0
3162
Газета Интернет-версия

10.09.2008 00:00:00

Люди и обезьяны

Игорь Лалаянц

Об авторе: Игорь Эруандович Лалаянц - кандидат биологических наук, сотрудник Института нейрохирургии, автор книги "Тайны генетики".

Тэги: люди, звери, гибрид


люди, звери, гибрид "Апофеоз эволюционного мышления".
Рисунок Габриэлля фон Макса и Э.Геллеля, 1905. Из книги: Юнкер Томас, Хоссфельд Уве,"Открытие эволюции: Революционная теория и ее история", СПб., 2007

Недавний выход на экраны фильма Роберта Замекиса «Беовульф», основанного на древнеанглийском эпосе, рассказывает о герое, который «наполовину волк, наполовину медведь». Он убивает оборотня Гренделя, человека-гоблина, мать которого сродни греческой Ехидне. Анджелина Джоли исполняет роль дьяволицы, ноги которой заканчиваются копытами. Через полвека Беовульф, уже став королем, убивает огнедышащего дракона, который изредка превращается в человека┘

Эликсир Броун-Секара

Люди издревле мечтали быть похожими на могучих зверей. В новое время вспышку интереса к гибридам человека и животных, по всей видимости, породили достаточно уникальные для конца ХIХ века опыты известного французского врача-невропатолога Шарля Броун-Секара (1817–1894), увлекшегося новомодными тогда железами внутренней секреции (тестикулами), или попросту эндокринными. Парижский бомонд был взбудоражен его докладом, сделанным 1 июля 1889 года в Биологическом обществе. (Тестикулы – это семенники самцов, в которых вырабатывается сперма.) Вскоре доклад, носивший название «Действие подкожных инъекций тестикулярной жидкости собак и морских свинок», был опубликован в «Трудах» общества.

Почтенный профессор хвалился перед коллегами, что после уколов стал легко подниматься по лестнице чуть ли не на седьмой этаж, да к тому же не знает проблем с молодой женой (кстати, третьей по счету), чем вызвал гул одобрения аудитории.

У француза были последователи, среди которых можно назвать имя русского врача Сергея Воронова. Он рекламировал в 1924 году в Париже так называемую опотерапию водными экстрактами эндокринных и половых желез животных. В отличие от многих своих соотечественников Воронов не был белоэмигрантом. Он попал во французскую столицу в 18-летнем возрасте, где окончил Сорбонну.

Французских врачей еще со Средних веков охотно приглашали к различным дворам. Воронов попал ко двору правителя Египта, став лейб-медиком. Интересно, что французов почему-то пускали в восточные гаремы, достаточно вспомнить картины с натуры, написанные кистью Энгра и Шоссерио. Пускали к одалискам и Воронова, обратившего внимание на гаремных евнухов, кастрировавшихся в детском возрасте задолго до пубертатного возраста. Наш соотечественник считал, что ранняя кастрация влияет даже на мозг: они плохо запоминали суры Корана, часто имели излишний вес и вообще страдали от того, что сегодня называют прогерией, то есть преждевременной старостью. Воронову часто приходилось сталкиваться у молодых евнухов с катарактой, то есть помутнением хрусталика глаза, что вообще-то характерно больше для стариков.

Обезьяны Воронова

Вернувшись во Францию, он попал в клокочущий котел новых идей и методов, особенно хирургических. Обширнейшая практика Первой мировой войны, когда никто не смел ругать хирурга за не совсем удачный исход, стимулировала прогресс в этой области медицины. Произошло и повторное рождение совершенно новой науки генетики, которая – по крайней мере на растениях – получала удивительные гибриды между близкими видами. Популярным стало и учение Дарвина.

Вся эта триада сложилась у Воронова в яркую и захватывающую мозаику, которая обещала новые горизонты в борьбе со старостью и немощью. Почти две с половиной сотни человек в возрасте от 55 до 70 лет были прооперированы Вороновым. В итоге он хвастался 90-процентным положительным эффектом подсадки семенных желез обезьян, которых он считал более жизнеспособными, да к тому же не отягощенными неблагоприятной наследственностью. (Тогда еще никто не догадывался, что человекообразные обезьяны могут нести в ядрах своих клеток дээнковую копию генома вируса СПИДа.)

