0
5190
Газета Интернет-версия

24.11.2010 00:00:00

Еврейские мини-группы в индийском этнокосмосе

Семен Козлов

Об авторе: Семен Яковлевич Козлов - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН; Михаил Анатольевич Членов - кандидат исторических наук, декан филологического факультета Государственной классической академии имени Маймонида (Москва).

Тэги: индия, этнос, евреи


индия, этнос, евреи Девушка-невеста с отцом в Мумбаи.

По оценкам на 2010 год, население Индии составляло около 1,177 млн. человек. При этом Индия и самая полиэтничная страна мира. Здесь проживает несколько сотен этносов – от небольших племенных групп до народов, насчитывающих многие десятки и сотни миллионов человек.

Численность индийских евреев достигла своего максимума в конце 1940-х годов (25–30 тыс. человек). Сейчас, в начале XXI века, их 12–15 тыс.

Кочинская обитель

Несколько тысяч (горстка!) евреев в Индии (и в прошлом, и в настоящее время) несоизмеримы с огромным населением этой великой страны. Однако историческим фактом, заслуживающим внимания, является то, что евреи в Индии не только создали несколько самобытных вариантов общееврейской религиозно-культурной модели, но и заявили о себе как о полноправном этносоциальном элементе индийского общества, по крайней мере в штатах Махараштра и Керала.

С юго-западной частью Индии (ныне – штат Керала) связана история одной из еврейских групп – кочинских евреев; до середины XIV века большая часть их проживала в районе Шинкали (ныне Кранганор), в последующие века – в городе Кочин. По преданиям, их предки оказались здесь, в южной части Малабарского побережья, в конце I века. В околонаучной литературе делались попытки связать кочинцев с исчезнувшими десятью коленами Израилевыми или с выходцами из вавилонского пленения.

Более реальны предположения, что евреи отдельными семьями или небольшими группами переселялись в эти места из Ирана, Йемена, других стран Передней Азии. Самые ранние свидетельства их пребывания в названном районе – две медные таблички, хранящиеся в кочинской синагоге Парадеси (Пардеши). В них говорится (на древнетамильском языке) о привилегиях и землях, которые махараджа (правитель региона) даровал Йосефу Раббану (видимо, одному из знатных малабарских евреев).

Текст табличек (на вателутту, древняя южноиндийская письменность) был расшифрован и переведен в XVIII веке кочинско-еврейским общественным деятелем Й.Рахаби. Он датировал эти таблички (в современном летосчислении) 379-м годом. Однако большинство серьезных экспертов относят их к VIII–XI векам. О кочинских евреях писал около 1170 года еврейский путешественник Биньямин из Туделы; упоминает о них и Марко Поло (1293 год).

В 1344 году часть евреев из Шинкали перебралась в Кочин; в последующие века кочинские евреи селились также в соседних городах Эрнакуламе и Паруре. Там же с конца XV века обосновались евреи – беженцы из Испании и Португалии. Позднее, в XVI–XVII веках, в период португальской колонизации Индии, в Кочине появились евреи из других стран Европы и Ближнего Востока. Однако кочинские евреи всегда оставались небольшой группой, численность ее, по оценкам, вряд ли когда-нибудь превышала 2,5 тыс. человек. Разговорным языком у них со времен раннего Средневековья стал близкий тамильскому дравидский язык малаялам.

Черные, белые и коричневые

Под влиянием кастовой системы Индии у кочинских евреев начали формироваться (по-видимому, с XVI века) три эндогамные группы (браки заключались только внутри группы): «черные» (в которую входили потомки ранних переселенцев: внешне они почти не отличались от окружающего населения – малаяли), «белые» (или «парадеси», буквально «чужеземцы» – так называли евреев, селившихся здесь с конца XV века) и «коричневые» – люди из местных племен, принявшие иудаизм (они были на положении работников-слуг в семьях первых двух групп).

В каждой группе были свои культурно-обрядовые особенности, а также ограничения в отношениях с людьми из других групп. У «белых» и «черных» евреев были свои отдельные синагоги; у «коричневых» своя молельня появилась только в 1932 году. Синагога «белых» кочинских евреев (построена в 1568 году; в последующие столетия перестраивалась, реставрировалась, расширялась) получила известность во всей Индии и за ее пределами.

