0
2704
Газета Интернет-версия

27.01.2010 00:00:00

ТВ.Net – и проблем нет!

Тэги: телевизор, интернет, сеть, тв


телевизор, интернет, сеть, тв Телевидение предстает в социальной мифологии как некий волшебник-монстр.
Фото Reuters

Новость не столько научная, сколько социально-технологическая: британская медийная корпорация BBC получила разрешение на внедрение технологий, которые позволят выходить в Интернет через телевизор. Программа, получившая название Project Canvas («Проект «Холст»), может быть запущена уже в 2010 году. Как сообщает интернет-ресурс openspace.ru, в проекте участвуют еще несколько телевизионных каналов.

Поначалу абоненты Project Canvas получат доступ к несколько «кривому» Интернету – к их услугам будут только несколько интернет-ресурсов вроде Facebook, YouTube и Flickr, а также платный iPlayer. Да и для этого необходимо будет подключить к «голубому другу» приставку стоимостью примерно 200 фунтов. Но нас сейчас интересует не другое – может быть, «Проект «Холст» символизирует начало конца эры классического телевидения?

И то: по прогнозам аналитиков, 20% плоскоэкранных телевизоров, которые продадут в Европе в 2010 году, будут иметь встроенную опцию доступа в Интернет. Между прочим, в 2009 году во всем мире было продано 205 млн. телевизионных приемников на общую сумму 101 млрд. долл. В наступившем году общие поставки телевизоров вырастут до 218 млн. устройств: из них 171 млн. – телевизоры с жидкокристаллическим экраном. (Исследование компании DisplaySearch.)

То есть «миграция» телевизоров в Сеть приобретает характер массового бегства! Такие привычные, одомашненные ящики вслед за мобильными телефонами мигрируют во Всемирную паутину. Дело в том, что к 2013 году к Интернету подключится до миллиарда мобильных устройств. В 2009 году в Интернет выходили 450 млн. мобильных пользователей. Всего в Сети в прошлом году побывали 1,6 млрд. человек, было подключено свыше 1,6 млрд. стационарных и мобильных устройств – в том числе компьютеров и игровых консолей. К 2013 году этот показатель вырастет до 2,2 млрд. пользователей, которые будут выходить в Интернет с 2,7 млрд. устройств. (Прогноз аналитической компании IDC.)

В общем, все – в Сеть! Мозги – прочь от ТВ!

А ведь каких-то 20 лет назад поэт, нобелевский лауреат Иосиф Бродский в интервью «НГ» заметил: «Посмотрите: что превращает Америку в нацию? Телевидение┘» (см. «НГ» 23.07.91). Нобелевскому лауреату вторит нынешний руководитель телеканала «Культура» Сергей Шумаков: «Телевидение – это клей, с помощью которого соединяется огромное количество людей┘»

Телевидение действительно предстает в общественной мифологии как некий волшебник-монстр, задача которого – заставить нас взирать и подчиняться транслируемым эмоциональным образам. Но, как видим, миф этот уже со всех сторон сильно обгрызен крысами «электротехнического зла» (Бродский). Признаки упадка телевизионной коммуникации – повсюду┘

Специалисты американской издательско-аналитической группы IDG составили список из 10 технологий, которые навсегда покинут наш мир в ближайшей перспективе. Шестую позицию в этом прогнозе-мартирологе заняли пульты дистанционного управления (ДУ) для домашних систем. Дело в том, что почти каждый элемент домашней медиасистемы идет с собственным пультом ДУ. Пришло время заменить эти пульты программами для мобильников. Мобильники – отличные пульты: у них лучше пользовательский интерфейс, перезаряжаемые аккумуляторы и они не так легко теряются. Телефонные программы легче программировать и апгрейдить. Уже выпущено несколько программ для iPhone и других устройств, которые контролируют цифровые видеомагнитофоны.

«Производителям телевизоров нужно улучшить функциональность контрольного меню на телевизорах и присоединиться к революции смартфонов, создать простые программы для дистанционного управления, причем универсальные программы, чтобы всеми устройствами можно было управлять из одной программы», – настаивают эксперты IDG.