Операции были недешевы прежде всего из-за высокой стоимости тех же шимпанзе, которых приходилось везти из далекой Африки. Воронов обещал с помощью своей опотерапии восстановить угасшую половую функцию пожилых месье и джентльменов. Лучше всего сложившуюся с пациентами ситуацию передает название книги академика Александра Богомольца «Кризис эндокринологии», увидевшей свет в 1927 году. Уже тогда постепенно становилось ясно, что сенсация оказалась дутой. Тем не менее она дала толчок к развитию иммунологии, сформулировавшей в конечном итоге концепцию отторжения пересаженных органов и тканей. Но это было много позже┘

Девятые врата на Восток

Богомолец писал свою книгу, возможно, имея в виду и результаты проводившихся в далеком Сухуме известным зооживотноводом Ильей Ивановичем Ивановым опытов по скрещиванию людей с обезьянами. Прославился будущий профессор еще в дореволюционные времена, когда с помощью князя Ольденбургского, патронировавшего русскую науку и давшего, в частности, десять тысяч рублей золотом на организацию лаборатории Ивана Павлова, развернул интереснейшую работу в ставшем всемирно известным заповеднике Аскания-Нова, что неподалеку от Херсона.

Иванов сумел наладить сохранение спермы животных различных видов, что позволило ему развернуть успешные опыты по гибридизации разных видов. Затем все «хозяйство» с окончанием военного коммунизма в 1921 году и переходом к нэпу стало советским, а профессор Иванов со своим сыном – советскими госслужащими. Сейчас уже трудно, учитывая исторические «зачистки», проводившиеся десятилетиями в архивах, достоверно узнать, кто был инициатором африканской одиссеи отца и сына Ивановых. Судить можно лишь по крохам косвенной информации, которую удалось собрать по самым разным источникам.

Взятие Красной армией во главе с Сергеем Кировым Баку и успешное «возвращение» Михаилом Фрунзе Туркестана, казалось бы, открыло врата Индии. Лариса Рейснер оказывается в Кабуле, «растениевод» Николай Вавилов отправляется с экспедицией в Афганистан, а Яков Блюмкин, застреливший еще в 1918 году немецкого посла Мирбаха, занимается то ли на севере Индии, то ли в Тибете поисками легендарной и в то же время мифической Шамбалы – «Страны восьми гор»...

Все подобные «телодвижения» не могли в начале 20-х совершаться без ведома Льва Троцкого (скорее, даже по его прямому приказу), который в одной из своих работ писал о необходимости освобождения трудящихся северной Индии, находившихся под колонизаторским гнетом ненавистной Англии. Но продвижение в Туркестане застопорилось, повторив судьбу восточного похода в Индию Петра I и генерала Скобелева в конце ХIХ века.

Причиной тому была вроде бы банальная малярия, с которой наука не может справиться и поныне. Неожиданное подтверждение этому факту можно найти в шолоховской «Поднятой целине»: «питерский» Давыдов едет на встречу с секретарем райкома, которого «трясет» малярия, подхваченная им в походе, возглавлявшемся Фрунзе (который, кстати, мог погибнуть на операционном столе по причине все той же коварной болезни).

Итак, девятые врата на Восток были открыты, но пройти сквозь них было не так-то просто. Не забудем, что в ходе Первой мировой войны Троцкий, будучи военным корреспондентом нескольких европейских газет, был свидетелем фиаско молодого военного министра Уинстона Черчилля. Тот бездарно запорол знаменитую Галлиполийскую операцию британского Экспедиционного корпуса, солдаты и офицеры которого были брошены на захват Константинополя, но стали жертвами все той же малярии.

Наталья Ларина, дочь Ю.Ларина (Михаила Лурье), сообщает в своих воспоминаниях, что к ее отцу обратился некий ветеринар Семенов, мечтавший организовать в благоприятном климате субтропического Сухума обезьяний питомник. И Ларин, который был весьма дружен с Николаем Бухариным, в конечном итоге женившемся на его дочери, принял самое горячее участие в осуществлении этой задумки. Через кого он действовал, дочь не сообщает, но опять же и на это нужны были деньги.

Гибриды Иванова

Так или иначе в 1925 году отец и сын Ивановы отправляются на пароходе в Габон. Ясное дело, что решение об экспедиции и выделении средств на нее выносилось гораздо раньше, когда Троцкий был еще «в силах». Но и в тот год, когда пароход отчаливал в направлении Босфора, изгнанный из Политбюро вершитель судеб работал под крылом Феликса Дзержинского в ВСНХ – Высшем совете народного хозяйства. Троцкий через старые связи с социалистами в Европе мог, кстати, договориться о допуске профессора во французскую и бельгийскую колонии, где и были отловлены шимпанзе, гориллы и макаки.