Последняя треть XVII века и почти весь XVIII век – период голландской колонизации Южной Индии – время процветания кочинской общины. Среди кочинцев появились банкиры, крупные купцы, дипломаты. В 1686 году здесь побывала делегация еврейской общины Амстердама, которая привезла в дар своим единоверцам молитвенники, книги религиозного и философского содержания. Глава делегации Перейра де Пайва сделал обстоятельное описание истории и обычаев евреев-кочинцев.

С 1795 года Южная Индия оказалась под властью Великобритании. В XIX–XX веках о кочинских евреях писали разные авторы, в том числе лидер «белых» евреев Ш.Ш.Кодер (1869–1941). Из их среды вышли даровитые создатели литургической поэзии, исторических хроник, оригинального молитвенника. Уроженец Кочина основал (в 1841 году в Калькутте) первую в Индии еврейскую типографию.

В 1968 году у евреев Кочина был большой праздник – 400-летие синагоги «Пардеши». В торжествах приняла участие премьер-министр Индии Индира Ганди. В честь юбилея была выпущена индийская почтовая марка. Синагога «Пардеши» до сих пор относится к числу основных достопримечательностей региона.

Однако к этому времени в Кочине оставалось менее ста евреев. В конце 1940-х – первой половине 1950-х годов большая часть кочинских евреев совершила алию на историческую родину. Первыми уехали «черные» евреи (малабари), затем «парадеси». В начале XXI века в Индии осталось несколько десятков кочинцев. В Израиле сейчас около 4 тыс. кочинцев. Старшее поколение еще пользуется языком малаялам и хинди; почти все владеют английским и ивритом. Отметим, что и в Израиле эти две группы не сливаются в одну, а сосуществуют раздельно: таково наследие многовековых кастовых взаимоотношений. То же относится и к горстке евреев, еще живущих в Кочине.


Сара Коэн – одна из последних 15 «белых» евреев (на снимке - вместе с Михаилом Членовым).

Семь мужчин и семь женщин

Бене-исраэль, другая еврейская группа в Индии, значительно крупнее по численности, чем кочинские евреи. Об их происхождении и о времени поселения в Индии имеются только легенды. По одной из них, они – потомки евреев, которые бежали с исторической родины то ли во II веке до н.э., то ли в I веке н.э.; по другой – их предки попали в Индию около 1700 лет назад (из Йемена или Южной Аравии).

В этих преданиях говорится о кораблекрушении недалеко от Бомбея и о чудесном спасении семи мужчин и семи женщин, которые добрались до берега в районе Конкана (30 км южнее Бомбея); там они и поселились. Впервые о них – как об особой касте иудеев – сообщается в 1738 году, в сочинении датского христианского миссионера Й.Сарториуса. Разговорным языком их к этому времени давно уже стал маратхи. В XIX веке многие, а в ХХ почти все бене-исраэль усвоили английский язык. Кроме того, практически все индийские евреи владеют хинди.

Несмотря на полный отрыв в течение многих веков от остального еврейского мира (о существовании в Индии других еврейских групп бене-исраэль узнали, видимо, лишь столкнувшись в середине XVIII века с кочинскими евреями), члены этой общины, хотя и не знали Торы, отмечали главные иудейские праздники, почитали субботу, соблюдали посты, совершали обряд обрезания, помнили и передавали из поколения в поколение основные молитвы. Называя себя «бене-исраэль» («сыновья Израиля»), они подчеркивали свою принадлежность к еврейскому народу.

С конца XVIII века бене-исраэль переселились в соседний Бомбей, где познакомились с представителями других еврейских групп – ближневосточных и европейских. Это значительно усилило их еврейское самосознание: они ощутили, осознали себя не маленьким изолятом, а частью большого и разнообразного еврейского мира. Бене-исраэль в условиях большого города начали получать светское образование; многие из них служили в британских туземных частях, административных структурах, талантливо проявили себя в разных сферах искусства, в «свободных» профессиях, в бизнесе. А.Эрулкар был одним из лечащих врачей Махатмы Ганди; д-р Э.Мозес в 1937–1938 годах был мэром Бомбея.

В 1930-х годах посланцами Еврейского агентства были созданы школы и курсы, где бене-исраэль (в основном молодежь) получали еврейское образование, что стало важным подготовительным этапом к их алие на историческую родину. После образования Государства Израиль тысячи бене-исраэль переселились туда (из 24 тыс. человек, которые составляли общину в 1947 году, до 1969 года репатриировались более 12 тыс.). Этому способствовало и решение Верховного раввината Израиля о том, что «бене-исраэль в Индии, несомненно, принадлежат к потомству Израиля».

