Газета Интернет-версия

14.01.2009 00:00:00

Генетический детектив

Игорь Лалаянц

Об авторе: Игорь Лалаянц - кандидат биологических наук

Тэги: геном, мамонт, расшифровка, днк

геном, мамонт, расшифровка, днк Неандертальца можно будет клонировать с помощью суррогатной матери в "лице" самки шимпанзе.
Художник Фрэнк Фразетта. "Неандертальцы"

Казалось бы, мы еще не «переварили» как следует результаты расшифровки генома человека, завершившейся чуть более пяти лет назад, как грядет вполне возможное оживление мамонтов и неандертальцев. Человек разумный неандертальский (homo sapiens neanderthalensis) и живший с ним примерно в одно и то же время родственник слонов – мамонт могут быть клонированы с помощью реконструктивной геномики, представляющей собой восстановление того или иного генома в полном объеме.

Деньги, истраченные на воплощение проекта «Геном человека», позволили в итоге создать совершенно новую индустрию расшифровки геномов самого разного уровня. Начали читать геномы отдельных людей. Сначала был опубликован геном Крейга Вентера, активно участвовавшего в осуществлении проекта «Геном человека», а затем – в начале 2008 года – Джеймса Уотсона, 55 лет назад открывшего вместе с Френсисом Криком двойную спираль молекулы ДНК – вещества наследственности. В конце того же года были опубликованы геномы женщины, погибшей от острой миелоидной лейкемии (АМL), представителя племени йоруба, живущего в нигерийском Ибадане, и китайца народности хань.

Эти биотехнологические достижения позволяют поговорить и о вещах отвлеченно теоретического характера, имеющих отношение к эволюции. Считается, что более 90% видов, когда-либо обитавших на Земле, вымерли. В качестве примера можно привести три из них – неандертальцы, пещерные медведи и мамонты. Первые вымерли сами или были в прямом смысле этого слова съедены кроманьонцами – о чем много спорят ученые. О том, что наши предки перебили медведей и свели на нет популяцию мамонтов, не спорит, кажется, никто.

Ученые уже относительно давно научились добывать микрограммы «палео»-ДНК из найденных при археологических и палеонтологических раскопках костей. Основной протеин рогового вещества – кератин, названный так от греческого слова «керас» – рог и похожий на него цветом┘ воск. Отсюда кератит – воспаление роговицы глаза; керосин, очищавшийся с помощью воска; цера – восковая табличка, одну из которых нашли не так давно в Новгороде, – и Церера – римская богиня земледелия и плодородия, которая держала в руках рог изобилия «Корнукопия» (Соrnucopia).

Еще в 1994 году Николай Верещагин из Зоологического института РАН в Санкт-Петербурге совместно с его немецким коллегой Сванте Паабо сообщили о выделении ДНК из костей мамонта. Не так давно сообщалось о прочтении первого миллиона букв генома неандертальца. На подходе – полный геном неандертальца, слепленный-реконструированный «из того, что было» в костях разных особей, найденных, в частности, и в нашей пещере Майская в Краснодарском крае. Сравнение уже опубликованных геномов человека, шимпанзе и неандертальца позволит наконец-то сказать, какие гены делают нас человеком.

Однако ДНК из костей часто бывает «загрязнена» микробной ДНК, что затрудняет прочтение древних геномов. Совсем иное дело волосы и шкуры вымерших животных, хранящиеся в десятках, если не сотнях музеев естественной истории по всему миру. У нас в стране есть, например, и уникальный мамонтенок Дима, извлеченный из вечной мерзлоты.

Кератин является прекрасным консервантом для ДНК, препятствуя тем самым ее загрязнению генетическим материалом микроорганизмов. Вот почему ученые с надеждой смотрят в ближайшее будущее, надеясь вскоре с помощью методов «реверсивной» геномики, обращенной вспять времен, получить в свое распоряжение геном мамонта! По крайней мере журнал Nature сообщил 20 ноября 2008 года (№ 7220) о прочтении его большого фрагмента, осуществленном учеными Пенсильванского университета в Филадельфии. Среди авторов статьи мы видим имена наших ученых – Шера и Тихонова из Зоологического института РАН (Санкт-Петербург).

Полный «текст» генома обойдется примерно в два миллиона долларов, и еще раз в пять больше понадобится на клонирование вымершего родственника африканского слона. Также прошлой осенью журнал Science (№ 5902) сообщил о начале работы по расшифровке генома пещерного медведя.

Неандертальца можно будет клонировать с помощью суррогатной матери в «лице» самки шимпанзе, полагают энтузиасты реконструктивной криптозоологии. После этого на повестку дня во весь рост станет вопрос о поиске снежного человека!

Созданная индустрия и технологические ноу-хау позволили, например, подступиться к решению вопросов исторической миграции народов. Уже ранние работы, в которых принял участие российский ученый Лев Животовский из Института общей генетики им. Вавилова, показали, что русские находятся в генетическом родстве с┘ басками (Science 2002 N 5602 p. 2381). Вполне понятно теперь, почему русскому сердцу так близок Д’Артаньян, уроженец французской Гаскони (так во Франции произносят название Страны басков).

За Пиренеями, показали сотрудники барселонского Университета им. Фабра, 11% населения Иберийского полуострова имеют гены мавров, некогда владевших всей Испанией (вспомните того же Отелло), а 20% – пришедших с маврами иудеев-сефардов («Сефард» на иврите как раз и означает Испания). Результаты анализа опубликовал «Американский журнал генетики человека».

Все это вселяет надежду и на разрешение давнишнего спора, которому вот уже два с половиной века. Он касается реальности-виртуальности пришествия варягов на Русь. Сегодня «разрешающей способности» генетического анализа не хватает для решения проблемы. Вот почему нужно получить как можно больше геномов – не менее тысячи, – чтобы вынести окончательный «приговор» Истории.

Кстати, в упомянутой выше статье, одним из авторов которой был Животовский, говорилось, что генетическое сходство русских с европейцами возможно отражает «вклад викингов».