А дальше история более или менее известна. Ивановы на своем ноевом ковчеге вернулись в Союз и довольно успешно начали в Сухумском питомнике работу по «гибридизации». К сожалению, на долгом пути из Африки несколько ценных обезьян погибли, скорее всего от обезьяньей оспы. Времени ведь на выдерживание карантина не было, да к тому же тогда о вирусах и анализах по их выявлению никто ничего и не слыхивал.

На самом деле ни о какой гибридизации речь и не шла. Иванов эксплуатировал свой накопленный опыт по искусственному осеменению комсомолок-энтузиасток, из чего, естественно, в силу понятных биологических причин ничего не вышло. Говорят, что ученые-экспериментаторы пытались «исправить» дело с помощью контактов первого рода, то есть предлагая девушкам и молодым женщинам вступить с самцами обезьян в непосредственный сексуальный контакт. То же делалось и в отношении «доноров спермы», вступавших, вернее пытавшихся вступить в связь с самками.

Научный блеф закончился естественным провалом. Злые языки утверждают, что самцы горилл и шимпанзе просто-напросто убили нескольких девушек. Но даже если этого и не было, составлять реляции наверх было попросту не о чем. Сохранилось несколько писем Иванова-старшего его друзьям в Москву, написанных будто бы в 1927 году. Но это скорее всего были все же секретные отчеты в соответствующие структуры ОГПУ, в которых футуристические видения выдавались за реальные результаты опытов на человеке.

Главное, на что напирал уважаемый профессор, было ожидаемое получение гибридного потомства, свойства особей которого выдавались за вполне реальные и осязаемые. Это прежде всего устойчивость к болезням (малярии?), большие сила и выносливость в возрасте уже шести–восьми лет, благодаря чему они могут использоваться при работе на шахтах и в качестве сильных и способных к большим физическим нагрузкам солдат «при полной выкладке»!

Химера быстрой эволюции

Сейчас модно приписывать все свершения Сталину. В одной из публикаций довелось читать, что к будущему отцу народов еще в 1925 году, то есть в год экспедиции Ивановых в Африку, обращался хирург Боткинской больницы Розанов. Врач будто бы писал, что ему требуется хотя бы пара здоровых горилл или шимпанзе, поскольку он хотел пересадить их тестикулы людям.

Тут даже трудно понять, откуда пошла подобная информация. Дело в том, что в 25-м году Сталин был еще никем, хотя и до этого спорил с Троцким о госмонополии на водку, а Дзержинский ругался на чем свет стоит, что Сталин ни уха ни рыла не понимает в экономике. Однако Сталин сумел победить почти всех только к 1930 году, то есть на следующий год после «великого перелома». Вот тогда-то и начались первые «подчистки» старых проектов Троцкого, до этого голова была занята совсем другим, и до того же Сухума просто руки не доходили.

В 1930 году Ивановых арестовали, а затем, через пару лет, не мудрствуя лукаво, расстреляли. Так вполне в духе начинавшегося нового и ужасного десятилетия бесславно закончилась одна из многих научно-политических авантюр. Лишь в воспаленном мозгу творцов мировой революции могла родиться химера возможного быстрого «смешения» представителей разных биологических видов, предки которых разошлись не менее семи миллионов лет тому назад.

У этой давнишней истории, имеющей, казалось бы, сугубо исторический интерес, тем не менее появился довольно странный современный рефрен! Речь идет о горячих дискуссиях, градус которых искусственно поддерживается некоторыми людьми, «протестующими» против сложной и долгой эволюционной истории происхождения предков человека разумного на бескрайних просторах Африки.

Доведись автору участвовать в подобного рода дискуссиях, я бы просто рассказал эту малоизвестную историю попыток обратить эволюцию сегодняшнего человека и современных обезьян вспять. И, думается, что сначала оппоненты посмеялись бы, потом всплакнули над судьбой несчастных отца и сына, а также сгинувших вместе с ними сотрудников питомника в Сухуме, после чего тихие и умиротворенные разошлись бы по своим «епархиям».

Вот что иногда вспоминается по выходе очередного образчика продукции Голливуда, вдруг напомнившего о сложных взаимоотношениях материи и духа в непростой и долгой истории человечества, и нашей в том числе┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
701
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
834
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1122
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
756

Другие новости