «не на слуху».

Южные европеоиды

Берберы (самоназвание – амазиг, амахаг, «человек») – группа народов, издревле живущих в Северной Африке. Название «берберы» (кстати, неизвестное многим из них) – экзоэтноним, то есть наименование народа (или народов), даваемое «со стороны», другими народами; появилось оно в первые века нашей эры у римлян, широко распространилось после арабского завоевания Магриба. Скорее всего этот этноним восходит к греческому barbaroi – «варвары»: так греки (а позднее и римляне) называли народы, говорившие на непонятных им языках и чуждые им по своей культуре. В течение веков термин «прижился» и в Африке, и в Европе, включая и научную литературу.

Языки берберов – одна из ветвей афразийской макросемьи языков. У их предков, древних ливийцев, была своя письменность, генетически связанная с семитскими системами письма. В Сахаре и Ливийской пустыне есть много надписей, выполненных этим письмом. Современная письменность – на основе латиницы, а также арабского алфавита.

В антропологическом отношении берберские этносы принадлежат к индосредиземноморской расе большой европеоидной расы. Южные группы (в частности, туареги) в немалой мере смешаны с соседними негроидными народами. Однако при всех локальных вариантах берберы – типичные южные европеоиды – смуглые, темноглазые, черноволосые.

Берберские народы живут в Марокко (шильх, тамазигхт, рифы, берберы оазисов, другие, всего около 9,5 млн. человек), в Алжире (кабилы, шауйя, туареги и др., всего около 4,3 млн.), в Мали (0,6 млн.), Нигере (0,4 млн.), в Тунисе, Ливии, Мавритании, Чаде, в других странах. Всего их, оценочно, 15–17 млн. человек.

Фараоны из Ливии

Берберские (ливийские) племена наряду с протосемитскими и кушитскими участвовали в этногенезе древнеегипетского народа, который сформировался на берегах Нила к IV тысячелетию до н.э. С рубежа IV–III тысячелетий до н.э. египтяне называют все племена, живущие к западу от их страны, общим именем техену, позднее ребу или лебу (либу). Этот последний этноним греки стали активно использовать для называния народов, живущих «за Египтом» (ливийцы), и их страны (Ливия).

Упоминания о военных походах против ливийцев ради захвата рабов, скота, получения дани довольно часты в истории Древнего Египта. Ливийцы, в свою очередь, то и дело нападали на своего могущественного соседа. В I тысячелетии до н.э. ливийские военачальники на египетской службе неоднократно достигали вершины власти, становясь фараонами (XXII, XXIII, XXVI ливийские династии).

В конце II тысячелетия до н.э. на побережье Северной Африки появились финикийцы. Основанный ими в 825 году до н.э. город Карфаген стал центром сильного государства. В борьбе с Карфагеном сформировались (к IV в. до н.э.) большие союзы ливийских племен – нумидийцев и мавретанцев, которые в следующем столетии трансформировались в ливийские царства Нумидия и Мавретания. Но когда в регионе активизировался общий враг карфагенян и ливийцев – становившаяся все более мощной и агрессивной Римская империя, ливийцы приняли участие в сопротивлении ей. Во время Второй Пунической войны в армии Ганнибала, выдающегося карфагенского полководца, был и ливийский кавалерийский корпус, который после знаменитого перехода через Альпы внес свою достойную лепту в громкие победы над римлянами при Треббии, у Тразименского озера, при Каннах (218, 217, 216 годы до н.э. соответственно).

После падения Карфагена (146 г. до н.э.) земли ливийцев попали под власть Рима, стали его провинциями. Население было обложено данью, многие стали рабами. На рубеже новой эры в римских источниках постепенно исчезают упоминания о ливийцах; все коренное население Северной Африки стали называть маврами, позднее – берберами.

Ливийцы-берберы не мирились с римским владычеством. В IV веке Северную Африку охватило всеобщее восстание ливийских племен и рабов, в котором участвовали сотни тысяч воинов. Одновременно ширилось движение агонистиков (борцов за истинную веру) среди христианизированной части североафриканского населения. Эти восстания и движения окончательно расшатали господство в Африке одряхлевшей Римской империи. Дело завершили вторгшиеся сюда в начале V века племена вандалов. В V веке с властью Рима в Африке было покончено. Новые завоеватели, как и пришедшие им на смену в VI веке византийцы, базируясь преимущественно в прибрежных городах, никак не повлияли на этнический состав и культуру ливо-берберов.

Область мятежа

В VII–VIII веках вся Северная Африка была завоевана арабами и вошла в состав Арабского халифата. Началась арабизация и исламизация местного населения. Арабский язык стал официальным (с 706 года), а ислам – государственной религией. Арабы столкнулись в Магрибе с сильным сопротивлением берберов. В 683 году арабские войска были разбиты берберо-византийскими силами; через два года берберы нанесли пришельцам новое крупное поражение. Лишь в самом конце VII века арабы сломили сопротивление берберских племен, многие вожди которых вынуждены были принять ислам. В VIII веке берберские племенные ополчения вместе с арабами участвовали в завоевании Испании, сыграв в этом процессе едва ли не решающую роль.