Селились они в разных районах страны компактными группами, стараясь сохранить многовековые общинные связи, проявляя солидарность и взаимовыручку в непростом процессе религиозной, культурной и экономической инкорпорации в новое для них общество. Молодежь абсорбировалась довольно быстро; для старших поколений этот процесс был, естественно, более сложным, но, в общем, вся община бене-исраэль к концу ХХ века стала интегральной частью израильского социума. Все они говорят на иврите, язык маратхи постепенно выходит из употребления. В первом десятилетии XXI века в Израиле проживало около 50 тыс. бене-исраэль; в Индии их около 6 тыс. – в Мумбаи (бывший Бомбей), а также в других регионах.

Багдади в Индии

Для еврейских общин в арабских странах Индия (в основном, конечно, ее западное побережье) издавна не была terra incognita. Купцы-евреи часто посещали индийские порты Сурат, Бомбей и другие. В XIX веке многие из них стали переносить свои деловые предприятия в Индию – и в западные ее города, и в Калькутту на востоке полуострова. Оттуда они продвигались в Юго-Восточную и Восточную Азию.

Настоящий расцвет багдади в Индии и формирование их в качестве особой этнокультурной, этносоциальной группы начинаются с поселения в Бомбее в 1820–1830-х годах нескольких крупных предпринимателей, среди которых особую роль суждено было сыграть Давиду Сассуну (1792–1864) – выходцу из влиятельной и богатой семьи багдадских евреев. Он обосновался в Бомбее с 1833 года и вскоре возглавил тамошнюю общину переселенцев из Ирака.

Давид Сассун организовал ряд торговых фирм с отделениями в крупных городах Индии, Китая, Японии, банки, страховые общества, различные промышленные предприятия. В Бомбее на его деньги была построена синагога «Маген-Давид», в городе Пуна (южнее Бомбея) – синагога «Охел Давид»; он финансировал издание газеты на еврейско-арабском языке, основал ряд школ, библиотек, больниц, сиротских домов, благотворительных обществ, помогал ученым и литераторам.

В середине XIX века евреи – выходцы из Йемена организовали в Бомбее типографию (на иврите). В начале ХХ века в Бомбее осело немало выходцев не только из названных стран, но также из Ирана, Афганистана, Средней Азии.

Второе место по значению заняла еврейская община в Калькутте, основанная в 1830-х годах переселенцами из Западной Индии. Она быстро прогрессировала благодаря притоку евреев-предпринимателей из Багдада, Йемена, а также Кочина, активно включившихся в деловую жизнь Бенгалии и соседних регионов.

Уже к началу прошлого века багдади стали обособляться от своих иракских соплеменников. Они перешли (почти все и почти полностью) на английский язык, их бытовая культура представляла собой смесь английских, ближневосточных и местных индийских элементов.

Что касается отношений багдади с бене-исраэль, то они претерпели значительную эволюцию. Первоначально багдади не признавали их «настоящими евреями», не вступали с ними в брак, не питались вместе, хотя на первых порах вынуждены были молиться в их синагогах. После возведения Сассуном синагоги, предназначенной для багдади, произошла их конфессиональная сегрегация. Только во второй половине ХХ века, уже в независимой Индии, немногочисленные мумбайские багдади и бене-исраэль интегрировались в относительно единую иудейскую общину. В конце 1940-х годов большинство багдади покинули Индию, переехав в Англию, США, Израиль, а также в Бирму, Индонезию, Сингапур, Гонконг.

В Индии сейчас проживает немногим более тысячи багдади. Больше всего евреев (разных групп) – в Мумбаи (Бомбее). Здесь есть еврейские школы, различные общественные организации (включая благотворительные), функционируют крупные синагоги. Закономерно, что именно в Мумбаи в 2008 году был образован Еврейский конгресс Индии – первая всеиндийская еврейская организация, одной из главных задач которой является объединение, консолидация различных еврейских групп, проживающих в стране. В 2002 году индийская еврейская община присоединилась к Евроазиатскому еврейскому конгрессу (ЕАЕК), главными региональными центрами которого являются Москва, Киев и Астана.


