Газета Интернет-версия

25.03.2009 00:00:00

Глиняный Олимп

Тэги: марс, вода, олимп

марс, вода, олимп По краям величайшей горы Солнечной системы – марсианского Олимпа – есть крутые склоны высотой до 7 км, и объяснения этим склонам до сих пор нет.
Источник: library.thinkquest.org

Свежие новости о воде на Марсе: она там вроде бы есть даже и сейчас, причем в жидком виде.

Пытаясь разобраться, каким образом на Марсе могла вырасти гора Олимп (Olimpus Mons), которая в три раза выше Эвереста, американские исследователи из Института Луны и планет при Университете Райса пришли к неожиданному даже для самих себя выводу. Оказывается, под этой горой могут существовать карманы, заполненные жидкой водой, и в этой воде может водиться своя, особая марсианская жизнь.

Марсианский Олимп действительно уникален. При высоте вершины в 27 км над средним уровнем поверхности планеты его основание имеет в поперечнике около 600 км. Чтобы подняться на вершину Олимпа, вам не понадобится никакого альпинистского снаряжения, но вам придется очень долго идти вверх по уклону в 5 градусов, которого вы, возможно, даже и не заметите. Но по краям Олимпа есть крутые склоны высотой до 7 км, и объяснения этим склонам до сих пор нет.

Пытаясь прояснить историю возникновения Олимпа, ученые воспользовались методом компьютерного моделирования, известным как моделирование динамики частиц. Результат: свою асимметричную форму древний марсианский вулкан мог получить только в том случае, если в его формировании принимали участие (а возможно, принимают и сейчас) такие осадочные породы, как глина, сильно насыщенная водой.

Марсианская глина – не новость, ее наличие глубоко под поверхностью еще раньше обнаружил американский марсоход «Феникс». Ученые пошли дальше и заявляют, что в порах под основанием Олимпа должна быть вода в жидком виде. По их мнению, такие резервуары, прогреваемые за счет тепла магмы и защищенные горой от вредных внешних воздействий, могут оказаться средой, благоприятной для возникновения и развития теплолюбивых форм жизни, подобных тем, что недавно были обнаружены на глубоководных гидротермальных полях Атлантики.

К открытию подгорной воды на Марсе ученые отнеслись по-разному. Так, Жанна Родионова, старший научный сотрудник отдела Луны и планет в Государственном астрономическом институте им. Штернберга, МГУ, занимающаяся, в частности, изучением марсианских вулканов, считает, что к выводам ее американских коллег следует отнестись с осторожностью.

«Ничего необычного в форме Олимпа нет, – заявила она в беседе с корреспондентом «НГ». – Рядом с ним находятся еще три вулкана с очень похожей формой. К тому же Олимп – это самая высокая гора Солнечной системы. Я просто не представляю себе, чтобы такая огромная масса могла покоиться на таком непрочном фундаменте, как глина».