В первые века после арабского завоевания Северной Африки этнический состав ее населения изменился очень незначительно: арабов было слишком мало по отношению к коренному населению. В XI веке сюда переселились с Аравийского полуострова крупные арабские племена хиляль и сулейм, что привело к преобладанию арабов в некоторых областях (центральная часть Марокко, южный Алжир). Но и после этого в целом по региону арабы составляли, по оценке историков-демографов, не более 2% от всего населения.

Однако арабы, занимая доминирующие позиции в государстве, частично сохранившись «этнически чистыми», частично «растворившись» в берберском населении, арабизировали значительную его часть, навязав ему свой язык, культуру, религию. Процесс этот был долгий – многовековой.

В 1050–1146 годах в Северной Африке правила берберская династия Альморавидов, которая стояла во главе феодального государства, возникшего в ходе религиозно-политического движения бербероязычных племен Западной Сахары. Под контролем Альморавидов оказалась огромная территория – от Сенегала и верховьев Нигера до Марокко и Западного Алжира. К 1090 году они подчинили себе мусульманскую Испанию.

Альморавиды были свергнуты движением Альмохадов; эта берберская династия правила в Северной Африке до 70-х годов XIII века. В процессе распада государства Альмохадов (в ходе нового восстания берберских племен) возникли три государства, территориально в основном совпадающие с современными Марокко (Маринидское государство), Алжиром (Зайянидское государство) и Тунисом (Хафсидское государство).

Они просуществовали до XVI века, когда большая часть Магриба попала под власть Османской империи. Впрочем, власть турецкого султана была здесь почти номинальной, реальная же была в руках местных правителей – деев, беев и других. При этом значительная часть территории (горные и степные районы кочевого скотоводства) почти всегда оставалась «областью мятежа» (биляд-ас-сиба): жившие здесь берберские племена отказывались платить дань любым внешним правителям, подчиняясь только своим традиционным вождям.


Муаммар Каддафи, многолетний лидер Ливии, родом из арабизированного берберского племени – бедуинов каддафа.
Фото Reuters

Потомки ливо-берберов

К началу XVI века более 80% населения Марокко и не менее половины населения Алжира еще говорили на берберских языках. Но постепенно все больше берберов становились магрибскими арабами. Смена языка, исламизация вели к смене этнокультурной идентичности. Они давно уже говорят по-арабски, одеваются по-арабски, являются правоверными мусульманами, ведут себя как арабы и считают себя – с полным правом – таковыми. Сегодня невозможно отличить арабизированных берберов от потомков пришельцев-арабов. Но исторически и генетически подавляющее большинство населения стран Магриба – это потомки древних ливо-берберов, исконных насельников региона.

Характерно, что в сфере бытовой культуры у магрибских арабов сохраняются многие обычаи и обряды, которые были присущи ливо-берберам в доарабские времена. Ислам в странах Магриба имеет немало отличий от ортодоксального мусульманства средневековой Аравии. Надо сказать и о том, что в арабский язык Магриба вошло много слов и выражений из берберских языков.

И, наверное, самое существенное: значительная часть берберов так и осталась берберами, составляя десятки народов, некоторые из них названы выше.

Современные берберы участвуют во всех сферах жизни в своих странах. Самый известный из них в наши дни (во всяком случае любителям спорта и уж точно всем поклонникам футбола) – выдающийся игрок французской сборной Зинедин Зидан (конечно, если не считать Муаммара Каддафи, многолетнего диктатора Ливии, родом из арабизированного берберского племени – бедуинов каддафа).

Но для большинства берберов вне городов основной сферой приложения их сил и умений остается, как и века назад, сельское хозяйство. Берберы – опытные земледельцы и садоводы. Они культивируют пшеницу, ячмень, кукурузу, виноград, инжир, миндаль, оливки, финики, цитрусовые. В северных областях Магриба они также занимаются животноводством, в основном молочным; в засушливых, глубинных территориях – кочевым и полукочевым скотоводством (овцы, козы, верблюды).

Народ покрывала – туареги

Из берберских этносов наибольший интерес для этнологов представляют, пожалуй, туареги. Их самоназвание «имошаг» означает «свободные» (люди); в нем сохранилось одно из древних племенных названий ливийцев. Туарегами (произносится «туарег») их стали называть с VIII века завоеватели-арабы. Означает это слово «отвергнутые Богом» – за длительное и упорное сопротивление исламизации. Есть несколько объединений туарегских племен. Язык их называется тамашек; как правило, туареги знают и арабский. Важно отметить, что лишь туареги сохраняют древнюю берберскую письменность тифинаг; правда, сфера использования ее очень узкая: небольшие записки, надписи на утвари и т.п.