Группа еврейских женщин в синагоге в Мумбаи.
Фото Михаила Членова

Неоиудаизм

Из английских евреев вышло немало деятелей – управленцев высокого ранга, которые сыграли видную роль в модернизации государственного аппарата и управления Индией в последние десятилетия британского владычества на южном субконтиненте. Это, к примеру, Р.Д.Айзекс (маркиз Рединг), в 1921–1926 годах вице-король и генерал-губернатор Индии; сэр Л.Абрахамс, в начале ХХ века секретарь по финансовым делам Индии, осуществивший реорганизацию и упорядочение денежной системы страны.

В Индии сохраняется благодарная память о российском еврее, выдающемся бактериологе Владимире Хавкине, который доказал инфекционную природу холеры и в 1893–1895 годах провел вакцинацию населения разработанной им противохолерной вакциной, а затем и противочумной. Созданная им противочумная лаборатория в Бомбее была преобразована в 1925 году в специализированный институт, названный именем Хавкина еще при его жизни.

После Второй мировой войны о своем еврействе заявили несколько тысяч человек в штатах Мизорам и Манипур (на северо-востоке Индии), называющие себя бней-менаше. Этнически они относятся к этнолингвистической группе куки-чин (языки которой включаются в тибето-бирманскую группу сино-тибетской языковой семьи). Племена этой группы проживают в пограничье Индии, Мьянмы (Бирма) и Бангладеш, их около 4 млн. человек. Часть из них, называющие себя мизо, рассеяны в горной местности между реками Чиндвин в Бирме и Брахмапутрой в Индии.

В конце XIX – начале ХХ века христианские миссионеры обратили их в протестантизм разных направлений. Христианство, привнесенное в племенное общество, иногда порождает так называемые милленаристские или ревивалистские движения. В них наряду с мистическим ожиданием «тысячелетнего царства справедливости и счастья» (откуда название «милленаристский культ») проявляется также и стремление к возрождению «золотого века», обычно связанного с ушедшими в прошлое социальными отношениями. Одним из самых экзотических движений среди мизо оказался неоиудаизм.

Первые его проявления были отмечены уже в 1920-х годах, но реально оно стало заметным в середине прошлого века. Появились проповедники, говорившие о происхождении мизо от праотца Менаше, сына библейского Иосифа. Основанием послужило фонетическое сходство между именем Менаше, в английском произношении Менасе, и именем одного из культурных героев мизо. В 1960-е годы сформировавшаяся иудейская община мизо начинает устанавливать контакты с Израилем и с общиной бене-исраэль. В начале 1980-х несколько молодых мужчин-мизо приехали в Иерусалим учиться в иешиву. В 1989 году первые 25 бней-менаше совершили алию, в 1990-е годы переселились новые группы. Алия бней-менаше продолжается.

В последние годы появилась информация о существовании еще одной, очень малочисленной группы иудействующих среди телугуязычного населения штата Андхра-Прадеш, которая именует себя бней-эфраим.

Сами по себе

Нам неизвестно точно, когда первые еврейские общины появились в Индии. Название страны имеется еще в библейском тексте (в «Книге Эсфирь» упомянута страна Ходду – одно из древних наименований Индии). В Талмуде и мидрашах (раввинистические толкования Библии) нередки упоминания Индии, позволяющие предполагать наличие торговых связей между евреями разных регионов Ближнего Востока и южным субконтинентом и до нашей эры, и в последующие века. В иврите есть несколько заимствований из индийских языков (названия разных пряностей и экзотических животных). Наиболее реально предположить, что первые поселения евреев в Индии связаны именно с их участием в международной торговле.

Важно отметить, что в Индии евреи впервые в Средние века оказались вне христианского и мусульманского окружения. Преобладающей религией в стране был индуизм. Механизм каст пронизывал и регулировал всю социальную жизнь населения; одна из существенных черт кастовой системы – полноправное включение разнообразных пришлых групп, обладавших религиозной спецификой. Иностранцы образовывали свои собственные касты, статус которых вовсе не обязательно был дискриминационным (пример этого – ситуация с рассмотренными выше группами бене-исраэль, кочинцев, багдади).

Судьба и вся жизнь еврейских групп в Индии – убедительная демонстрация такой важнейшей черты многовекового бытия еврейского народа в диаспоре, как поразительная способность к историческому выживанию, включая сохранение своей этнокультурной, этноконфессиональной идентичности (практически в любом окружении, в любых условиях и обстоятельствах). Этой констатацией нам и хочется завершить данный очерк.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
882
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1187
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
928
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
763

Другие новости