Газета Интернет-версия

12.11.2008 00:00:00

Какова вероятность гибели мира

Владимир Черный

Об авторе: Владимир Черный - доктор физико-математических наук.

Тэги: коллайдер, запуск, черные дыры

В конце октября в Европейском центре ядерных исследований (CERN) в Женеве прошла церемония официального открытия Большого адронного коллайдера (LHC, Large Hadron Collider). Церемония открытия прошла, несмотря на поломку самого коллайдера. Работа LHC была остановлена 19 сентября 2008 года. Около 100 из 9300 магнитов перегрелись и вышли из сверхпроводящего состояния. В результате аварии в туннель ускорителя вылилось около шести тонн гелия. Как сообщается в официальном пресс-релизе CERN, ремонт коллайдера займет несколько месяцев. Протоны вновь начнут циркулировать по кольцу этого самого большого в мире ускорителя элементарных частиц не раньше весны 2009 года. Надеемся, что возникшие технические проблемы будут успешно преодолены. Ученые ждут этого момента с нетерпением, еще бы – встречные пучки протонов будут двигаться до лобового столкновения со скоростью около 0,99999998 от скорости света. Число столкновений будет постепенно увеличиваться, приближаясь к миллиардам событий в секунду.

Можно понять радость ученых и участников крупнейшего научного земного эксперимента в истории человечества (кстати, стоимость проекта создания ускорителя LHC – 8 млрд. долл.). Однако у некоторых людей томление в ожидании старта LHC выливается в страх вокруг истории о страшной «черной дыре», которая возникнет в месте столкновения частиц и, быстро разрастаясь, через некоторое время поглотит не только женевский аэропорт и Юрские горы, но и всю нашу планету. Два жителя Гонолулу, США, в опасении последствий эксперимента даже подали в Международный суд на организаторов исследований.

Принципиальная возможность такого события появляется тогда, когда энергия гравитационного притяжения сталкивающихся частиц – протонов становится равной или больше энергии их электрического расталкивания. Поэтому можно легко вычислить энергию, при которой может наступить гравитационный коллапс, то есть начнет развиваться «черная дыра». Из соотношения следует, что эта энергия сталкивающихся протонов равна Е = 1027 эВ (электронвольт).

Известно, что энергия частиц в космических лучах достигает 1021 эВ. На ускорителе в ЦЕРНе ожидается достичь энергии сталкивающихся частиц около 7x1015 эВ. Сравнивая полученные оценки, можно увидеть, что ожидаемая в ЦЕРНе энергия столкновения протонов на 11 порядков, то есть в 100 млрд. раз, меньше энергии, необходимой для достижения гравитационного коллапса – образования «черной дыры». Следовательно, появление «черных дыр» в данном ускорителе невозможно и боятся нечего. Земля и Вселенная скорее всего выстоят.

Вероятность гибели человечества в результате удара астероида о Землю, вспышки сверхновой по соседству с нашей солнечной системой или просто в войнах между государствами за господство над минеральным сырьем на нашей планете наверняка существенно больше, чем шансы уничтожить Вселенную при запуске Большого адронного коллайдера. Но если не развивать науку, в том числе и такими проектами, как Большой адронный коллайдер (LHC), то человечество ни об одной из этих опасностей никогда бы и не узнало.