Исповедуют туареги, как и большинство берберов, ислам суннитского направления, сохраняя при этом немало из традиций доисламского периода.

Во многих публикациях, особенно популярных, туарегов называют «жителями Сахары»; на самом деле это не так. Подавляющее большинство их проживает в полупустынях и саваннах к югу от Сахары, а также в степях Суданского региона (не путать с государством Судан на востоке Африки).

Живут туареги в Нигере (около 1,7 млн. человек), Мали (1,4 млн.), Алжире (более 1 млн.), Буркина-Фасо (быв. Верхняя Вольта, около 0,6 млн.), Ливии (около 0,6 млн.). Всего их насчитывается, по оценкам на 2000-е годы, 5–6 млн. человек. Впрочем, туарегов никто никогда переписать не мог, так что цифры эти весьма приблизительны.

Среди туарегов есть и оседлые земледельцы, и скотоводы, и полукочевники. Туареги Сахары занимаются кочевым скотоводством. В прежние времена они активно участвовали в транссахарской торговле, под их контролем были многие перевалочные торговые пункты. В последние десятилетия прошлого века стал заметным процесс оседания кочевников; тысячи туарегов стали рабочими на нефтепромыслах, других предприятиях.

Общество туарегов издавна делилось на сословия, включавшие как отдельных лиц, так и целые племена. Социальная стратификация совпадала с расовой: на высшей ступени были европеоидные ливо-берберы (воины-аристократы); на следующих – группы и племена эфиопиоидного и негроидного происхождения.

Характерной особенностью туарегского общества было и остается наличие наряду с преобладающими патриархальными отношениями сильных пережитков материнско-родовой организации. Положение женщин у них намного выше, чем у других мусульманских народов. Туарегские женщины не закрывают своего лица. В кочевых племенах женщины входят в советы старейшин, которые руководят всей жизнью группы. Мать племенного вождя (аменокаля) может «наложить вето» на любое решение, если сочтет его противоречащим интересам группы.

Именно женщины – хранители древней письменности тифинаг, передавая ее от матери к дочери; мужчины ее не знают. У туарегов совершенно отсутствует разрешенное исламом многоженство. Дети считаются принадлежащими к роду матери, и вдова вместе с детьми возвращается в свой род.

Хотя брак патрилокален, но первое время молодая семья живет в родовой группе женщины. С этим связан обычай, свойственный лишь туарегам: с 18 лет мужчина должен носить лицевое покрывало; в давние времена это должно было обезопасить от враждебных сил как мужчину, который поселялся в чужой для него родовой группе, так и людей этой группы. Времена изменились, а обычай остался. Более того, он стал основанием для второго самоназвания туарегов – «кель тигельмуст» («народ покрывала»).

Интересна и до сих пор не объяснена еще одна особенность этого народа: в их изобразительном искусстве очень распространен мотив креста. Из-за этого некоторые авторы – с избыточной, вероятно, фантазией – считали их потомками крестоносцев┘

Факторы этнического самосохранения

Почему (как?) выживали в тысячелетиях истории и сохранились до наших дней берберские этносы, бесспорно, одни из самых древних на нашей планете? В немалой мере потому, думается, что века и события по преимуществу лишь «касались» преобладающей массы большинства из них, не проникая в глубинные основы их социально-экономического и этнокультурного бытия. Завоеватели, как правило, колонизировали лишь узкую полосу средиземноморского и атлантического побережья, так что большая часть берберов, при огромности территории бытования, напрямую никогда с ними не контактировала.

Только арабским племенам, чей образ жизни, менталитет и тип хозяйствования был близок коренным жителям Магриба и прилегающих регионов, удалось вовлечь в свою социальную и этнокультурную орбиту большие группы ливо-берберов, арабизировать их, «сделав» их магрибскими арабами (каковыми стали и сами пришельцы – аравийские арабы). Очень важная роль в этом процессе принадлежала религии. Идеология, догматика и культ ислама оказались близки североафриканскому населению.

Но и при арабском доминировании, и в Османской империи, и в условиях европейской колонизации (XIX–ХХ вв.) значительная часть берберов так и осталась берберами. «Своя земля под ногами» (как любят они гордо говорить), скрупулезная передача из поколения в поколение многовековым опытом сформированных и выверенных норм, навыков, устоев, традиций – вот основные факторы этнического самосохранения берберских народов.

Мифологический великан Антей, властитель Ливии, оторванный Гераклом от матери-Земли, был побежден греческим героем. Ливо-берберы, никогда от своей земли не отрывавшиеся, никем за многие, многие века от нее так и не оторванные, устояли.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
788
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
835
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1093
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
787

Другие новости