Но дело не только в стремительной эволюции электронных гаджетов. Меняется (деградирует) сама психология телевизионного смотрения. Важный симптом – «износ» телевизионной рекламы. Об этом недавно вынужден был заявить даже такой монстр, как Microsoft: печатная реклама более чем в два раза эффективнее телевизионной. Исследование проводилось специализированным подразделением Microsoft Advertising в Великобритании на основе данных крупнейших ритейлеров. Каждый фунт, вложенный в печатную рекламу, увеличивает выручку на 5 фунтов. В телевизионной рекламе фунт приносит только 2,15 фунта выручки. «По результатам исследования Microsoft, – пишет Lenta.ru, – посоветовал крупнейшим рекламодателям на 10% увеличить вложения в печатную и онлайн-рекламу и на столько же снизить расходы на ТВ».


Что это – телевизор или терминал для выхода в Сеть? С ходу уже не поймешь.
Фото Reuters

Это уже серьезно. Но отнюдь не неожиданно┘

Культовая фигура 60-х и 70-х годов прошлого века – американский психолог Тимоти Лири, известный своими радикальными теориями и экспериментами с измененным сознанием, как будто специально заготовил свое объяснение этому феномену. Рассуждая о влиянии на человеческое сознание появившейся в 1970-х годах первой игровой телевизионной приставки «Понг», он замечает: «Понг» был первой детской игрой, позволявшей двигать предметы по экрану телевизора. Движок в «Понге» – это почти что настоящий курсор, так что персональный компьютер можно смело считать прямым наследником этой игры. Появление феномена «Нинтендо» было не менее важным событием, чем изобретение Гутенбергом печатного станка. Это было новое поколение детей, которые выросли, зная, что можно влиять на происходящее на экране. Мамаша с папашей, дети бэби-бума, торчат на втором этаже в гостиной и пассивно смотрят новости или прайм-таймовые программы – точно так же, как в детстве они пассивно смотрели диснеевские мультики. А этажом ниже, в детской, их дети активно изменяют картинку на экране. «Чем они там занимаются?» – «Они уткнулись в свое долбаное «Нинтендо»! Вместо того чтобы сидеть тут и смотреть образовательные телепрограммы!». Да не может быть никаких «образовательных телепрограмм»! Это сущий оксюморон. Способность изменять картинку на экране – вот подлинное могущество!» (курсив мой. – А.М.).

Впрочем, о смерти ТВ говорить еще преждевременно. «Вряд ли традиционные медиа пострадают от Интернета, – считает профессор Государственного университета – Высшая школа экономики, заведующий кафедрой «Прагматика культуры» Александр Долгин. – Телевидение как высокоинформативный канал вряд ли постигнет судьба радио – стать фоном. Интернет – это мода, но она никак не угрожает визуальности».

Для России, по крайней мере пока, этот вывод абсолютно справедлив. Российская Федерация остается страной «телевизионного смотрения». Так, опрос, проведенный фондом «Общественное мнение» («СМИ: предпочитаемые каналы информации», опрос проводился в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России; интервью по месту жительства 28–29 июля 2007 года 1500 респондентов; статистическая погрешность не превышает 3,6%), показал, что основным каналом получения информации о событиях в нашей стране, безусловно, остается центральное телевидение – его отметили в этом качестве 90%. Интернет по степени использования пока второстепенный информационный канал: его упомянули лишь 9% опрошенных. Однако в Москве этот показатель составляет уже 36%.

Судя по всему, лед тронулся. Телевидение если и не исчезает, то явно дрейфует в сторону ТВ.Net. Почти треть – 26% – пользователей сети Интернет трех возрастных групп из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России предпочитают использовать «голубого друга» в качестве... фона. (Исследование «Основные тенденции и изменения предпочтений по использованию средств информации в России», проведенное корпорацией IBM совместно с российским холдингом «Ромир» в 2007 году.)

Появление именно этого вполне уже оформившегося социального кластера вселяет неожиданный исторический оптимизм – документально развенчан миф о всесилии телевизионной коммуникации в деле промывания мозгов у широких народных масс. Профессор Сергей Капица как-то нашел такой образ: «Атомная бомба взрывается в течение микросекунды и выделяет большое количество энергии; работающее непрерывно телевидение выделяет почти столько же энергии, эффективно действующей на ваши мозги». Но, кажется, монстр массовой пропаганды – классическое телевизионное вещание – на самом деле оказался колоссом на глиняных ногах.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
946
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1104
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1544
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1245

Другие новости